Подошва откоса земляного полотна
Подошва откоса земляного полотна
Рис. 24. Укрепление откоса насыпи железобетонными плитами:
1 — уровень высоких вод; 2 — железобетон¬ные плиты; 3 — обратный фильтр; 4 — бетонный упор
Рис. 25. Контрфорс в откосе выемки
Рис. 26. Поперечный профиль насыпи из скального грунта, отсыпанной в русло реки
Другие новости по теме:
« Сентябрь 2021 » | ||||||
---|---|---|---|---|---|---|
Пн | Вт | Ср | Чт | Пт | Сб | Вс |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | ||
6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 |
13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 |
20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 |
27 | 28 | 29 | 30 |
» Станционные пути и их назначение
Железнодорожные пути на раздельных пунктах (рис. 183) подразделяются на станционные и специального назначения. Рис. 183. Схема раздельного пункта. Пути- 1 — главный; 2, 3 — приемо-отправочные; 4 — улавливающий тупик; 5, 6 — предохранительные тупики; 7 — подъездной путь
» Классификация тягового подвижного состава
По роду работы локомотивы подразделяют на грузовые, пассажирские и маневровые. Грузовые локомотивы должны развивать силу тяги, позволяющую водить поезда большой массы. Пассажирские локомотивы предназначены для вождения более легких поездов, но с большими скоростями. Моторвагонный подвижной состав, применяемый на электрифицированных линиях, состоит из электровагонов, включаемых в электропоезда; .
» Организация грузовой и коммерческой работы
Грузовая и коммерческая работа на железнодорожном транспорте осуществляется на основе Устава железных дорог. Грузовая работа производится на местах общего и необщего пользования. К местам общего пользования относятся грузовые дворы станций, где обычно концентрируются погрузочно-разгрузочные операции, и другие пункты погрузки-разгрузки, находящиеся в ведении железной дороги. К местам необщего .
» Краткие сведения о зарубежных дорогах
Железные дороги социалистических стран развиваются быстрыми темпами. Преимущества социалистической системы и взаимопомощь стран — членов СЭВ обеспечивают неуклонный рост промышленного и сельскохозяйственного производства, что вызывает значительное увеличение грузовых и пассажирских перевозок.
» Противоугоны
Под действием сил, которые создаются при движении поездов по рельсам и в особенности при торможении на затяжных спусках, может происходить продольное перемещение рельсов по шпалам или вместе со шпалами по балласту, называемое угоном пути. На двухпутных участках угон происходит по направлению движения, а на однопутных линиях угон бывает двусторонний.
» Технологический процесс работы станции и техническо-распорядительный акт
Технологический процесс работы станции предусматривает операции по обработке составов и вагонов, расформированию, формированию, маневровой и местной работе в минимальные сроки на основе научной организации и применения передовых методов труда при полном использовании технических средств станции. При разработке технологического процесса стремятся обеспечить поточность, непрерывность и параллельно .
» Система управления движением поездов
Выполнение плана перевозок пассажиров и грузов требует четкой организации управления движением поездов и необходимого взаимодействия работников службы движения и других служб. Система управления движением поездов включает техническое и оперативное планирование эксплуатационной работы, регулирование перевозок и перевозочных средств, оперативное руководство движением поездов и анализ выполненной р .
» Автоматизация процессов управления эксплуатационной работой
В последние годы на железнодорожном транспорте внедряется автоматизация процессов управления эксплуатационной работой с применением математических методов и электронно-вычислительной техники. К числу этих процессов относятся: Управление перевозками в целом, т. е. планирование и оперативное регулирование эксплуатационной работы. Сюда входит разработка планов перевозок, схем нормальных направлений .
» Железнодорожный транспорт зарубежных стран
Железнодорожный транспорт зарубежных стран базируется на частной собственности на средства производства и, являясь одной из отраслей капиталистического производства, подчиняется всем его закономерностям. Железнодорожная сеть размещена крайне неравномерно; в промышленио раэвитых странах (Великобритания, ФРГ, Италия, Франция, США, Канада, Япония) она доставляет от 6,2 до 116 км на 1000 км территор .
» Порядок формирования поездов
Поездом называется сформированный и сцепленный состав вагонов с одним или несколькими действующими локомотивами или моторными вагонами, имеющий установленные сигналы. Отправляемые на перегон локомотивы без вагонов, моторные вагоны, автомотрисы и дрезины несъемного типа рассматриваются как поезда. По старшинству поезда делятся на внеочередные и очередные. К внеочередным относятся пожарные и восст .
