Ремонт откосов земляного полотна
Ремонт откосов земляного полотна
Предприятия Группы выполняют полный комплекс работ по содержанию автомобильных дорог федерального и регионального значения, обеспечивая бесперебойное, безопасное и комфортное движение транспортных средств.
Виды работ
На автомобильных дорогах ГК «Автодороги» проводятся нормативные и объёмные работы по содержанию и обеспечению безопасности движения. В состав услуг входят различные работы по поддержанию в порядке полосы отвода, земляного полотна, системы водоотвода, дорожной одежды, разметки, элементов сервиса и обустройства автодорог.
Кроме того, проводятся своевременные противопаводковые мероприятия и работы по содержанию линий электроосвещения.
Выделяются два периода содержания автомобильных дорог: зимний и весенне-летне-осенний.
Зимнее содержание
Зимний период года является самым сложным для эксплуатации дорог и организации движения. Состояние поверхности дорог и условия движения зимой формируются под влиянием отрицательной температуры воздуха, ветра, снегопада, метели, гололёда и ограниченной метеорологической видимости, а также сочетания этих факторов. Продолжительность зимнего содержания дорог в северных районах доходит до 260 суток.
Непрерывное и безопасное движение автомобилей по дорогам в зимний период обеспечивается выполнением комплекса мероприятий. Это, в первую очередь, работы по защите дорог от снежных заносов; очистка от снега проезжей части и обочин в период снегопадов, предупреждение и ликвидация зимней скользкости на основе метеоданных и контроля состояния автомобильных дорог и искусственных сооружений.
Проводятся работы по устройству и поддержанию в рабочем состоянии ледовых переправ, принимается ряд организационных мер по обеспечению надёжной работы автомобильных дорог. В этот период на предприятии организовано круглосуточное дежурство механизированных бригад. Работы на дорогах ведутся с использованием специализированных машин.
Содержание дорог в весенне-летне-осенний период
В весенне-летне-осенний период производится очистка покрытия от пыли, грязи и мусора, уборка посторонних предметов, заливка появившихся трещин с целью предотвращения появления выбоин. Проводится ямочный ремонт появившихся выбоин струйно-инъекционным методом и при необходимости картами, восстановление сцепных свойств дорожного покрытия в местах с избытком вяжущего, нанесение дорожной разметки.
Большое внимание уделяется скашиванию травы и вырубке кустарника, уходу, исправлению и замене поврежденных элементов обустройства, содержанию в чистоте и порядке автобусных остановок, стоянок автомобилей, площадок отдыха.
Для обеспечения требуемой прочности земляного полотна необходимо систематическое поддержание полосы отвода, обочин, откосов в чистоте и порядке, поддержание в работоспособном состоянии системы водоотвода, прочистка, профилирование и устранение дефектов укрепления, исправление повреждений и планировка откосов насыпей и выемок.
Эксплуатирующее предприятие имеет достаточную для этих целей техническую оснащённость и необходимый уровень квалификации работников. Имущественный комплекс предприятия включает в себя производственные базы, помещения для приготовления и хранения материалов, асфальтобетонные заводы, карьеры, машины, механизмы и оборудование для содержания дорог.
Все работы по эксплуатации дорог на заданном уровне выполняются в соответствии с требованиями нормативно-технической документации, при соблюдении технологии выполнения работ, а также требований охраны труда и окружающей среды. На предприятии имеются разработанные технологические регламенты на выполнение всех работ и услуг по содержанию.
Возрастающая с каждым годом интенсивность деятельности автотранспортного комплекса влечёт за собой рост нагрузки на автомобильно-дорожную сеть, что приводит к снижению её технико-эксплуатационных качеств. Растущие нагрузки на дорожное полотно требуют увеличения частоты ремонта дорог.
Текущий ремонт
Группа компаний «Автодороги» предлагает широкий ассортимент услуг, который позволит справиться с различными видами повреждений дорожного покрытия. В текущий ремонт входит восстановление дорожного покрытия в местах износа, ликвидация колейности, замена отдельных элементов искусственных сооружений.
Это систематическая работа по исправлению мелких повреждений дорожных сооружений. В зависимости от сезона года характер этих работ может быть различным.
Средний ремонт
Выполняется с целью восстановления эксплуатационных качеств дороги и дорожных сооружений. Сюда относятся: ремонт и укрепление обочин, откосов полотна; ремонт дренажей, труб, русел у мостов; восстановление слоя износа, выравнивание покрытия и повышение шероховатости.
