Stroi-doska.ru

Строй Доска
2 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Где брали кирпич для кремлевской стены

Красоты русского Севера (4 дня, автобус)

Этот тур участвует в АКЦИИ «КЭШБЭК 20%»

Программа:

РОСТОВ ВЕЛИКИЙ

07:15 – Сбор группы и встреча с гидом м. ВДНХ, на парковке автобусов с правой стороны гостиницы «Космос» (первый вагон из центра, выход №1).

07:30 – Отправление автобуса от м. ВДНХ. Путевая информация.

– Прибытие в Ростов Великий (переезд 200 км).

– Обед в кафе города.

– Экскурсия в Ростовский Кремль: знакомство с архитектурным ансамблем Кремля, экскурсия по стенам и башням (малые переходы).

Их всего четыре в России – четыре города, в названиях которых есть слово «Великий», и один из них – Ростов, ровесник Русского государства, град вне времени, первая остановка на пути к Русскому Северу.

Поначалу город поражает скромностью, и только завидев громаду Ростовского кремля, вы понимаете – перед вами исполин, переживший всё и всех и когда-то по статусу едва ли уступавший древнему Киеву. Ростовский кремль – это сама Русь, осколок ушедшей эпохи. Мощные стены будто защищают средневековье от выветривания… А ведь, строго говоря, Ростовский кремль это вовсе не кремль, то есть не крепость, предназначенная для защиты. Так для чего же он был построен?

Сколько святых угодников дала России ростовская земля! Недаром существует поверье, что Ростов – город настолько святой, что ни один враг взять его не сможет. Все постройки кремля соединены переходами и, не спускаясь на землю, можно попасть в любое здание. Проходя по стенам и переходам, вы, возможно, услышите голос 32-тонного колокола «Сысоя». А не чудо ли, что «Сысой» говорит с людьми с 1689 года, и не был ни перелит по Указу Петра на пушки, ни увезён во время церковной реформы Екатерины, ни даже не был сброшен и расколот большевиками…

Но отвлечёмся от божественного. «Иван Васильевич меняет профессию» – пересмотрите этот фильм перед поездкой и гулять по кремлю, угадывая места съёмок, станет ещё интереснее… «Живьём брать демонов!», – это прозвучало где-то здесь. Где? Вы узнаете…

– А рядом с Кремлем – огромное озеро. Выйдите на берег Неро – вас накроет заряд потрясающей свежести – здесь всегда дует какой-то лёгкий и придающий силы бриз…

И именно здесь, на берегу озера, раскинулся удивительной архитектуры Спасо-Яковлевский Дмитриевский монастырь (действующий мужской), основанный ещё в XIV веке. Вас ждёт экскурсия по территории монастыря. Строгий и суровый, как и все северные монастыри, но при этом – отрада и утешение для многих и многих людей.

– Едем дальше на Север в Вологду (переезд 260 км).

– Размещение в гостинице г. Вологды (на выбор ГРК «Спасский», «История» или «Палисад»).

– Завтрак в ресторане гостиницы.

– Обзорная экскурсия по Вологде.

Жемчужина русского Севера, город-музей деревянного градостроительства и просто очень милый и провинциальный город – Вологда… Та самая «Вологда-гда» из знаменитой песни про почту и резной палисад. Тихая, патриархальная, провинциальная, со множеством храмов и старинных построек Вологда – кружевная столица Русского Севера. Сотни достопримечательностей, десятки музеев – всего не обойти за один день. Во время экскурсии вы увидите Вологодский кремль (Архиерейский двор с великолепным Софийским собором), набережную реки Вологда, памятник Батюшкову, памятник букве «О». Она в Вологде особо знаковая, местные жители говорят с характерным «оканьем».

А ведь Вологда могла стать столицей не только деревянного зодчества, но и всей России. Это было во времена Ивана Грозного, который хотел перенести столицу в Вологду и затеял грандиозное строительство Вологодского кремля, который по размерам должен был превышать Московский. Только посмотрите на махину Софийского собора, чем-то похожего на главный собор Москвы – Успенский! Но почему же царь не закончил начатое? Говорят, что виной тому выпавший из стены и поранивший Грозного кирпич. Не приживались кирпичи в деревянной Вологде…

– Экскурсия в музей «Дом забытых вещей». Замечательный уютный, тёплый, такой домашний музей, собранный из личных и частных коллекций. Расположен в старинном деревянном особняке в центре Вологды. Это музей вещей, которые стёрлись из памяти – а когда-то без них невозможно было представить быт наших предков! Здесь у каждого предмета своя история, своя судьба, которую так интересно рассказывают хранительницы этого дома! Да, есть музеи богаче, есть гораздо знаменитей, мемориальнее, но этот музей – атмосферный. Это музей-дом, музей-семья, музей ушедшей эпохи, музей Времени, и Время приходит сюда отдохнуть и вспомнить – как всё это было… Поэтому и часы, отсчитывающие Время, бьют здесь, когда захотят и как захотят – им можно, у них давно уже другой отсчёт…

– Посещение Спасо-Прилуцкого мужского действующего монастыря. Один из самых древних и больших монастырей Русского Севера был основан в 1371 году в излучине реки Вологды учеником Сергия Радонежского святым Димитрием Прилуцким. Святые мощи Дмитрия хранятся в монастыре. Архитектурный ансамбль обители является памятником архитектуры федерального значения, храмы строились в XVI-XVII веках, их расписывали легендарные художники, в том числе Дионисий. Монастырь был закрыт Советской властью в 1926 году и в 1930-е годы использовался как пересыльная тюрьма. Сейчас вновь действующий мужской монастырь. В 1993 году в составе села Прилуки вошёл в черту города Вологды.

