Укрепление откосов зем полотна
Устройство для укрепления откосов земляного полотна
Изобретение относится к строительству и эксплуатации деформируемых откосов и расползающегося земляного полотна автомобильных и железных дорог. Цель изобретения — повышение устойчивости земляного полотна за счет перераспределения сил активного давления грунта от динамического воздействия подвижных нагрузок на обжатие деформируемых откосов земляного полотна. Для этого крепежные элементы выполнены в виде Г-образных панелей (П) 1, состоящих из длинномерных балок 13, которые уложены парами. Между собой балки 13 скреплены соединительными полосами. П 1 уложены на откосы 2 большей гранью с направлением меньших граней в сторону от откоса 2 с возможностью формирования пазух между ними и верхней частью откоса 2. Каждая П 1 соединена зеркально с П 3, расположенными с противоположной стороны откоса 2, посредством анкерных тяжей 4. Тяжи 4, имеющие полимерную изоляцию 6, пропущены в кожухе 7 из полимерных перфорированных труб. Между парами П под ними уложены железобетонные брусья (ЖБ) 9 шпального профиля по всей длине вдоль откоса 2 насыпи впритык друг к другу. Профилированной поверхностью ЖБ 9 уложены в тело 10 насыпи с образованием чередующихся трапециевидных выступов 12. В местах перелома граней П 1 снабжены ребрами жесткости или распорками 15. Со стороны низовой части откоса 2 на большей грани П 1 установлены компенсирующие противовесы 20. Между собой ЖБ 9 по длине образуют дискообразные щели. Установка на откос 2 П 1 предотвращает смещение грунта, а размещение ЖБ 9 между парами П увеличивает сцепление грунта с ЖБ 9, а следовательно, и удерживающий момент. Стабилизации откосов 2 и в целом земляного полотна способствуют тяжи 4, пропущенные в кожухе 7. Через дискообразные щели происходит отвод грунтовой воды. 6 з.п. ф-лы, 2 ил.
Изобретение относится к строительству и эксплуатации деформируемых откосов и расползающего земляного полотна автомобильных и железных дорог. Цель изобретения — повышение устойчивости земляного полотна за счет перераспределения сил активного давления грунта от динамического воздействия подвижных нагрузок на обжатие деформируемых откосов земляного полотна. На фиг. 1 изображено устройство, вид сбоку; на фиг. 2 — то же, вид сверху. Устройство для укрепления откосов земляного полотна содержит крепежные элементы, выполненные в виде Г-образных панелей 1, состоящих из длинномерных балок и уложенных парами, которые-большей гранью сопряжены с откосом 2, а меньшая грань расположена под углом в сторону откоса . Каждая панель 1 соединена зеркально с панелями 3, расположенными с противоположной стороны откоса посредством анкерных тяжей 4 на шарнирном креплении 5. Анкерные тяжи выполнены в полимерной изоляции 6 и пропущены в кожухе 7 из полимерных труб, выполненных с отверстиями 8. Между парами панелей под ними уложены железобетонные трапециевидные брусья шпального профиля , например, из отработанных или отбракованных железобетонных брусьев шпального профиля, смонтированных профилированной поверхностью в тело 10 земляного полотна, а по откосу 2 по всей длине впритык друг к другу подошвенными ребрами 11 они смонтированы профилированной поверхностью в тело насыпи, образуя в сечении последовательно чередующие трапециевидные выступы 12. Брусья 9 шпального профиля прикреплены к длинномерным балкам 13, а панели по ширине скреплены между собой соединительными полосами 14. Кроме того, места переломов граней панели балок 13 снабжены ребрами жесткости или распорками 15. Железобетонные брусья 9 между собой по длине образуют дискообразные щели 16. Длинномерные балки 13 изготовлены из полимерных труб, заполненных бетоном 17 с,арматурой 18, с возможным использованием старогодних рельс двутавровой кон- Фигурации 17 с ребрами 15 жесткост. Пазуха между верхней частью панели 1 и откосом 2 заполнена балластом 19, в низовой части с наружной стороны панели 1, прилегаемой к откосу 2, смонтирован ком- пенсирующий противовес 20. Устройство для укрепления откосов земляного полотна работает следующим образом . Вследствие динамических воздействий 0 подвижных нагрузок, обводненности земляного полотна, атмосферных воздействий и изменения реологических свойств грунтов в теле 10 замляного полотна возникают касательные силы, стремящиеся сместить часть 5 грунта и нарушить целостность сооружения с вытекающими пагубными для безопасности движения последствиями. Применение предлагаемого технического решения с установкой Г-образных па- 0 нелей 1 предотвращает данное смещение, обеспечивая удерживающий момент за счет пригрузки откоса земляного полотна нижней частью панели 1, сопряженной с откосом 2. Кроме того, за счет того, что между 5 парами панелей под ними уложены железобетонные трапециевидные брусья шпального профиля, выполненные в виде отработанных шпал, обращенные трапециевидными выступами 12 втело Юземляного 0 полотна, повышается сцепление грунта с брусьями, а следовательно, и удерживающий момент. При этом, панели 1 находятся в устойчивом состоянии благодаря их зацеплению зеркально относительно оси земля- 5 ного полотна с панелями 3, уложенными с противоположной стороны откоса посредством анкерных тяжей 4, на шарнирных креплениях 5. Стабилизации откосов и в целом земляного полотна способствуют кожу- 0 ха 7, пропущенные в теле 