» Тяговая сеть
Контактная сеть предназначена для подачи электрической энергии от тяговых подстанций к электроподвижному составу и представляет собой совокупность проводов, конструкций и оборудования, обеспечивающих передачу электрической энергии от тяговых подстанций к токоприемникам электроподвижного состава. Она устроена таким образом, что обеспечивает бесперебойное снятие тока локомотивами при наибольших ск .
» Организация вагонопотоков. План формирования поездов
Вагоны, отправляемые станциями и следующие по определенным направлениям, образуют вагонные потоки. Правильная организация этих потоков обеспечивает ускорение оборота вагона, наименьшую затрату маневровых средств, экономию эксплуатационных расходов. Система организации и продвижения груженых и порожних вагоно-потоков в пункты назначения определяется планом формирования поездов. Разрабатывается он .
» Основные показатели графика движения поездов
График движения характеризуется количественными и качественными показателями. К количественным относятся: число грузовых и пассажирских поездов, нанесенных на график, размеры погрузки и выгрузки, которые могут быть освоены при данном графике, и др. К основным качественным показателям графика относятся: техническая, участковая и маршрутная скорости (отдельно для грузовых и пассажирских поездов) .
» Организация материально-технического снабжения
Организация снабжения включает в себя следующие стадии: выявление потребности в материалах и оборудовании; получение фондов на материалы и распределение их между потребителями; составление плана снабжения и заключение договоров g поставщиками; реализация выделенных фондов, организация заготовки материалов собственными силами, приобретение материалов непосредственно у торговых организаций; прие .
» Порядок приема, отправления и движения поездов
Организация движения поездов, операции по приему, отправлению и сквозному пропуску поездов на станциях осуществляются согласно ПТЭ, Инструкции по движению поездов и маневровой работе и Инструкции по сигнализации. ПТЭ устанавливают, что поезд находится в распоряжении машиниста ведущего локомотива (моторвагонного поезда). На станциях машинист и все остальные работники, обслуживающие поезд, подчиня .
» Понятие о комплексе устройств и сооружений и структуре управления на железнодорожном транспорте
Железнодорожный транспорт представляет собой сложное многоотраслевое хозяйство, в состав которого входят железные дороги и предприятия, а также административно-хозяйственные, культурно-бытовые, медицинские учреждения, научные учебные институты. Для выполнения перевозочного процесса железные дороги имеют технические средства, состоящие из подвижного состава и железнодорожных сооружений и устройст .
» Устройство пути на мостах и в тоннелях
Конструкция пути намостах и в тоннелях имеет ряд особенностей. На металлических мостах рельсовый путь обычно делают без балласта на деревянных брусьях, уложенных на расстоянии 10—15 см друг oт друга (рис 65, а, б). Брусья крепят болтами к продольным балкам. Для удержания подвижного состава в случае схода его с рельсов на существующих мостах снаружи колеи имеются деревянные охранные брусья, а .
» Назначение и классификация сигналов
Сигнализация на железных дорогах служит для обеспечения безопасности движения, а также для четкой организации движения поездов и маневровой работы. Сигналом называется условный видимый или звуковой знак, с помощью которого подается определенный приказ. Сигнал является приказом. Работники железнодорожного транспорта должны использовать все возможные средства для выполнения требования сигнала. На .
» Земляное полотно и его поперечные профили. Водоотводные устройства
Земляное полотно представляет собой комплекс грунтовых сооружений, получаемых в результате обработки земной поверхности и предназначенных для укладки верхнего строения пути, обеспечения устойчивости пути и защиты его от воздействия атмосферных и грунтовых вод. Непосредственно на земную поверхность путь не укладывают вследствие ее неровностей. Земляное полотно должно быть прочным, устойчивым и д .
» Классификация и основные типы вагонов
Вагоны предназначены для перевозки пассажиров или грузов. Вагонный парк состоит из пассажирских и грузовых вагонов. В вагонах пассажирского парка перевозят людей, багаж, почту; к ним относятся и вагоны-рестораны, специальные вагоны (служебные, лаборатории, клубы и т. п.).Пассажирские вагоны бывают дальнего, межобластного и пригородного сообщения. Вагоны дальнего следования (рис. 130) подразде .
» Общие сведения о складском хозяйстве и организации материально-технического снабжения. Органы снабже .
Железнодорожный транспорт является крупным потребителем материальных ресурсов, особенно топлива, металла, леса, строительных материалов, запасных частей и оборудования. На железнодорожном транспорте имеются следующие органы материально-технического снабжения: Главное управление материально-технического обеспечения (ЦХ) МПС, которое осуществляет планирование материальной потребности и планов сн .