Также средний ремонт предусматривает: восстановление ровности щебёночных, гравийных и грунтовых покрытий добавлением нового материала; несложный ремонт с заменой отдельных элементов; установку новых знаков; устройство ограждений; благоустройство развязок площадок отдыха, устройство тротуаров.
Капитальный ремонт и реконструкция
Капитальный ремонт и реконструкция направлены на полное восстановление эксплуатационных качеств дороги и дорожных сооружений, включая замену изношенных конструкций на более прочные и прогрессивные.
В рамках капитального ремонта и реконструкции производится перестройка отдельных элементов, устройство пересечений в одном уровне; замена слабых грунтов земляного полотна, усиление, устройство новых дорожных одежд.
Проводится перестройка мостов на новые; устройство галерей, подпорных стенок, тоннелей, укрепительных сооружений; устройство съездов и подъездов; архитектурное оформление; строительство автопавильонов, мест отдыха и другие работы.
В ходе ремонта и реконструкции наши инженеры проводят проектирование по нормативам дорожного строительства. Все работы осуществляются по проектам, точно соответствующим технической категории реконструируемой дороги.
Активно используются инновационные методы модернизации дорожного полотна, отвечающие современными требованиями к надёжности и сроку службы дорог.
Группа компаний «Автодороги» предоставляет широкий спектр услуг в сфере строительства автомобильных дорог и мостов. Опыт работы, наличие развитой производственной базы и профессиональных кадров позволяют выполнять долгосрочные и крупные заказы, выступая в качестве генерального подрядчика.
Виды работ
Предприятиями Группы могут быть выполнены работы по строительству дорог и мостов любой сложности. Организация имеет все необходимые лицензии на строительство и оборудование дорог как федерального, так и местного значения, их реконструкцию и ремонт.
Все работы ведутся с применением современных материалов, инновационных разработок и методов в области технологии строительства. Работы выполняются в комплексе: от проектирования до сдачи объекта «под ключ».
В основные работы входят:
На каждом этапе – от проектно-сметной документации до расходных материалов – производится контроль качества в соответствии с нормативами.
ГК «Автодороги» может взять на себя не только полный комплекс работ, но и оказать отдельные услуги в различных объёмах.
Ремонт обочин и откосов земляного полотна
Неукрепленные или укрепленные несвязным материалом обочины, имеющие колеи, просадки, бугры выдавленного грунта в результате наезда автомобилей на переувлажненный грунт планируют с приданием им поперечного уклона 40. 60 %о. При необходимости производят подсыпку щебня с его последующим планированием и уплотнением. Прибровочную полосу укрепляют травосеянием. На участках дорог, где обочины имеют большие деформации и разрушения, в регионах со значительными атмосферными осадками, особенно на дорогах с высокой интенсивностью движения, их укрепление выполняют, как правило, связными материалами (асфальто- и цементобетон, черный щебень, битумогрунт и т.д.). Слои укрепления на обочинах ограничивают попадание влаги в земляное полотно и в этой связи могут использоваться для регулирования водно-теплового режима дорожной конструкции в целом.
Наиболее экономичным по единовременным капитальным затратам является укрепление обочин устройством краевой укрепительной полосы, в том числе выполняемое и путем уширения проезжей части с устройством дорожной одежды.
При расположении обочин над стыком старой и отсыпаемой части уширения насыпи решение по укреплению обочины должно обеспечивать равнопрочность этих участков конструкции.
Применение в конструкциях геосинтетических материалов диктуется необходимостью гидроизоляции, дополнительного дренирования или сокращения расхода дорожно-строительных материалов (повышения прочности конструкции).
Если остро стоит задача усиления дорожной конструкции, следует в слоях укрепления (или под ними) на контакте с дренирующим слоем укладывать материалы армирующего типа, в том числе геосетку, геовеб и др. Прослойку из нетканого геосинтетического материала применяют:
1) при переустройстве дренирующего слоя в зоне обочин с отсыпкой слоя из мелких песков с коэффициентом фильтрации Кф= 1. 2м/сут;
2) при заиленном дренирующем слое и укреплении обочины без его переустройства;
3) в качестве мероприятия, снижающего влажность грунтов земляного полотна при 2-м и 3-м типах местности по условиям увлажнения (дороги I — III категорий), и как мероприятие при регулировании водно-теплового режима земляного полотна на участках, подверженных образованию пучин, для ускорения отвода воды;
4) при укладке щебеночного слоя непосредственно на грунт на их контакте.