– Обед в ресторане города.

– Экскурсия «Семь чудес Вологодского Кремля». Вологодский кремль (Архиерейский дом) – это одна из главных достопримечательностей Вологды. В наши дни здесь располагаются экспозиции Вологодского музея-заповедника. Его коллекции: это древнерусская живопись, деревянная скульптура, ткани, нумизматика, живопись. И, конечно же, шедевром Вологодского музея является архитектура самого Вологодского Кремля.

На экскурсионной программе вы увидите самые яркие «изюминки» музейного собрания.

– Возвращение в гостиницу. Свободное время.

– Завтрак в ресторане гостиницы.

– Переезд в г. Белозерск (210 км). Северная Фиваида, Белоозеро… В русском языке «белый» означает «чистый» и «святой». И действительно, свято это озеро, свята и намолена эта земля…

– Обзорная экскурсия по городу. Белозерск – самый древний русский город, так считают местные жители. А ведь действительно, известно же из летописей, что «сел Рюрик управлять в Ладогу, Трувор в Изборск, а Синеус в Белоозеро. » Ладога перестала быть городом, ныне это село Старая Ладога, Изборск тоже теперь лишь деревня, а град Белоозеро, став городом Белозерском, существует и поныне.

Красота Белозерска неяркая, но настоящая. Здесь сохранилось очарование купеческого города 19 века с его торговыми рядами и особняками, сохранились и куда более древние – огромные! – земляные валы, которые многие века тому назад служили защитой от врагов.

– Обед в кафе города.

– Экскурсия в музей «Белозерск исторический». Вся история города – в музее, где вы совершите путешествие вглубь веков, попробуете добыть огонь и поучаствуете в археологических раскопках, узнаете, почему жители три раза меняли местоположение города, пока не основали ныне существующий. Вся история Белоозера, от палеолита до наших дней, пройдёт перед вами, а история эта очень интересная!

– Интерактивная познавательно-гастрономическая экскурсия в музее Белого озера и в музее «Русская изба». На вопрос о погоде или о планах в Белозерске отвечают по старинке: «Как озеро скажет». Белое озеро – часть жизни любого жителя, друг и советчик. Здесь даже настроение у людей меняется вместе с настроением озера! Разумеется, в городе есть музей, посвящённый озеру, которое уже много веков поит и кормит город. Музей молодой и всего лишь второй в России музей озероведения (лимнологии), а первый – байкальский. Об озере, о его подводных обитателях, о животных, живущих в лесах по берегам, о влиянии людей на озеро и озера на людей – всё в этом музее! Здесь можно даже порыбачить! Разумеется, виртуально… А вы знаете, зачем вокруг озера полтора века назад вырыли обводной канал длиной 67 километров? В завершение программы вас ждёт чаепитие с пирогами.

И скажите «до свидания» Белозерску, древнему городу, который предпочёл отойти от важных государственных дел и просто и тихо жить среди леса у большого Белого озера, на святой земле.

– Возвращение в Вологду. Свободное время.

– Завтрак в ресторане гостиницы. Освобождение номеров.

– Экскурсия в музей кружева. Вологодское кружево – это один из главных брендов города. Местный музей кружева – самый крупный в мире, экспозиции располагаются на двух этажах. Ажурное, невесомое, нежное, роскошное, изящное, воплощение чистоты и элегантности – это всё о вологодском кружеве. Птицы и снежинки на кружевных воздушных скатертях, огромные кружевные картины с домами и людьми, а если подойти ближе – тончайшая паутинка из льняных нитей… Об этом музее трудно писать, это не музей, это храм – храм народных традиций и народного трудолюбия… От каждый работы, даже от маленького кружевного листика веет теплом и добротой – с плохими мыслями такую красоту не сделать… В этом музее, как и в церкви, отдыхает душа и очищаются мысли.

Только одно можно сказать про этот музей – кружевное великолепие! И добавить банальное – обязателен к посещению!

– Свободное время в центре города (2 часа). Вы можете пообедать в кафе в центре города и купить что-нибудь в дорогу.

Русский Север не хочется покидать, а, когда всё-таки придётся отправиться в Москву, то вы будете по-другому смотреть на мир. Хоть ненамного, но мир станет светлей для вас, а музыку стучащих деревянных коклюшек и резного палисада вы запомните навсегда…

Спасибо, Русский Север!

Читать еще:  Деревянная стенка под кирпич

– Отправление в Москву.

22:00 – Прибытие в Москву. Высадка туристов у ближайшей станции метро.