» Песчаных заносов и паводков
На железнодорожных линиях, проходящих через районы песчаных и полупесчаных пустынь, необходимо предусматривать защиту пути от песчаных заносов. Борьба с песчаными заносами ведется закреплением песков растительностью или покрытием битумной эмульсией, суглинками, глинистой суспензией с полимерами, а также устройством искусственной защиты в виде различных преград. К ним относятся невысокие сплошные .
» Габариты на железных дорогах
Для безопасности движения поездов требуется, чтобы локомотивы и вагоны, а также грузы на открытом подвижном составе могли свободно проходить мимо устройств и сооружений пути, не задевая их, а также мимо следующего по соседним путям подвижного состава. Это требование обеспечивается соблюдением установленных Государственным стандартом габаритов приближения строений и габаритов подвижного состава.
» Устройства СЦБ на перегонах
Главным назначением устройств СЦБ является регулирование движения поездов на перегонах, обеспечение безопасности движения и необходимой пропускной способности. На первых железных дорогах движение поездов осуществляли по такому принципу — один поезд от другого, следующего в том же направлении, отделяли промежутком времени. Между станциями не было средств связи для передачи сообщений об отпр .
» Дороги дореволюционной россии
Прообразом железных дорог явились заводские колейные лежневые пути. В 1764 г. Кузьма Фролов применил на Колывано-Воскресенских заводах на Алтае механическую канатную тягу по рельсолежневым внутрицеховым путям; имевшим форму желоба: вагонетки, груженные рудой, перемещались по путям с помощью водяного колеса и канатов. В 1788 г. А. С. Ярцевым в Петрозаводске на Александровском пушечном заводе была с .
» Деформации земляного полотна и борьба с ними
При тщательном соблюдении правил сооружения и эксплуатации стабильность земляного полотна, как правило, обеспечивается. При несоблюдении же этих правил, а также при нарушении устойчивости земной поверхности или стихийных явлениях происходят изменения формы, или так называемые деформации земляного полотна. Различают деформации и повреждения основной площадки земляного полотна, повреждения откосов .
» Локомотивное хозяйство
Локомотивное хозяйство обеспечивает перевозочную работу железных дорог тяговыми средствами и содержание этих средств в соответствии с техническими требованиями. К сооружениям и устройствам этого хозяйства относятся основные локомотивные депо, специализированные мастерские по ремонту отдельных узлов локомотивов, пункты технического обслуживания, экипировки локомотивов и смены бригад, базы запас .
» Сведения об автоматике и телемеханике железных дорог
Железнодорожный транспорт России оснащен совершенными устройствами и системами для автоматического и телемеханического управле-ления различными производственными процессами во всех службах и хозяйствах железных дорог: электронно-вычислительными машинами, системами телеуправления тяговыми подстанциями электрифицированных железных дорог, пунктами водоснабжения и другими устройствами, комплексом .
» Основы взаимодействия пути и подвижного состава. Назначение тяговых расчетов
Тяговые расчеты являются составной частью науки о тяге поездов. Тяговые расчеты служат для решения различного рода задач, связанных сдвижением поездов и возникающих как при проектировании железных дорог, локомотивов и вагонов, так и в процессе их эксплуатации. Например, на основе данных, полученных тяговыми расчетами, составляются графики движения поездов, определяется пропускная способность же .
» Автоматическая блокировка
При автоматической блокировке перегоны делятся на блок-участки автоматически действующими проходными светофорами. Длина блок-участков равна расстоянию между смежными светофорами. При автоблокировке с трехзначной сигнализацией она должна быть не менее тормозного пути при полном служебном торможении и максимально реализуемой скорости, кроме того, должна быть не менее тормозного пути при экстренном .
Подошва откоса земляного полотна
Земляное полотно.
Железнодорожный путь обычно подразделяют на земляное полотно, верхнее строение и искусственные сооружения. Земляное полотно является основным элементом нижнего строения железнодорожного пути и представляет собой инженерную конструкцию в виде комплекса грунтовых сооружений, получаемых в результате обработки земной поверхности.
Земляное полотно предназначено для укладки верхнего строения пути, восприятия нагрузок от подвижного состава, передаваемых через элементы верхнего строения пути, и для обеспечения устойчивости пути.
Верхнее строение пути непосредственно на земную поверхность не укладывается из-за ее неровностей. В пониженных местах приходится насыпать грунт, а в повышенных — срезать его, отрабатывая таким образом полосу земли определенной ширины практически по всей длине пути. Получающиеся при этом насыпи и выемки вместе с необходимыми для обеспечения их устойчивости водоотводными и укрепительными сооружениями являются земляным полотном. Земляное полотно устраивают не только горизонтальными, но и наклонными участками (спуски, подъемы), наряду с прямыми участками делают и кривые для обхода препятствий или преодоления их с наименьшими затратами. В зависимости от продольного и поперечного очертаний местности земляное полотно сооружается в виде насыпей, выемок, полунасыпей, полувыемок, полунасыпей-полувыемок и нулевых мест.