Гидроизолирующие прослойки применяют для предотвращения поступления влаги атмосферных осадков в тело земляного полотна через неукрепленные или укрепленные водопроницаемым материалом обочины при 2-м и 3-м типах местности по условиям увлажнения при высокой фактической (расчетной) влажности, средних и тяжелых пылеватых суглинках, при наличии или опасности образования пучин.
Ликвидацию деформаций в результате потери общей устойчивости откоса выполняют по специальным проектам, особенно если разрушение затронуло и проезжую часть дороги. Наличие аварийной ситуации диктует прежде всего необходимость выполнения работ по обеспечению пропуска по дороге транспортных средств и недопущения дальнейшего разрушения насыпи (выемки). Для этого можно сооружать грунтовые упорные бермы, подпорные стенки, выполнять заделку вывалов грунтом с уполаживанием откосов или специальные мероприятия по повышению устойчивости (применение армирующих прослоек, различного исполнения габионов, укрепленного грунта и т.д.). Схема предупреждения и ликвидации оползневых деформаций откосов в однородных грунтах химическим способом приведена на рис. 16.3.
Рис. 16.3. Схема предупреждения и ликвидации оползневых деформаций откосов в однородных грунтах химическим способом:
а — оползень со срезом и вращением; б — локальный оползень; 1 — сползающий грунт; 2 — предполагаемая поверхность скольжения; 3 — свая-шпона из укрепленного грунта; 4 — гидроизолирующее покрытие на откосе; 5 — дорожная одежда; 6 — границы отрыва грунта
При нарушении местной устойчивости неукрепленных откосов профилируют и укрепляют их поверхности. Укрепление травой используют для защиты неподтопляемых или кратковременно подтопляемых откосов от водной и ветровой эрозии, для предотвращения и ликвидации сплывов, оплывин и других нарушений местной устойчивости в районах с благоприятными условиями для прорастания трав и развития корневой системы. Травосеяние можно использовать и в комплексе с другими методами укрепления, например решетчатыми конструкциями, геовебами. Разновидностью этого метода можно считать одерновку.
При деформациях, возникающих в грунте поверхностного слоя откосов при резком снижении их прочности под влиянием погодно-климатических факторов, а также для защиты от температурных и силовых воздействий паводковых или поверхностных вод, устраивают более капитальное укрепление — специальные покрытия различного исполнения. К ним относят решетчатые конструкции из бетонных элементов с заполнением ячеек щебнем, камнем, обработанным вяжущим грунтом. В ином исполнении — это пластмассовые пространственные георешетки (геовебы) с высотой ребра 15. 20 см и различным заполнением ячеек, устраиваемые для защиты от вымывания грунта и фильтрации грунтовых (поверхностных) вод на подстилке из нетканого материала.
В зависимости от условий подтопления при укреплении откосов применяют различные бетонные (железобетонные) плиты с устройством обратного фильтра из щебня или геосинтетического материала нетканого типа с высоким коэффициентом фильтрации, геоматы, каменную наброску, габионы на основе сетчатых металлических каркасов, заполняемых камнем, слои из бетона, укладываемые на металлическую сетку, и др. Некоторые из этих решений схематически показаны на рис. 16.4 и 16.5.
Рис. 16.4. Конструкции укрепления откосов:
а — покрытие из геотекстиля; б — укрепление каменной наброской, в том числе по геотекстильной прослойке; в — укрепление различными плитами, в том числе по обратному фильтру из геотекстиля; г — габион из металлической каркасной сетки, заполненной камнем; 1 — канавка; 2 — геотекстиль; 3 — элемент крепления; 4— каменная наброска; 5 — обратный фильтр; 6— плита; 7— упор; 8 — габионный элемент; 9 — зона подмыва
Рис. 16.5. Варианты конструкции укрепления откосов:
а — решетчатая конструкция из бетонных элементов; б — пространственная георешетка; в — укрепление откоса георешеткой; 1, 2 — бетонные элементы; 3 — анкеры; 4 — тяжи анкеров
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.005 сек.)