В стоимость тура входит:

— транспортное обслуживание по программе: автобус туристического класса (при группе менее 24 человек предоставляется микроавтобус туристического класса; номера мест в этом случае не сохраняются);

— проживание: 3 ночи в гостинице г. Вологда на выбор: ГРК «Спасский» 2*, «Палисад» 3* или «История» 3* (доп. место в гостинице «История» или «Палисад»),

— питание: 3 завтрака, 3 обеда,

— экскурсионная программа (включая билеты в музеи): 10 экскурсий,

— работа сопровождающего и гидов.

Дополнительная информация:

Фирма оставляет за собой право изменять последовательность посещения объектов, а также на замену музеев, не уменьшая общего объёма программы.

Московский Кремль

Сердце города

Московский Кремль — крупнейшая действующая крепость в Европе. Кремли есть во многих городах, но только московский остается историческим, политическим и культовым центром города. А раньше он был суровой неприступной крепостью.

История не сохранила точного года появления Московского Кремля. Но уже в XII веке Юрий Долгорукий рассматривал Москву как форпост суздальского княжества, поэтому сразу задумался о строительстве крепости.

Кремль Долгорукого был крошечным: он умещался между современными Тайницкой, Троицкой и Боровицкой башнями. Его окружала деревянная стена длиной 1 200 метров.

Сначала эту крепость называли городом, а земли вокруг — посадом. Когда появился Китай-город, крепость переименовали в Старый город. И только после строительства в 1331 году Белого города крепость назвали Кремлем, что означало «крепость в центре города».

Слово Кремль» происходит от древнерусского «кром» или «кремнос» (твердый) — так называли центральную часть древних городов. Кремлевские крепостные стены и башни обычно ставили на самом высоком месте.

Слово «Кремль» также могло происходить от так называемого «кремленого» (прочного) дерева, из которого строили городские стены. А в 1873 году исследователь А.М. Кубарев предположил, что этот топоним мог прийти из греческого языка, где «кремнос» означает «крутизна, крутая гора над берегом или оврагом». Московский Кремль действительно стоит на горе на крутом берегу реки, а слова «кремн» и «кремнос» могли попасть в русскую речь с греческим духовенством, прибывшим в Москву в конце 1320-х годов вместе с митрополитом Феогностом.

Московский Кремль стоит на Боровицком холме, на слиянии Москвы-реки и Неглинной. За стенами крепости площадью 9 гектар могли укрыться от опасности жители окружающих посадов.

Со временем посады росли. С ними росла и крепость. В XIV веке при Иване Калите построили новые стены Московского Кремля: снаружи деревянные, обмазанные глиной, внутри — каменные. С 1240 года Русь находилась под татаро-монгольским игом, а московские князья умудрялись в центре захваченной страны возводить новые крепости!

Кремль при Дмитрии Донском (после пожара 1365 года) построили уже из белого камня. Тогда стены имели длину почти 2 километра — на 200 метров короче нынешних.

Пожары и землетрясение 1446 года повредили крепость, и при Иване III в конце XV века Московский Кремль перестроили. Для этого пригласили итальянских архитекторов — специалистов по фортификации — Аристотеля Фиорованти, Пьетро Антонио Солари, Марко Руффо. Они строили не просто крепость, а святой город. Легендарный Царьград был заложен по трем углам на все стороны по семи верст , поэтому итальянские мастера с каждой стороны Московского Кремля поставили по 7 краснокирпичных башен (вместе с угловыми) и постарались сохранить одинаковое расстояние от центра — Успенского собора. В таком виде и в таких границах Московский Кремль дошел до наших дней.

Стены Кремля получились так хороши, что ими ни разу никто не овладел.

Два водных рубежа и склоны Боровицкого холма уже давали крепости стратегическое преимущество, а в XVI веке Кремль превратился в остров: вдоль северо-восточной стены вырыли канал, который соединил Неглинную и Москву-реку. Раньше всех построили южную стену крепости, так как она выходила к реке и имела важное стратегическое значение — здесь причаливали прибывшие по Москве-реке купеческие суда. Поэтому Иван III приказал убрать все постройки к югу от кремлевских стен — с того времени здесь ничего не строили, кроме земляных валов и бастионов.

В плане стены Кремля образуют неправильный треугольник площадью около 28 га. Снаружи они сложены из красного кирпича, но внутри выстроены из белого камня старых стен Кремля Дмитрия Донского, а для большей прочности залиты известью. Строили из полупудового кирпича (весом 8 кг). По пропорциям он напоминал большую буханку черного хлеба. Его еще называли двуручным, потому что для поднять можно было только двумя руками. При этом тогда кирпич на Руси был новшеством: раньше строили из белого камня и плинфы (чего-то среднего между кирпичом и плиткой).