Рисунок 1 – Комплекс объектов земляного полотна.
А – насыпь, б – нулевое место, в – выемка, г – полувыемка, д – полунасыпь-полувыемка, е – полунасыпь.
Элементы земляного полотна и связанные с ним устройства
В структуре насыпи полоса земли, на которую опирается насыпь, называется основанием. Плоскости (поверхности), ограничивающие насыпь с обеих сторон, называются откосами. Линия пересечения откоса основной площадки с откосом называется бровкой (основной площадки). Линия пересечения откоса с основанием насыпи называется основанием (или подошвой) откоса. Поверхности между основанием откоса и водоотводом (водоотводной канавой или резервом) называются бермами. Резервами называются продольные котловины, из которых грунт укладывается в насыпи при их постройке.
В выемке вдоль бровки основной площадки с двух сторон размещаются продольные водоотводные канавы, называемые кюветами. За ними следуют откосы. Линии пересечения откосов с поверхностью земли называются бровками. При разработке выемки излишний объём грунта (или непригодный для насыпи) укладывают за откосными бровками в грунтовые призмы, называемые кавальерами. На полосе между откосной бровкой и кавальером (называемым обрезом) для обеспечения стока воды размещаются банкет – треугольная призма грунта, препятствующая стоку воды на откос выемки, и забанкетная канава (трапециевидной формы), обеспечивающая продольный сток воды с полосы обреза. В нагорной зоне за кавальером размещается нагорная канава (трапециевидной формы), которая перехватывает и отводит воду поверхностного стока, поступающей с нагорной стороны, с нагорных склонов.
1 — резерв; 2 — бровка; 3 — основание насыпи; 4 — контрбанкет; 5 — берма; б — водоотводная продольная канава; 7 — откос; 8 — нулевое место; 9 — кавальер; 10 — обочина; 11- кювет; 12 — основная площадка; 13 — сливная призма; 14 — банкет, 15 — забанкетная канава; 16 — нагорная канава
Поперечным профилем называется поперечный разрез земляного полотна вертикальной плоскостью, перпендикулярной его продольной оси, выполненной на всю ширину полосы отвода. Поперечные профили земляного полотна характеризуются шириной и формой основной площадки, крутизной откосов, расположением водоотводных устройств, высотой насыпи и глубиной выемки.
Рисунок 2.1 – выемка
1 – основная площадка, 2 – сливная призма, 3 – бровка, 4 – откос, 5 – кювет, 6 – откосная бровка, 7 – банкет, 8 – забанкетная канава, 9 – кавальер, 10 – нагорная канава.
Рисунок 2.2 – насыпь
1 – основная площадка, 2 – сливная призма, 3 – бровка, 4 – откос, 5 – основание насыпи, 6 – основание откоса, 7 – берма, 8 – водоотводная канава, 9 – резерв.
Рисунок 2.3 а – полунасыпь-полувыемка (поперечный профиль)
1 – полоса отвода, 2 – водоотводная канава, 3 – берма, 4 – основание насыпи, 5 – основание (подошва) откоса, 6 – откос насыпи, 7 – бровка насыпи, 8 – основная площадка, 9 – сливная призма, 10 – обочина, 11 – бровка выемки, 12 – кювет, 13 – откос выемки, 14 – откосная бровка, 15 – банкет, 16 – забанкетная канава, 17 – кавальер, 18 – откос кавальера, 19 – обрез, 20 – нагорная канава.
Рисунок 2.3. б – полунасыпь-полувыемка
насыпи : 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10
выемки : 1, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20
Главный элемент земляного полотна — основная площадка. Она воспринимает наибольшие воздействия от подвижного состава и подвержена влиянию погодно-климатических факторов. Она всегда делается выпуклой либо в виде трапеции для однопутных, либо в виде треугольника для двухпутных участков пути.
Ширина основной площадки зависит от вида используемых грунтов и категории железнодорожной линии.
Ширина (основной площадки) земляного полотна
Ширина земельного полотна на прямых участках пути
Виды земляного полотна
Выемка – инженерное сооружение, основная площадка которого расположена ниже поверхности земли. Выемка имеет два откоса (рис. 65, 66).
Насыпь – сооружение из насыпного грунта. Основная площадка насыпи расположена выше поверхности земли. Насыпь имеет два откоса (рис. 67, 68).