10 земляного полотна и нанизанные разрезными на анкерные тяжи 4, с выполненными отверстиями 8 в них для осушения и ликвидации обводнения балластных корыт и меш- 45 ков. Касательные силы, вызывающие напряжение смещения, передаются от железобетонных брусьев 9 в виде железобетонных шпал на длинномерные балки 13, удержива- 50 ющме их и выполненные при этом в жестком исполнении по гибкости с целью гашения сил смещения, изготовленные, например. из полимерных труб, заполненных бетоном 17 и арматурой 18 с возможным использованием для этих целей спаренных старогодных рельс двутавровой конструкции 17 с ребрами 15 жесткости. Выполненная засыпка 19 из дренирующего материала между верхней частью панели 1 и откосом 2 вызывает незначительное увеличение удерживающего момента за счет шарнирного крепления 5, эффект которого увеличивается от подъемки пути при текущем содержании , подъемочном и среднем ремонте пути за счет пополнения балласта в путь, а также пополнения балласта при выправке перекосов и пересадках и тенденции выполнения капитального ремонта пути без срезки старого балласта. Железобетонные брусья 9 в виде железобетонных шпал, работающие как балки на двух опорах, находятся в устойчивом состоянии благодаря их преднапряженному армированию . Выполнение анкерных тяжей 4 переломного выпуклого профиля способствует обеспечению уклона для стока грунтовой воды по нанизанным на тяжи кожухам Железобетонные брусья 9 в виде железобетонных шпал, уложенные впритык друг к другу подошвенными ребрами 11, образуют между собой по длине панелей дискообразные щели 16, способствующие выходу грунтовой воды и воды атмосферных осадков , осушая при этом земляное полотно и повышая его устойчивость. Полимерная изоляция 6 анкерных тяжей 4 защищает тяжи от коррозии и блуждающих токов, защищая их от разруи1ения и старения, продляя срок их службы. Полимерные трубы кожуха 7 устойчивы к воздействию агрессивной среды, срок службы которых практически не ограничен. Полимерные трубы балок 13, заполненных бетоном 17 и расчетной арматурой 18, износоустойчивы к воздействию атмосферных воздействий и в сочетании с заполнителем долговечны и прочны. Ребра жесткости или распорки 15 балок 13 обеспечивают жесткость панели и единую работу их частей, а также способствуют передаче активного давления грунта от верхней части панели на нижнюю, сопрягаемую с откосом 2. Соединение панелей 1 между собой по длине сооружения соединительными полосами 14 способствует единой работе ограждающей конструкции,вовлекая в работу все панели при единичных погонных нагрузках. Компенсирующий противовес 20, выполненный из профилированных железобетонных брусьев, смонтированный в низовой части панелей 1 и 3, сопрягаемый с откосом 2 и расположенный в пассивной зоне активного давления грунта земляного полотна, обеспечивает надежность прижима панели к деформирующему откосу и повышает его устойчивость. 10 15 20 25 30 35 40 5 0 5 Формула изобретения 1. Устройство для укрепления откосов земляного полотна, включающее крепежные элементы, которые соединены зеркально с крепежными элементами, уложенными с противоположной стороны откоса анкерными тяжами, и полимерные перфорированные трубы, уложенные в тело насыпи, отличающееся тем, что, с целью повышения устойчивости земляного полотна за счет перераспределения сил активного давления грунта от динамического воздействия подвижных нагрузок на обжатие деформируемых откосов земляного полотна , крепежные элементы выполнены в виде Г-образных панелей, состоящих из длинномерных балок, которые уложены парами и скреплены между собой соединительными полосами, причем на откосы панели уложены своей большей гранью с направлением их меньших граней в сторону от откоса с возможностью формирования пазух между ними и верхней частью откоса, анкерные тяжи выполнены в полимерной изоляции и пропущены через полимерные перфорированные трубы, при этом между парами панелей под ними уложены железобетонные брусья шпального профиля, причем они уложены по своей длине вдоль откоса насыпи впритык друг к другу, смонтированы профилированной поверхностью в тело указанной насыпи с образованием чередующихся трапециевидных выступов. в местах перелома граней панели снабжены ребрами жесткости или распорками, причем со стороны низовой части откоса на большей грани панели установлены компенсирующие противовесы. 2.Устройство поп.. 1,отличающее- с я тем, что железобетонные брусья уложены с образованием между собой по длине дискообразных щелей. 3.Устройство по п. 1,отличающее- с я тем, что анкерные тяжи изготовлены и смонтированы в виде переломного выпуклого профиля, а их полимерная изоляция выполнена с разрезом. 4.Устройство поп, 1,отличающее- с я тем, что длинномерные балки панелей смонтированы из полимерных труб, заполненных бетоном с арматурой, 5.Устройство ПОП.4, отличающее- я тем, что в качестве арматуры использованы рельсы спаренной двутавровой конфи- :гурации с ребрами жесткости. 6. Устройство по п. f, о т л и ч а ю щ е е- 1с я тем, что пазуха между меньшей гранью ранели и верхней частью откосов заполнена 5 рованной поверхностью в сторону балластами.длинномернЬ х балок. 7. Устройство по п. 1.отличающее- с я тем, что компенсирующие противовесы выполнены из профилированных железобетонных брусьев, смонтированных профили . SB ,10 л . . . , ,« . . ., i . Физ.2