Высота кремлевских стен колеблется от 5 до 19 метров (в зависимости от рельефа), и в некоторых местах достигает высоты шестиэтажного дома. По периметру стен идет непрерывный ход шириной 2 метра, но снаружи его скрывают 1 045 зубцов-мерлонов. Эти М-образные зубцы — типичная черта итальянской фортификационной архитектуры (ими отмечали крепости сторонники императорской власти в Италии). В обиходе их называют «ласточкин хвост». Снизу зубцы кажутся небольшими, но их высота достигает 2,5 метров, а толщина — 65-70 сантиметров. Каждый зубец сложен из 600 полупудовых кирпичей, и почти во всех зубцах есть бойницы. Во время боя стрельцы закрывали промежутки между зубцами деревянными щитами и стреляли через щели. Что ни зубец, то стрелец , — говорили в народе.

Стены Московского Кремля окружали слухи для подземных войн. Они защищали крепость от подкопов. Также под стенами была система тайных подземных ходов. В 1894 археолог Н.С. Щербатов обнаружил их почти под всеми башнями. Но его фотографии исчезли в 1920-х годах.

В Московском Кремле 20 башен. Они играли ключевую роль в наблюдении за подступами к крепости и в обороне. Многие из башен были проездными, с воротами. Но сейчас для проезда в Кремль открыты три: Спасская, Троицкая и Боровицкая.

Угловые башни имеют круглую или многогранную форму и внутри содержат потайные ходы и колодцы для снабжения крепости водой, а остальные башни — четырехугольные. Это объяснимо: угловые башни должны были «смотреть» во все внешние стороны, а остальные — вперед, так как с боков их прикрывали соседние. Также проездные башни дополнительно защищали отводные башни-стрельницы. Из них сохранилась только Кутафья.

Вообще в Средние века башни Московского Кремля выглядели иначе — у них не было шатровых завершений, но были деревянные дозорные вышки. Тогда крепость имела более суровый и неприступный характер. Сейчас стены и башни утратили оборонительное значение. Не сохранилась и двускатная крыша: она сгорела в XVIII веке.

К XVI веку Кремль в Москве приобрел вид грозной и неприступной крепости. Иностранцы называли его «замком» на Боровицком холме.

Кремль много раз был в центре политических и исторических событий. Здесь короновали русских царей и принимали иностранных послов. Здесь укрывались польские интервенты и открывшие им ворота бояре. Кремль пытался взорвать убегающий из Москвы Наполеон. Кремль собирались перестроить по грандиозному проекту Баженова.

В советское время в Московском Кремле разместилось правительство. Доступ на территорию закрыли, а недовольных «утихомирил» председатель ВЦИК Я. Свердлов.

За время правления советской власти архитектурный ансамбль Московского Кремля пострадал больше, чем за всю его историю. В начале XX века внутри Кремлевских стен было 54 сооружения. Сохранилось меньше половины. Например, в 1918 году по личному указанию В.И. Ленина снесли памятник великому князю Сергею Александровичу (его убили на Сенатской площади в феврале 1905 года), тогда же разрушили памятник Александру II (на его постаменте потом поставили памятник Ленину). А в 1922 из соборов Московского Кремля вывезли более 300 пудов серебра и 2 пудов золота, более 1 000 драгоценных камней, и даже раку патриарха Гермогена.

В Большом Кремлевском дворце проводили съезды Советов, в Золотой палате устроили кухню, в Грановитой — столовую. Малый Николаевский дворец превратился в клуб работников советских учреждений, в Екатерининской церкви Вознесенского монастыря открыли спортивный зал, в Чудовом монастыре — кремлевскую больницу. В 1930-х монастыри и Малый Николаевский дворец снесли, и вся восточная часть Кремля от Ивановской площади до Сената превратилась в руины.

Во время великой Отечественной войны Кремль был одной из главных целей воздушных бомбардировок Москвы. Но благодаря маскировке, крепость «исчезла».

Краснокирпичные стены перекрасили, а чтобы сымитировать отдельные здания, на них нарисовали окна и двери. Зубцы на вершине стен и звезды кремлевских башен накрыли фанерными крышами, а зеленые крыши покрасили под ржавчину.

Маскировка затруднила немецким летчикам поиск Кремля, но не спасла от бомбардировок. В советское время говорили, что на Кремль не упала ни одна бомба. На самом деле упали 15 фугасных и 150 мелких зажигательных. А в Арсенал попала бомба весом в тонну, и часть здания обрушилась. Прибывший позже в Кремль британский премьер-министр Черчилль, проходя мимо пролома, даже остановился и снял шляпу.

В 1955 году Московский Кремль частично открыли для посещения — он превратился в музей под открытым небом. Тогда же в Кремле запретили проживание (последние жители выписались в 1961 году).

В 1990 кремлевский ансамбль включили в список объектов всемирного культурного наследия ЮНЕСКО. Одновременно Кремль стал правительственной резиденцией, но сохранил музейные функции. Поэтому на территории присутствуют сотрудники в форме, быстро наставляющие заплутавших туристов «на путь истинный». Но с каждым годом все больше уголков Кремля становятся открытыми для прогулок.

А еще Кремль часто снимают для кино. А в фильме «Третья Мещанская» можно даже увидеть Московский Кремль до сноса Чудова и Вознесенского монастырей.