Основная площадка – это поверхность ЗП, на которую укладывается верхнее строение пути (ВСП).
На однопутных линиях основная площадка имеет форму трапеции, на двухпутных – треугольной формы (для связных грунтов).
Поперечным профилем земляного полотна называется поперечный разрез его вертикальной плоскостью, перпендикулярный оси пути.
На рис. 66, 67 представлены соответственно поперечные профили выемки и насыпи.
Рис. 66. Типовой поперечный профиль однопутной выемки
Основные элементы выемки (рис. 66):
1) кюветы – продольные канавы для отвода воды с каждой стороны основной площадки;
2) основная площадка выемки – поверхность выемки, на которую укладывается ВСП;
3) кавальер – вспомогательная насыпь из удаленного при сооружении выемки грунта;
4) нагорные канавы – сооружаются на склонах выше выемки для перехвата и отвода воды выемки;
5) банкет сооружается на полосе между кавальером и бровкой откоса выемки, с поперечным уклоном в сторону от откоса для отвода воды в забанкетную канаву;
6) откос выемки – боковая наклонная часть выемки.
Рис. 67. Типовой поперечный профиль насыпи
Основные элементы насыпи (рис. 67):
1) основание – полоса земли, на которую опирается насыпь;
2) берма – полоса между подошвой насыпи и ближайшим водоотводом;
3) основная площадка – поверхность насыпи, на которую укладывается ВСП;
4) бровка – линия сопряжения основной площадки с откосом;
5) подошва – линия сопряжения откоса с основанием;
6) резерв – вспомогательная выемка, из которой брался грунт для отсыпки насыпи из местного грунта;
7) откос насыпи – боковая наклонная часть насыпи.
Полунасыпь– инженерное сооружение основная площадка которого находится выше уровня земли, но откос насыпи – один (рис. 69, 70).
Рис. 69. Полунасыпь (схема)
Рис. 70. Полунасыпь на железной дороге
Полувыемка–инженерное сооружение основная площадка которого расположена ниже уровня земли, но откос у выемки – один (рис. 71, 72).
Рис. 71. Полувыемка (схема)
Полунасыпь–полувыемка–основная площадка частично находится выше уровня земли и в этой части земляного полотна закладывается откос насыпи; другая часть основной площадки находится ниже уровня земли с откосом выемки (рис. 73, 74).
Рис. 73.Полунасыпь-полувыемка (схема)
Нулевое место –место перехода от насыпи к выемке
Конструктивные элементы земляного полотна
Поперечным профилем земляного полотна называется поперечный разрез земляного полотна вертикальной плоскостью, перпендикулярной его продольной оси.
Поперечные профили земляного полотна характеризуются шириной основной площадки, крутизной откосов, расположением водоотводных устройств, высотой насыпи и глубиной выемки.
Часть поверхности земляного полотна, на которую укладывается верхнее строение пути, называется основной площадкой (рис. 1.14) Пересечение основной площадки с откосом — бровка земляного полотна. Расстояние между бровками называется шириной основной площадки. Ширина основной площадки прини-
мается по нормам СНиП 32-01-95 и СТН Ц-01-95 Министерства путей сообщения Российской Федерации в зависимости от категории железнодорожной линии и представлена в табл. 1.3.
Ширина основной площадки включают в себя обочины, которые предназначены для удобства выполнения путевых работ (на ней размещают инструмент, необходимые детали верхнего строения пути, расставляют сигналы и путевые знаки). Минимальная ширина обочины — 0,5 м.
В кривых участках пути земляное полотно уширяется с наружной стороны кривой в связи с необходимостью устройства возвышения наружного рельса за счет увеличения высоты и ширины балластного слоя. Например, при радиусе кривой R = 3000 м ширина основной площадки увеличивается с наружной стороны кривой на 0,20 м и при R — 600 м на 0,5 м.
Поперечное очертание основной площадки однопутной линии в недре-нирующих грунтах имеет форму трапеции (рис. 1.14, б) с шириной поверху 2,3 м и высотой 0,15м, а двухпутной — в виде треугольника с высотой 0,20 м и основанием, равным ширине основной площадки (рис. 1.14, а). Верхняя часть земляного полотна, ограниченная основной площадкой и стягивающей ее прямой, называется сливной призмой; она необходима для стока воды, проникающей к земляному полотну через балластный слой.
Трапецеидальное очертание основной площадки земляного полотна на однопутных участках устраивают для отвода поверхностной воды, чтобы избежать проникновения ее в земляное полотно. Горизонтальная часть основной площадки делается короче шпал, благодаря чему обеспечивается сток воды в стороны их концов.