Законодательная база Российской Федерации
Бесплатная горячая линия юридической помощи
- Энциклопедия ипотеки
- Кодексы
- Законы
- Формы документов
- Бесплатная консультация
- Правовая энциклопедия
- Новости
- О проекте
Бесплатная консультация
Навигация
Федеральное законодательство
- Конституция
- Кодексы
- Законы
Действия
- Главная
- «ТЕХНИЧЕСКИЕ ПРАВИЛА РЕМОНТА И СОДЕРЖАНИЯ АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ. ВСН 24-88» (утв. Минавтодором РСФСР 29.06.88)
7. Ремонт земляного полотна и водоотводных сооружений
7.1. Ремонт земляного полотна и водоотвода выполняют с целью обеспечения (восстановления) на отдельных участках дороги заданных эксплуатационных характеристик или приведения их отдельных элементов в соответствие с требованиями автомобильного движения, местными климатическими или гидрологическими условиями. Ремонтные работы направлены на обеспечение соответствия высотных отметок отдельных участков насыпи условиям их увлажнения грунтовыми водами или заносимости снегом, на ликвидацию на небольших участках пучин, восстановление и укрепление обочин, уположение и укрепление откосов насыпей и выемок с учетом грунтовых и климатических условий, на сплошную прочистку водоотводных канав, кюветов, исправление разрушенных водоотводных и дренирующих устройств и возведение новых, очистку дороги от селевых выносов грунта, обвалов и оползней, уширение земляного полотна в необходимых местах.
7.2. Подъемка высотных отметок насыпи выполняется на участках образования пучин, просадок земляного полотна в условиях отсутствия дренирующих слоев или неэффективности их работы. Необходимое увеличение высоты насыпи определяется из условия обеспечения разрыва между границами глубины промерзания и капиллярного поднятия влаги, а также высоты снежного покрова в районе производства работ. Работы по досыпке насыпи должны выполняться в соответствии с проектом.
7.3. Ликвидацию пучин выполняют путем частичной или полной замены грунта, укрепления грунта материалами или дренирования земляного полотна согласно положениям нормативных документов на этот вид работ с последующим проведением мероприятий по предупреждению или снижению пучинообразования. К их числу относятся увеличение высотных отметок насыпи (см. п.7.2), полная или частичная замена материала дренирующего слоя, очистка, ремонт или устройство прикромочного дренажа, очистка, восстановление работоспособности или устройство водоотвода, укрепление обочин материалами, снижающими объемы поступающей в земляное полотно с поверхности дороги воды, устройство дополнительных выпусков из боковых канав в сторону границы полосы отвода на участках с малыми или затяжными продольными уклонами, устройство испарительных бассейнов и др.
7.4. На участках, сложенных лессовыми, набухающими и просадочными грунтами, где отмечаются пучение или просадки грунтов, необходимо:
произвести замену пучинистых грунтов непучинистыми или слабопучинистыми на глубину промерзания, характерную для условий ремонтируемого участка;
создать эффективный отвод поверхностных вод путем укрепления обочин и откосов;
отремонтировать или изменить конструкции и места расположения водоотводных канав;
обеспечить эффективное дренирование грунтов насыпей и выемок путем ремонта или устройства вновь дренажа;
выполнить работы по устройству капилляропрерывающих, водонепроницаемых, теплоизолирующих, защитных и других прослоек, в том числе с использованием рулонных синтетических материалов.
7.5. При высоком уровне грунтовых вод целесообразно устроить дополнительный слой основания из фильтрующих грунтов, повысить эффективность работы дренирующего слоя, например, путем применения дренирующих слоев из синтетических рулонных материалов.
При сильном увлажнении насыпей грунтовыми водами на границе полосы отвода целесообразно устраивать продольные дренажные прорези, конструкция которых принимается в зависимости от грунтовых и гидрологических условий.
7.6. При ремонте неукрепленных обочин производятся работы по планировке их поверхности с приданием поперечного уклона до 50 — 60%о. Если на обочинах на период проведения ремонтных работ не предусматривается устройство слоев укрепления, следует осуществить травосеяние. В этих случаях работы необходимо проводить в сроки, обеспечивающие нормальный рост трав и развитие их корневой системы.
7.7. При ремонте укрепленных обочин осуществляют работы по заделке разрушений покрытий и нижних слоев укрепления, усилению конструкции. Эти работы целесообразно совмещать с ремонтом проезжей части дорог. Поперечный уклон укрепленных обочин принимается не менее 30 — 40%о. Для ремонта используются материалы, аналогичные принятым в конструкции укрепления или обладающие лучшими свойствами.