Читать еще:  Кирпич для облицовки стены за печью

Мини-путеводитель по Кремлевским стенам и башням

Выяснилось на чем стоит Московский Кремль и какова реальная глубина его стены

Похожие публикации

Назван срок окончания реставрации Троицкой башни московского Кремля

Собянин рассказал, что уже строится в уникальном столичном парке «Зарядье»

Лукойл и Яндекс реализуют совместную сервисную программу

24 ноября состоится торжественная церемония награждения премии Urban Awards 2021

Организаторы объявили даты 3-го форума недвижимости «Движение»

Итоги детского творческого конкурса «Cпасибо, доктор!»

«Город будущего»: «Киевская площадь» подвела итоги конкурса детских рисунков

«Киевская площадь» объявляет конкурс детских рисунков

Власть и бизнес обсудят актуальные вопросы промышленности на XVI Национальном конгрессе «Модернизация промышленности России: приоритеты развития»

X фестиваль юных талантов «МОСГАЗ зажигает звезды»: стартовал прием заявок

Total Vostok принял участие в международной выставке Comtrans 2021


ООО «Строймедиа». Электронное сетевое издание «Строительство.RU», свидетельство о регистрации средства массовой информации: ЭЛ № ФС 77-72535 от 20 марта 2018 г.,
выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций. Авторское право на материалы,
опубликованные на сайте «Строительство.RU», охраняется в соответствии с законодательством РФ.

Другой Кремль: Москва глазами путешественника во времени

Журнал №159, декабрь 2016

На экране компьютера старая акварель. Большая площадь полна народа: нарядные дамы, приказчики, разносчики, монахи, нищие. Чугунные столбики с масляными фонарями, карета – по многим признакам конец XVIII или самое начало XIX века. Я пытаюсь угадать, какой московский вид изображен на картине, и не могу.

Слева и справа площадь окружена колоннадой с арками – похоже на торговые ряды. За ними виднеются крепостные башни, еще две замыкают перспективу. Эти две подозрительно напоминают московские Иверские ворота. Но если это Иверские, то передо мной либо Манежная площадь – тогда откуда эта аркада торговых рядов, в Охотном таких вроде никогда не было? – либо.

«Ну-ка, а если вот так?» – человек за компьютером, худощавый мужчина лет 35, щелкает мышью, и я вижу ту же аркаду с другого ракурса, как бы с высоты птичьего полета. Здесь вопросов уже не возникает: на картинке с фотографической четкостью прорисованы Спасская башня и Василий Блаженный. Да, это Красная площадь – с совершенно непривычными торговыми рядами у самой Кремлевской стены, с белыми стенами и башнями Кремля, без привычного шатра над Никольской!

Алексей Калинчиков профессионально занимается 3D-графикой для кинематографа, а в свободное время создает трехмерные реконструкции Кремля и выкладывает на своем сайте. Пока для посетителей сайта mos-kreml.ru доступны изображения двух эпох – по состоянию на 1700-й и 1800-й годы. Реконструкция торговых рядов – из 1800 года, а озадачившая меня акварель – один из источников, которыми пользуется в работе Алексей. Жерар Делабарт написал ее в 1795 году по заказу будущего императора Павла I.

«Торговые ряды по периметру Красной площади есть не только у Делабарта, но и на известной акварели Федора Алексеева 1800 года, – поясняет Алексей, – ориентируясь на них, я и строю модель. Вот Верхние торговые ряды Матвея Казакова – на их месте сейчас ГУМ, они есть на фотографиях 1880-х годов – по этим снимкам мы устанавливаем масштабы, конфигурацию. А вот с размерами рядов у Кремлевской стены есть некоторая проблема. ». Алексей еще раз «пролистывает» на компьютере старые изображения. Нет ни подробных планов, ни видов с высоты птичьего полета: оно и понятно, в те годы первые аэростаты братьев Монгольфье и Жака Шарля уже летали в небе Парижа, но над Москвой выше колокольни Ивана Великого не поднимался еще никто.

«Тот самый случай, когда картины не помогают: приходится обращаться к археологическим данным», – говорит художник и открывает новую папку. На экране – обмеры раскопов Красной площади, проводившихся во время ее реконструкции в 1920-х годах. Вот остатки легендарного Алевизова рва, еще проходившего до начала XIX века вдоль Кремлевской стены, а вот и фундаменты тех самых торговых рядов. Переключение – снова к картинке в окне трехмерного редактора. В соответствии с данными раскопов Алексей меняет ширину исчезнувших рядов: чуть шире, чуть уже – недолет, перелет.

Щелчок – и «новенькие» ряды из серых становятся желтыми, а кремлевские стены – кирпичными. Кладка – не «причесанная» и аккуратно выкрашенная, как в наши дни, а неровная, тронутая временем. Текстура для аутентичной русской крепостной стены XVI века берется с фотографий реальных стен. В Москве такие найти не удалось: красный кирпич Алексей брал со снимков Смоленской крепостной стены, а беленый – с фотографий Ростовского Борисоглебского монастыря. «В моей модели еще нет мелких деталей ландшафта, нет лодок, лошадей, карет. Самого интересного в любой эпохе. Есть люди, правда, пока я не могу сделать их крупнее – для этого требуется намного больше времени. Но начало положено», – улыбается Алексей.