При сооружении земляного полотна в скальных или песчаных грунтах основную площадку устраивают горизонтальной (рис. 1.14, в, г).
Проектная бровка земляного полотна, сооружаемого из скальных, крупнообломочных, а также песчаных дренирующих грунтов, выше профильной
![]() |
![]() |
ности; выемка (рис. 1.15, 6) — основная площадка земляного полотна ниже поверхности земли; полунасыпь (рис. 1.15, в) и полувыемка (рис. 1.15, г) — основная площадка с одной стороны совпадает с земной поверхностью, а с другой выше или ниже ее; полунасыпь-полувыемка (рис. 1.15, д) — основная площадка с одной стороны выше, а с другой ниже поверхности земли и нулевое место (рис. 1.15, е) — основная площадка расположена на уровне земной поверхности. Наиболее распространены на железных дорогах насыпи и выемки. Нулевые места неизбежны при переходе из выемки в насыпь, » других случаях они недопустимы, т.к. подвержены снежным заносам и поэтому при проектировании продольного профиля линии, их стремятся заменять насыпями.
Крутизна наклонов боковых поверхностей — откосов насыпей и выемок — зависит от их высоты или глубины и свойств грунта. Чем прочнее грунт, тем круче могут быть откосы. Крутизна откоса измеряется тангенсом угла а наклона откоса к горизонту, т.е. равна отношению вертикальной проекции h откоса (рис. 1.14) к его горизонтальной проекции а (заложению) tg a = Л/а. Если высоту откоса h принять за единицу, а величину заложения откоса а выразить числом этих единиц п, получим показатель крутизны откоса 1:и. Откос имеет одинарную крутизну, если п = 1, полуторную крутизну, если п =1,5.
При проектировании земляного полотна применяют типовые поперечные профили для участков с простыми инженерно-геологическими и топографическими условиями, которые приведены в альбомах «Поперечные профили земляного полотна железных дорог колеи 1520 мм», «Новые железные дороги», «Вторые пути».
Групповые поперечные профили разрабатывают для применения на ряде участков со сложными и многократно повторяющимися инженерно-геологическими условиями.
Поперечные профили земляного полотна, разработанные по специальным проектам для условий, в которых типовые и групповые поперечные профили неприменимы, называют индивидуальными. По индивидуальным проектам сооружают:
— насыпи высотой более 12 м и выемки глубиной более 12 м;
— выемки и насыпи на косогорах круче 1:3;
— земляное полотно в местах с активными склоновыми процессами;
— на участках с наличием снежных лавин, оползней, обвалов, селей;
— насыпи на слабых основаниях;
— на участках с развитием естественных или искусственных подземных
полостей (карсты, горные выработки);
— земляное полотно в местах пересечения его трубопроводами;
— земляное полотно в районах с высокой сейсмичностью (7 и более бал
лов) и др. неблагоприятных условиях.
1.2.3. Поперечные профили насыпей
Типовой поперечный профиль насыпи из крупных супесей, мелких и пы-леватых песков и легковыветривающихся скальных пород выполняется в соответствии с рис. 1.16, а. Типовой поперечный профиль насыпи из крупно-
обломочных грунтов и из песков гравелистых, крупных и средней крупности показан на рис. 1.16, б. Полоса земли под насыпью является ее основанием.
При сооружении насыпи из глинистых грунтов для усиления верхней части земляного полотна предусматривают устройство под балластом защитного слоя из дренирующего грунта (или из дренирующего грунта с геотекстильными материалами) (рис. 1.17). Толщина защитного слоя под балластной призмой устанавливается расчетом в зависимости от вида грунта земляного полотна и категории железнодорожной линии, но не менее 0,8 м для суглинков и глин и 0,5 м — для супесей.
Откосы насыпи могут быть однообразной крутизны и ломаной формы с переменной крутизной. Типовые поперечные профили насыпей из глинис-
тых грунтов, мелких и пылеватых песков должны иметь откосы при высоте насыпи до 12 м — в верхней части не круче 1:1,5, а в нижней части при высоте более 6 м — не круче 1:1,75.
По обеим сторонам насыпи устраивают бермы, полосы земли между откосом насыпи и водоотводной канавой или резервом. Назначение бермы — защитить подошву насыпи от воздействия воды, текущей по канаве или резерву, и обеспечить возможный проход строительных машин. Ширину бермы принимают не менее 3 м и не менее 7,10 м — со стороны будущего второго пути.
За бермами устраивают резервы или канавы, которые собирают поверхностные воды и отводят в пониженные места или к искусственным сооружениям. Дну резервов и канав придают продольный уклон не менее 0,003. Глубина канавы должна быть не менее 0,6 м. Резервам придают поперечный уклон не менее 0.02 при ширине резерва до 10 м, дно резерва делают односкатным, при ширине более 10 м — двускатным. Откосы резервов и водоотводных канав должны быть не круче 1:1,5.