7.8. При укреплении обочин необходимо учитывать грунтовые и климатические условия, интенсивность и состав транспортного потока. Для укрепления могут быть использованы различные, в том числе и местные дорожно-строительные материалы, различные рулонные синтетические материалы в качестве армирующих, защитных и дренирующих прослоек, обеспечивающие повышение эксплуатационных качеств конструкций и снижение расхода дорожно-строительных материалов.
Выбор конструкции, количества и толщины слоев укрепления осуществляется на основе действующих нормативно-технических документов.
7.9. Откосы насыпей и выемок должны быть укреплены посевом трав с проведением необходимых агротехнических мероприятий по созданию устойчивого дернового покрова. Если на откосах отмечается образование оползней, селевых выносов или обвалов, они должны быть очищены и спланированы с восстановлением дернового покрова. При постоянных деформациях поверхности откосов или их разрушении следует выполнить работы по уменьшению крутизны откосов. При неэффективности этих мероприятий откосы укрепляют сборными элементами, синтетическими материалами, устройством влаго- и теплоизолирующих слоев и другими способами в зависимости от грунтов, местных климатических условий, причин возникающих деформаций на основе положений действующих нормативных документов.
7.10. Деформации и разрушения слоев или конструкций укрепления откосов исправляют с применением материалов, ранее использованных в укреплении или более эффективных. Если в целом конструкция укрепления не соответствует грунтовым и климатическим условиям, необходимо принять решение по ее переустройству.
7.11. При ремонте выполняют также работы по прочистке водоотводных канав с восстановлением их поперечного профиля и продольного уклона не менее 10%о. На участках, где отмечается переувлажнение земляного полотна, особенно если оно сложено из набухающих, просадочных и лессовых грунтов, при отсутствии водоотвода выполняют работы по его устройству.
На участках, где отмечен большой приток поверхностных вод и имеющийся водоотвод не обеспечивает своевременное их удаление за пределы земляного полотна, в зависимости от местных условий на границе резерва может быть устроена дополнительная водоотводная канава, выполнена планировка поверхности резерва с обеспечением эффективного отвода воды от насыпи и ее удаление. Поверхность резервов должна быть укреплена посевом многолетних культурных трав.
7.12 Наряду с ремонтом открытой водоотводной системы прочищают и ремонтируют поврежденные водостоки, дренажи промывают с помощью гидромелиоративных машин. Выполняется замена отдельных дрен или дрен на небольших по протяжению участках, ремонт устьев дрен, колодцев, замена на отдельных участках фильтровальной обсыпки. Для снижения степени заиления в последующем фильтровальной отсыпки ремонтируемых участков целесообразно использовать нетканые синтетические материалы.
7.13. При постоянном размыве боковых канав ливневыми и талыми водами, подмыве оснований насыпей и выемок, конусов и укреплений малых искусственных сооружений дно, боковые стенки канав, выходные русла укрепляют сборными бетонными элементами, мощением, дернованием и другими способами с учетом скорости течения и объема перемещаемой воды, степени размываемости грунтов. Во всех случаях боковые стенки канав должны иметь укрепление выше максимального уровня воды в период пропуска наибольших объемов на 10 — 15 см. Производят работы по регулированию и выпрямлению русел искусственных сооружений.
7.14. На участках дорог с оползневыми явлениями необходимо проводить комплекс профилактических мероприятий, включающий устройство поверхностного водоотвода, дренажных канав у основания и на плоскости откосов для перехвата грунтовых вод, устройство подпорных стен и контрбанкетов, цементирование оползневых склонов и др.
7.15. При сплывах и обрушениях откосов насыпей и выемок необходимо использовать мероприятия по п.7.13, а также выполнить работы по уположению откосов, глубинному укреплению грунтов, укреплению откосов забивкой свай, произвести укрепление поверхности откосов различными материалами и конструкциями, в том числе и с использованием синтетических материалов в качестве обратного фильтра или самостоятельного слоя укрепления с учетом грунтовых и климатических условий, причин возникающих деформаций и разрушений.
7.16. В равнинной местности, где отвод воды от насыпей затруднен, а резервы, выполняющие роль испарительных бассейнов, заболачиваются, следует перестроить насыпи, используя в их верхней части дренирующие грунты, и поднять высотные отметки, обеспечивая предотвращение переувлажнения грунтов стоячими водами.
7.17. При необходимости увеличения ширины земляного полотна наиболее предпочтительным является одностороннее уширение. В особых случаях, при обоснований технической и экономической целесообразности применяется двустороннее уширение.
7.18. На полосе, примыкающей к уширяемой стороне полотна, удаляют кустарник, травяной покров и растительный грунт. Последний убирают также с откосов и обочин уширяемой части земляного полотна.
7.19. Уширение земляного полотна производят по технологическим схемам, разрабатываемым в каждом конкретном случае с учетом свойств грунтов и поперечного профиля земляного полотна с обязательным уплотнением уширяемой части до требуемых величии.
7.20. При выполнении работ по уширению земляного полотна необходимо использовать грунты, по своим показателям пригодные для укладки в уширяемую часть насыпи, а также дренирующие грунты.
7.21. Раскрытие или углубление выемок производится, как правило, с удалением грунта в кавальер, его складированием в пределах полосы отвода для возможности последующего использования на соседних участках насыпей при их уширении или поднятии высотных отметок, если грунты относятся к категории дренирующих.
7.22. При поднятии высотных отметок насыпей с сохранением или увеличением крутизны откосов происходит и уширение их подошвы. В этих случаях с участков боковых резервов, подлежащих засыпке обочин и откосов, удаляют растительный грунт. При соответствующем технико-экономическом обосновании подлежит удалению также и дорожная одежда, особенно в случаях, если высота подъема насыпи превышает ее толщину и материалы могут быть повторно использованы.
7.23. Использование при уширении или поднятии высотных отметок насыпи местных материалов и грунтов особых разновидностей (крупнообломочные, галечниковые и гравелистые, золы, шлаки и т.д.) должно быть обосновано технико-экономическими расчетами.
Ремонт откосов земляного полотна
Задачи ремонта автомобильных дорог
Ремонт автомобильной дороги — комплекс работ по воспроизводству ее первоначальных транспортно-эксплуатационных характеристик, при котором производится возмещение износа покрытия, восстановление и улучшение его ровности и сцепных качеств, устранение всех деформаций и повреждений дорожного покрытия, земляного полотна, дорожных сооружений, элементов обстановки и обустройства дороги, организации и обеспечения безопасности движения.
При этом под первоначальными понимаются транспортно-эксплуатационные характеристики и потребительские свойства дороги и дорожных сооружений в момент сдачи в эксплуатацию после строительства, реконструкции или капитального ремонта.
Задача ремонта состоит в восстановлении транспортно-эксплуатационного состояния дороги и дорожных сооружений до уровня, позволяющего обеспечить выполнение нормативных требований в период до очередного ремонта при интенсивности движения, не превышающей расчетную для данной категории дороги.
Критерием для назначения ремонта дороги является такое состояние дорожного покрытия, при котором его ровность и сцепные качества снизились до предельно допустимых значений или когда на других элементах дороги и дорожных сооружениях накопились деформации и разрушения, устранение которых работами по содержанию дороги невозможно или экономически нецелесообразно.
В состав ремонта могут включаться работы по содержанию тех элементов дороги и дорожных сооружений в пределах ремонтного участка, которые не требуют ремонта.
Состав работ по ремонту автомобильных дорог
Ремонт производится комплексно по всем элементам и сооружениям на отдельных участках (перегонах) ремонтируемой дороги. Допускается проведение выборочного ремонта отдельных элементов дороги или дорожных сооружений.
Ремонт, как правило, осуществляется в соответствии с проектно-сметной документацией, разрабатываемой на основе материалов диагностики и оценки состояния дорог или инженерных изысканий. При выполнении отдельных видов работ допускается взамен проекта разработка сметной документации на основании результатов диагностики и оценки состояния дорог или ведомостей дефектов с приложением или без приложения чертежей и описания технических решений.
К ремонту автомобильных дорог и дорожных сооружений относятся следующие работы:
По земляному полотну и водоотводу:
— восстановление размытых и разрушенных участков, в том числе вследствие пучинообразования и оползневых явлений; очистка обвалов, оползней и селевых выносов;
— уменьшение крутизны откосов насыпей и выемок, засев травами откосов земляного полотна и резервов с проведением необходимых агротехнических мероприятий по созданию устойчивого дернового покрытия;
— укрепительные и другие работы, обеспечивающие устойчивость земляного полотна;
— поднятие небольших по протяженности участков земляного полотна на сырых или снегозаносимых местах, ликвидация небольших пучинистых участков;
— раскрытие снегозаносимых выемок, устройство аккумуляционных полок, срезка откосов выемок для обеспечения видимости на кривых в плане и для размещения сбрасываемого снега, устройство грунтовых банкетов и берм для защиты откосов от размывов и для задержания приносимого снега;
— восстановление земляного полотна и водоотвода на пересечениях и примыканиях, площадках для остановки, стоянках автомобилей, подъездных дорогах к объектам дорожно-ремонтной службы, достопримечательным местам, паромным переправам и т.п.