Действительно, на большинстве гравюр или акварелей с видами старой Москвы мы видим множество людей. А каждый человек – это история, причем не столько личная, сколько сословная. Cолдатcкая форма, лохмотья нищих, облачения священников, кафтаны и шубы бояр: никакой самодеятельности, четкая картина мира, кем родился – тем и пригодился. «Если бы я попал в прошлое, хотел бы иметь возможность путешествовать, – говорит Алексей. – Быть как те иностранные купцы, которые в XVII веке удивлялись контрасту: бесконечные русские леса, поля, пустоши, а посреди этого – великолепный, грандиозный город. Поражающий воображение».

Москвичам повезло с Кремлем. Многие воспринимают его как данность, величественный облик крепости слегка «затерт» от повсеместного использования. Иностранцы смотрят на Кремль иначе. Особенно итальянцы. Об этом мы беседуем с историком архитектуры из Флоренции, приглашенным профессором МАрхИ, Федерикой Росси. Федерика признается, что больше всего любит разглядывать Кремль именно с хрестоматийных «открыточных» точек – например, с мостов.

«Многое в Кремле прямо связано с итальянским Ренессансом, – говорит она. – Стены и башни – самая ренессансная часть Кремля; это вообще крупнейшая крепость эпохи Возрождения. Миланский замок Сфорца, да и другие сооружения этого типа в Италии гораздо скромнее по размерам». Действительно, московские стены и башни больше всего похожи на итальянские прототипы. Кстати, понятно почему: из-за функциональности. «В фортификации важно точно соблюдать технологию: если построишь что-то свое, оно ведь может и не сработать. Тут был первичен не стиль, а функция, – продолжает Росси. – Это потом, после того как в XVII веке изображение кремлевской стены попало на икону Симона Ушакова “Древо государства Российского”, образ Кремля стал в России сакральным – больше, чем просто крепость».

Другой пример – Успенский собор Аристотеля Фиораванти. Это величественное здание в значительной степени наследует итальянскому Ренессансу, но много в нем и от православной русской архитектурной традиции. Почему? Возведение этого храма было становлением нового стиля, новой, московской, идентичности. В 1459 году на соборе архиереев в Москве было закреплено разделение Русской церкви на Киевскую и Московскую митрополии, тогда же великий князь Московский стал самостоятельно, без оглядки на Константинополь, утверждать митрополитов. При Иване III Москва стала крупнейшим региональным политическим центром, здесь сосредоточились светская и духовная власть. И государь всея Руси повелел воздвигнуть кирпичный Кремль и новый кафедральный собор.

«Успенский собор – это новое слово в архитектуре: в нем многое от Ренессанса и при этом многое от идеологии митрополита и Великого князя», – резюмирует Федерика Росси. Апрель 2016 года. Как и полтысячелетия назад, весеннее солнце топит последний лед на Москве-реке и прогревает робко зеленеющую траву у подножий стен. Кутафья башня, построенная миланцем Алоизио как предмостное укрепление Троицких ворот Кремля, – как была белая при Василии III, так и осталась. Правда, даже в 1980-х вокруг нее все выглядело по-другому – не было нагромождения киосков, касс, пропускных пунктов.

Мы с Алексеем Калинчиковым потихоньку преодолеваем очередь к металлоискателям в компании московского краеведа, знатока допетровского Кремля, одного из координаторов общественного движения «Архнадзор» Александра Можаева. – Оружие меняется – и пропускной режим меняется, – философски замечает Алексей. – Недаром в 1918 году, когда Кремль после двухвекового перерыва снова стал государственной резиденцией, вход в него и вовсе закрыли для горожан из соображений безопасности. – С тех пор как из Кремля повывели жилые дворы, ходить через него стали меньше, – комментирует Можаев. – Хотя, конечно, режим был не такой, как теперь. Но вот в начале XVIII века жилые дворы здесь еще были. А в Чумной бунт 1771 года Кремль стал свидетелем очень мощных беспорядков.

Рамки металлоискателей пройдены, мы выходим на когда-то единственный в городе каменный мост – Троицкий. Налево – угловая Арсенальная башня с ее стройным шатром. – С этой башней у большинства художников проблемы, – всматривается в Арсенальную Калинчиков. – У каждого художника был собственный стиль, в том числе и в передаче перспективы, пропорций. Своего рода авторский «коэффициент искажения». Арсенальная башня, на которой шатер не меняли, – реперная точка. Ориентируясь на нее, можно приблизительно вычислить этот «коэффициент» для каждого рисунка и по нему восстановить реальные формы утраченных строений, на нем изображенных. – А вот соседняя Никольская до начала XIX века имела совсем другой шатер – есть версии, что он был низкий, но с четырьмя угловыми круглыми башенками, как у Воскресенских ворот Китай-города, – добавляет Можаев.

Входим в Троицкие ворота. Слева – фасад Цейхгауза, петровского Арсенала. Вырос он там, где до начала XVII века стояла россыпь строений поменьше – церкви Параскевы Пятницы и Входа Господня в Иерусалим, хозяйственные постройки – государев Житный двор и Сахарные палаты, стрелецкий двор, боярские усадьбы.