При сооружении насыпи на косогоре для повышения устойчивости в основании насыпи устраивают уступы (рис. 1.18).
При сооружении второго пути уширяют существующую насыпь также с устройством уступов (рис. 1.19).
Дата добавления: 2016-06-29 ; просмотров: 6630 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ
Ответы на экзаменационные вопросы — ОКЖД — файл 03_Земляное полотно.doc
Доступные файлы (16):
00_Вопросы.doc | 30kb. | 15.01.2010 23:31 | ![]() |
01_Габариты.doc | 3595kb. | 16.01.2010 21:03 | ![]() |
02_План_профиль пути пути.doc | 54kb. | 15.01.2010 20:42 | ![]() |
03_Земляное полотно.doc | 243kb. | 16.01.2010 17:39 | ![]() |
04_ИССО.doc | 267kb. | 15.01.2010 20:44 | ![]() |
05_Сооружения и устройства электроснабжения железных дорог.doc | 37kb. | 15.01.2010 23:32 | ![]() |
06_Колесные-пары.doc | 106kb. | 16.01.2010 00:18 | ![]() |
07_Путевые и сигнальные знаки.doc | 31kb. | 15.01.2010 20:46 | ![]() |
08_ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОМ ПУТИ.doc | 32kb. | 15.01.2010 20:46 | ![]() |
09_ЗНАЧЕНИЕ ТРАНСПОРТА И ОСНОВНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ ЕГО РАБОТЫ..doc | 32kb. | 15.01.2010 20:46 | ![]() |
10_ОСНОВНЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ РАБОТЫ ЖЕЛЕЗНЫХ ДОРОГ.doc | 33kb. | 15.01.2010 20:47 | ![]() |
11_ОСНОВНЫЕ РУКОВОДЯЩИЕ ДОКУМЕНТЫ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ ЧЕТКОЙ РАБОТЫ ЖЕЛЕЗНЫХ ДОРОГ И БЕЗОПАСНОСТИ ДВИЖЕНИЯ.doc | 33kb. | 15.01.2010 20:47 | ![]() |
12_ОБЩИЕ ПРИНЦИПЫ И СТАДИИ ПРОЕКТИРОВАНИЯ ЖЕЛЕЗНЫХ ДОРОГ.doc | 34kb. | 15.01.2010 20:47 | ![]() |
13_ОРГАНИЗАЦИЯ СТРОИТЕЛЬНЫХ РАБОТ Ж.doc | 33kb. | 15.01.2010 20:48 | ![]() |
14_ВЕРХНЕЕ СТРОЕНИЕ ПУТИ НАЗНАЧЕНИЕ.doc | 42kb. | 15.01.2010 20:48 | ![]() |
15_УСТРОЙСТВО РЕЛЬСОВОЙ КОЛЕИ.doc | 45kb. | 15.01.2010 20:48 | ![]() |
03_Земляное полотно.doc
3. Земляное полотно
ЗП —представляет собой комплекс грунтовых сооружений, получаемых в результате обработки земной поверхности и предназначенных для укладки верхнего строения пути, обеспечения устойчивости пути и защиты его от воздействия атмосферных и грунтовых вод.
- н
асыпь
- выемка
- полунасыпь
- полувыемка
- полунасыпь-полувыемка
- нулевое место
В поперечном профиле — поперечный разрез его по вертикальной плоскости, перпендикулярной его оси.
Площадь грунта, на которую насыпается насыпь, является основанием.
Поверхность ЗП, на которую укладывается ВСП, называют основной площадкой (ОП)
1 путь — ОП в форме трапеции шириной 2,3м, высотой 0,15м
2-путь — ОП — треугольник 0,2м
Такое очертание основной площадки способствует стоку воды, проникающей через балластный слой во время-дождя и таяния снега.
В дренирующем грунте — горизонтальная (камень, щебень, песок)
для насыпи
Бровка ЗП — точка пересечения ОП с откосами ЗП
Водоотводния канава — с обеих сторон ЗП только на косогорных участках с ветровой стороны
Резерв — спланированное углубление, которое образуется при возведении насыпи из местного грунта, изпользуется для отвода поверхностных вод.
Берма — полоса земли от подошвы откоса до водоотводной канавы или резерва.
Высота насыпи — расстояние между бровками откоса и основанием ЗП (h)
Заложение — горизонтальная проекция линии откоса (l) называется
Крутизна откоса (1:n=h/l) отношение высоты откоса h к заложению l.