— сплошная прочистка водоотводных канав, устройство новых канав, укрепление стенок и дна канав на участках, подверженных размыву;
— исправление и восстановление дренажных, защитных и укрепительных устройств, водоотводных лотков, быстротоков и водобойных колодцев, подводящих и отводящих русл у мостов и труб, ливневой канализации; восстановление берегозащитных и противоэрозионных сооружений; подсыпка и укрепление обочин;
— отвод в постоянное и временное пользование земель, необходимых для обеспечения работ по ремонту дороги.
По дорожным одеждам:
— восстановление изношенных верхних слоев дорожных покрытий с обеспечением требуемой ровности и шероховатости; восстановление покрытий способами и методами, обеспечивающими повторное использование материала старого покрытия;
— устройство поверхностной обработки, защитных слоев и слоев износа на всех типах дорожных одежд;
— ликвидация колей глубиной до 45 мм и других неровностей методами поверхностного фрезерования, укладки нового слоя покрытия или поверхностной обработки; восстановление бордюров по краям усовершенствованных покрытий, фрезерование и устройство покрытий из битумоминеральных смесей на укрепительных полосах и обочинах;
— замена, подъемка и выравнивание плит цементобетонных покрытий, нарезка продольных или поперечных бороздок на цементобетонных покрытиях;
— перемощение отдельных участков мостовых с заменой основания;
— восстановление профиля и усиление щебеночных, гравийных и грунтовых улучшенных покрытий с добавлением щебеночных или гравийных материалов в количестве до 500 м на километр дороги в среднем.
По обустройству дорог, организации и обеспечению безопасности движения:
— восстановление и установка вновь недостающих дорожных знаков и табло индивидуального проектирования;
— восстановление и совершенствование элементов и систем диспетчерского и автоматизированного управления движением;
— восстановление существующих и установка вновь автономных и дистанционно управляемых знаков и табло со сменной информацией и светофорных объектов;
— восстановление существующих остановочных, посадочных площадок и автопавильонов на автобусных остановках, туалетов, площадок для остановки или стоянки автомобилей; восстановление пешеходных переходов и ремонт тротуаров, пешеходных и велосипедных дорожек, шумозащитных сооружений на участках дорог, проходящих через населённые пункты;
— устройство виражей на опасных для движения кривых;
— архитектурно-художественное оформление обустройства и благоустройства дорог и их отдельных участков, развязок, площадок отдыха, автобусных остановок, смотровых площадок и других объектов;
— восстановление электроосвещения на отдельных участках дорог, мостах, путепроводах и паромных переправах, в тоннелях;
— восстановление дорожной линейной телеграфной (телетайпной) или радиосвязи и других средств технологической и сигнально-вызывной связи;
— восстановление кабельной сети; нанесение временной разметки на период ремонта, удаление временной разметки и нанесение постоянной после завершения ремонта.
Прочие работы по ремонту:
— устройство площадок для складирования материалов и рекультивация земель, нарушенных при проведении ремонта;
— устройство и ликвидация временных объездов ремонтируемых участков дороги;
— предпроектное обследование мостовых сооружений, диагностика и оценка состояния автомобильных дорог и других дорожных сооружений;
— разработка проектно-сметной документации и ее экспертиза (в установленном порядке);
— инженерное и научно-техническое сопровождение наиболее сложных работ по ремонту.
Ремонт земляного полотна и водоотводных сооружений
Ремонт земляного полотна направлен на обеспечение сохранности геометрической формы его элементов, поддержание в работоспособном состоянии водоприемных, дренажных и водоотводных сооружений, обочин, полосы отвода. Работы, как правило, выполняют в весенне-летне-осенний периоды в объемах, определенных проектом по результатам обследования дороги.
Бровку земляного полотна восстанавливают и укрепляют посевом трав независимо от наличия на обочине укрепления и его конструктивных особенностей. Одновременно устраняют причины, вызывающие ее разрушение.