Читать еще:  Толщина стен силикатного кирпича

У Цейхгауза была, что называется, трудная судьба: его заложили в 1702 году и из-за хронической нехватки денег строили почти 35 лет. На 13-м году строительства рухнула крыша. Менялись архитекторы и мастера, и вот, в 1736-м, Арсенал был построен – чтобы через год сгореть в печально знаменитом Троицком пожаре. Восстановили Арсенал за полтора десятка лет до прихода Наполеона, который, уходя, взорвал часть сооружения. Взгляд направо – еще одно здание трудной судьбы, на сей раз в стиле модернизма, Государственный Кремлевский дворец, изначально – Дворец съездов, заменивший старую Оружейную палату 1809 года постройки. – Зато буфет на крыше, – улыбается Александр Можаев. – Он и сейчас, кажется, в антрактах гостей принимает. Когда Хрущеву сказали, что новое здание испортит вид на Кремль со стороны Манежа, он ответил в своей манере: «С других сторон будете смотреть».

Впереди – подъемные краны: там, за Соборной площадью, разбирают бывшую Школу кремлевских курсантов, 14-й корпус Кремля. – От старого Кремля осталась, по сути, лишь Соборная площадь да сама сетка улиц, – неожиданно спокойно говорит Алексей. – Но тем он и интересен: облик Кремля вбирает в себя все эпохи. Допетровская Русь – Теремной дворец, соборы, Патриаршие палаты. Классицизм – Сенат и Арсенал. Псевдорусский стиль – Большой Кремлевский дворец. Советский модернизм – Дворец съездов. Жаль только, теперь не будет образца сталинского стиля – 14-го корпуса.

Краны работают день и ночь: стены хоть и ХХ века, но вполне крепкие, построены на совесть.

К внушительным – как везде в Кремле – охранникам подходит человек в пиджаке, говорит с ними, ждет пару минут, потом получает в руки какой-то сверток и отходит прочь, к Спасской башне. «Это он кирпич купил, на память, – объяснит мне потом один из бывших сотрудников администрации президента. – Мы же в этом корпусе сидели, живая память. Смотришь, как родные стены сносят, – слезы наворачиваются».

– Объекты всегда завязаны один на другой, нельзя вернуть один, не убрав более поздний, – Калинчиков явно недоволен картиной. – Говорят о ценности истории, о бережном подходе – а почему-то занимаются разрушением. Еще бы, это легче. – Жаль, – вздыхает Можаев. – У корпуса был хороший главный фасад. И ведь они его при разборке пилят на квадраты, хотя вполне можно было собрать заново в другом месте! А что здесь теперь? Пустота, тревожная и бессмысленная. Мы выходим на Красную площадь через самые знаменитые ворота древней крепости – Спасские. И, на прощание с Кремлем, по традиции «ломаем шапки» – через эти ворота всегда было принято проходить с непокрытой головой.

«Вот он, мой главный рабочий инструмент!» – мы снова у компьютера, где Алексей работает еще над одним «кадром» панорамы, на сей раз 1700 года. На экране – топографическая карта, на которую наложены силуэты строений разных эпох. Пользуясь ею, удобно соотносить пропорции и взаимное расположение сохранившихся зданий и тех, что не уцелели. Если взглянуть на эволюцию планировки Кремля, можно увидеть, как все его составные части с веками укрупняются. Где стояли три-четыре небольших терема, в XVII веке появляется большой дворец Бориса Годунова; к XIX он подминает под себя еще несколько строений и к середине века превращается в Большой Кремлевский дворец. Что-то подобное случилось и с Дворцом съездов, и с Сенатом, и с Арсеналом: все кварталы Кремля стремятся стать монолитными. «Если теперь на месте Школы кремлевских курсантов снова появятся здания монастырей, это будет беспрецедентный в кремлевской истории шаг назад», – говорит Алексей. У Федерики Росси на этот счет свое мнение: «Может быть, эволюция Кремля и логична, а на взгляд нашего современника, Кремль вполне гармоничен. Но, пожалуй, мне ближе та точка зрения, что Кремль – это ансамбль, искаженный многочисленными перестройками. Профессионалы-историки точно знают, что стояло в Кремле в каждом веке, и пытаются это изучать буквально по крупицам».

Слой за слоем

На основе акварели Жерара Делабарта, запечатлевшего Верхние торговые ряды на Красной площади в 1795 году, Алексей Калинчиков создает трехмерную модель.

ФСО разрешила посетителям Кремля приносить с собой еду, безалкогольные напитки и гаджеты

МОСКВА, 9 апреля. /ТАСС/. Федеральная служба охраны (ФСО) опубликовала обновленные правила посещения Московского Кремля. Приказ за подписью директора ФСО генерала армии Дмитрия Кочнева опубликован в пятницу на официальном портале правовой информации.

Новый документ отменяет действие предыдущих правил, которые ранее обновлялись четыре раза, в последний раз в 2012 году. Список всех правил посещения Кремля расширен и занимает девять страниц, к нему прилагается подробная схема территории с необходимыми обозначениями.