Крутизна откосов должна обеспечивать надежную их устойчивость и устанавливается в зависимости от высоты насыпи, свойств грунтов, геологических, гидрологических и климатических условий местности. Большое распространение имеют откосы крутизной 1:1,5, называемые полуторными
для выемки
ОС — как и для насыпи
Кювет — продольная канава для отвода воды в выемке
Кавальер — место для хранения грунта, вынутого во время сооружения выемки и не используемого для сооружения насыпи, устраивается за откосом выемки с нагорной стороны в форма призмы.
Нагорная канава — для перехвата и отвода перетекающих в выемке поверхностных вод, устраивается за кавальером.
Банкет — для отвода вод в забанкетную канаву, насыпается между бровкой откоса и кавальером с уклоном в сторону от откоса.
В неустойчивых грунтах, а так же в стесненных условиях вместо водоотводных канав и кюветов укладываются лотки.
На станциях воду отводят лотками, в местах прохода людей их закрывают крышками.
Для понижения уровня грунтовых вод используют дренажи.
Дренаж — представлюет собой траншею, заполненную дренирующим грунтом (крупный песок, щебень, гравий), в нижней части которой укладывается дрена — труба с отверстиями для поступления в нее воды.
^
ПТЭ Глава 3 3
3.8. Ширина земляного полотна поверху на прямых участках пути должна соответствовать верхнему строению пути. На существующих линиях до их реконструкции допускается ширина земляного полотна не менее:
на однопутных линиях — 5,5 м,
двухпутных — 9,6 м,
а в скальных и дренирующих грунтах не менее:
на однопутных линиях — 5,0 м,
двухпутных — 9,1 м.
^ Минимальная ширина обочины земляного полотна поверху должна быть 0,4 м с каждой стороны пути.
На кривых участках радиусом менее 2000 м земляное полотно уширяется по установленным нормам.
Участки земляного полотна, не удовлетворяющие перечисленным в настоящем пункте требованиям, приводятся в соответствие с ними в плановом порядке при выполнении усиленного капитального и усиленного среднего ремонтов пути.
Для вновь строящихся железнодорожных линий и вторых путей, а также реконструируемых линий ширина земляного полотна поверху и параметры балластной призмы должны соответствовать требованиям строительно-технических норм, утверждаемых МПС России.
^ Бровка земляного полотна в местах разлива вод должна быть не менее чем на 0,5 м выше максимальной высоты наката волны при сильных ветрах.
3.9. Номинальный размер ширины колеи между внутренними гранями головок рельсов на прямых участках пути и на кривых радиусом 350 м и более — 1520 мм. Ширина колеи на более крутых кривых должна быть:
при радиусе от 349 до 300 м — 1530 мм
в т.ч. на железобетонных шпалах — 1520 мм
при радиусе 299 м и менее — 1535 мм.
На участках железнодорожных линий и путях, где комплексная замена рельсошпальной решетки не производилась, допускается на прямых и кривых участках пути радиусом более 650 м номинальный размер ширины колеи — 1524 мм. При этом, на более крутых кривых ширина колеи принимается:
при радиусе от 650 до 450 м — 1530 мм
при радиусе от 449 до 350 м — 1535 мм
при радиусе от 349 м и менее — 1540 мм.
Величины отклонений от номинальных размеров ширины колеи, не требующие устранений, на прямых и кривых участках пути не должны превышать по сужению -4 мм, по уширению +8 мм, а на участках, где установлены скорости движения 50 км/ч и менее — по сужению -4 мм, а по уширению +10 мм.
Порядок устранения отклонений, превышающих указанные значения, устанавливается МПС России.
Ширина колеи менее 1512 и более 1548 мм не допускается.
Порядок эксплуатации бесстыкового пути на железобетонных шпалах, уложенного до 1996 года, устанавливается МПС России.
3.10. Верх головок рельсов обеих нитей пути на прямых участках должен быть в одном уровне. Разрешается на прямых участках пути содержать одну рельсовую нить на 6 мм выше другой в соответствии с нормами, установленными соответствующей инструкцией МПС России.
Возвышение наружной нити на кривых участках пути в зависимости от радиуса кривой и скоростей движения по ней устанавливается приказом начальника железной дороги в соответствии с инструкцией МПС России.
Возвышение наружной рельсовой нити не должно превышать 150 мм. В необходимых случаях на кривых участках главного пути максимальное возвышение наружной рельсовой нити может допускаться с разрешения МПС России и более 150 мм.
Величины допускаемых отклонений в уровне расположения рельсовых нитей от установленных норм на прямых и кривых участках пути устанавливаются МПС России.