При ремонте неукрепленных обочин профилируют и планируют их поверхность с приданием поперечного уклона до 50. 60%. Для подсыпки обочин используют супесчаный, песчаный грунт или аналогичный тому, из которого отсыпана насыпь. Если на обочинах на период проведения ремонтных работ не предусматривается устройство слоев повышенной прочности, следует осуществить травосеяние. В этих случаях ремонтные работы необходимо проводить в сроки, обеспечивающие нормальный рост трав и развитие их корневой системы. Укрепление травосеянием применяют при грунтах с показателем кислотности рН>5. На укрепленных обочинах заделывают разрушения покрытий и нижних слоев укрепления, усиливают конструкцию. Эти работы целесообразно совмещать с ремонтом проезжей части. Поперечный уклон обочин делают не менее 40%. Для ремонта используют материалы, аналогичные принятым в конструкции укрепления или с лучшими свойствами.
При ремонте выполняют работы и по новому укреплению обочин, которое должно учитывать грунтовые и климатические условия, интенсивность и состав транспортных средств. Предпочтение следует отдавать местным материалам и отходам промышленности.
Для снижения расхода строительных материалов и повышения срока службы укрепления в конструкцию вводят прослойки синтетических материалов тканого и нетканого типов, которые могут выполнять функции армирующего, дренирующего или гидроизоляционного слоя, а также защитной прослойки между слоями укрепления (табл.3). Толщина полотен тканого и нетканого типов не должна превышать 2. 6 мм, ширина — не менее 0,7 м.
При ремонте откосов насыпей и выемок выравнивают отдельные участки, восстанавливают нарушенный травяной покров, исправляют укрепленные места. Восстановление травяного покрова на откосах осуществляют путем посева многолетних трав, предварительно покрыв места растительным грунтом и удобрениями. Восстановление разрушенных мест укрепленных откосов» выполняют из материалов, использованных в укреплении.
При ремонте земляного полотна восстанавливают деформированные и разрушенные элементы поверхностного водоотвода, системы дренажей, обочины, подпорные стены и откосы, притрассовые резервы с устранением причин деформаций и разрушений.
Водоотводные и нагорные канавы прочищают на всем протяжении ремонтируемого участка, создавая требуемый поперечный профиль и продольный уклон не менее 10%о особое внимание уделяют заиливающимся низовым участкам.
При постоянном размыве боковых канав ливневыми и талыми водами, подмыве оснований насыпей и выемок, конусов и укреплений малых искусственных сооружений дно, стены канав, выходные русла укрепляют сборными бетонными элементами, мощением, дернованием и другими способами с учетом скорости течения и объема перемещаемой воды, степени размываемости грунтов. Во всех случаях стены канав должны иметь укрепление на 10-15 см выше максимального уровня воды в период пропуска наибольших объемов.
Недостаточно эффективный водоотвод приводит к переувлажнению земляного полотна, поэтому на полосе отвода выполняют планировочные работы. Дно резерва во избежание застоя воды должно иметь поперечный уклон не менее 20% в сторону от насыпи и продольный уклон не менее 10%о. Если необходимо пропустить нерасчетное количество воды, делают поперечные выпуски в дополнительную водоотводную канаву, устраиваемую на границе полосы отвода. Размеры выпусков и канав зависят от местных, климатических условий.
При сильном увлажнении насыпей грунтовыми водами на границе полосы отвода следует устраивать продольные дренажные прорези открытого или закрытого типа в зависимости от грунтовых и гидрологических условий по специальным проектам на производство осушительных работ. Наряду с ремонтом открытой водоотводной системы прочищают и ремонтируют поврежденные подземные водостоки, дренажи, дренажные воронки и прорези, промывают заилившиеся дренажи с помощью гидромелиорационных машин. Если обнаружен вынос песка через дренажные трубы, необходимо перестроить приемную часть дрен, усилив щебеночный фильтр. На этих работах целесообразно использовать нетканые синтетические материалы, обеспечивающие долговременную и эффективную работу фильтров. Их следует также применять для новых продольных дренажей закрытого типа. При ремонте дренажа заменяют отдельные дрены или дрены на небольших по протяжению участках дренажа, ремонтируют устья, колодцы, заменяют на отдельных участках фильтровальную обсыпку.
На отдельных пучинистых участках частично заменяют грунт, с использованием в подстилающих слоях рулонных синтетических материалов, инъецируют растворы закрепляющих материалов, выполняют сплошную очистку дренажных устройств и водоотводных канав, на участках с малыми или затяжными продольными уклонами периодически устраивают дополнительные выпуски из боковых канав в сторону полосы отвода.