«В обновленных правилах посещения Московского Кремля, Мавзолея В. И. Ленина и Некрополя у Кремлевской стены актуализированы современные требования к посетителям», — рассказал ТАСС начальник отдела по связям с прессой и общественностью ФСО Денис Симонов. Он обратил внимание, что «предполагается увеличение времени посещения Московского Кремля в летний период и в дни зимних школьных каникул, открыты новые туристические зоны («Новый сквер», археологические окна на Ивановской площади), открыт выход посетителей через Спасскую башню, предусмотрена возможность посещения Московского Кремля в колясках для маломобильных граждан, с собаками-поводырями (при наличии медицинских справок)». «Также утверждена возможность прохода с небольшим прогулочными рюкзаками, с прозрачными пластиковыми емкостями с питьевой водой, неалкогольными напитками, продуктами питания в прозрачной упаковке до одного килограмма, включая детское питание», — отметил Симонов.

Он подчеркнул, что «обновленные правила посещения Московского Кремля существенно упростили требования к посетителям, они ориентированы на современные походы к созданию комфортной среды для российских и иностранных туристов». «С введением новых правил посещения Московский Кремль стал единым пространством для посетителей, при этом были учтены меры противодействия проявлениям террористического характера и уделено особое внимание безопасности российских и иностранных граждан», — отметил начальник отдела ФСО.

ФСО разрешает

Осталось без изменений время посещения Кремля — с 10:00 до 17:00 мск. При этом в новых правилах закреплено, что с мая по сентябрь время для посещения Кремля может увеличиваться, а во время зимних школьных каникул и проведения массовых новогодних мероприятий устанавливаются дополнительные дни и часы для посещения. Появился раздел о том, что «общенациональный мемориал воинской славы, расположенный в Александровском саду, открыт для посещения круглосуточно».

В новые правила впервые включен раздел со списком малогабаритных вещей и вещей личного пользования, которые можно проносить с собой. Среди них «папки, сумки и другие подобные предметы и вещи, размеры которых не превышают 400х300х100 миллиметров; прогулочные рюкзаки, размеры которых не превышают 450х350х200 миллиметров; зонты; портативные электронно-вычислительные устройства и средства мобильной телекоммуникационной связи индивидуального пользования; бутилированные безалкогольные напитки в прозрачной пластиковой емкости общим объемом не более одного литра или в иной прозрачной емкости общим объемом не более 0,33 литра; непитьевые продукты питания, за исключением упакованных в непрозрачные емкости, общим весом не более одного килограмма; кино-, фото- и видеоаппаратура». «Другие предметы и вещи сдаются в камеру хранения, расположенную в Александровском саду», — уточняется в приказе ФСО.

Дополнены правила и пунктом, разрешающим инвалидам и другим маломобильным посетителям проходить на территорию Московского Кремля, некрополя у Кремлевской стены и в Мавзолей «на креслах-колясках (при необходимости), а посетителям с нарушениями здоровья при наличии медицинских показаний — с индивидуальными техническими средствами реабилитации».

Чего нельзя в Кремле

Скорректирован пункт о запретах при проходе в Московский Кремль, Мавзолей и на территорию некрополя у Кремлевской стены. Как и по прежним правилам, нельзя брать с собой животных, оружие, взрывчатые, легковоспламеняющиеся, радиоактивные и другие опасные для жизни и здоровья людей вещества, пачкающиеся и зловонные вещи и вещества, животных, лыжи, велосипеды. Кроме того, теперь Кремль будет закрыт для тех, кто придет на экскурсию с беспилотными воздушными судами, со светошумовыми изделиями, с санками, самокатами, роликовыми коньками и другими подобными средствами передвижения. Также проход будет закрыт для посетителей, находящихся «в состоянии алкогольного (наркотического, токсического) опьянения и (или) каким-либо образом нарушающим общественный порядок».

Также новые правила дополнены указанием посетителям не нарушать санитарно-эпидемиологические требования. Данный пункт приказа гласит, что «посетителям на территории Московского Кремля запрещается заходить за ограждения, находиться на газонах и территориях, занятых зелеными насаждениями; распивать спиртные напитки, находиться в состоянии алкогольного (наркотического, токсического) опьянения и (или) каким-либо образом нарушать общественный порядок; иметь при себе предметы и вещи, запрещенные для проноса в Московский Кремль, за исключением приобретенных на его территории законным способом; применять беспилотные воздушные суда; наносить надписи, выставлять, распространять и расклеивать объявления, плакаты, другую наглядную, информационную, рекламную или коммерческую продукцию; осуществлять торговлю и другую деятельность в целях получения дохода; разводить огонь, применять пиротехнические изделия; использовать аудиотехнику с включенными средствами звукоусиления, а также петь, танцевать и играть на музыкальных инструментах; загрязнять и засорять территорию Московского Кремля».

Поскольку Московский Кремль является резиденцией президента России, в документе перечисляются охраняемые зоны, закрытые для свободного посещения. Среди них — Арсенальная, Сенатская и Дворцовая улицы, Дворцовый дворик, Центральный сквер, Тайницкий сад, Ивановская площадь (за исключением участка музеефицированных археологических раскопов).

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector