Stroi-doska.ru

Строй Доска
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Заложения откосов от глубины траншеи

ОПРЕДЕЛЕНИЕ РАЗМЕРОВ КОТЛОВАНОВ И ТРАНШЕЙ

Чтобы определить объемы земляных работ по устройству котло­ванов или траншеи, необходимо знать их основные размеры — ширину, длину и глубину.

Размеры котлованов определяют исходя из общих размеров соору­жений в плане, глубины его заложения, крутизны откосов, а также принятых методов выполнения основных производственных процес­сов. При этом важно учесть: схему возведения будущего сооружения, определяющую схему движения кранов и других машин при монтаже сборных или возведении монолитных сооружений; схемы достав­ки и раскладки конструкций в монтажной зоне, установки опалуб­ки, лесов и подмостей.

Можно выделить следующие четыре основные схемы возведения земляных сооружений:

Схема I (кольцевая) — кран и транспортные средства при возведе­нии сооружения перемещаются вокруг него по берме котлована, не заезжая на его дно; схема II — механизмы движутся по дну котлова­на за пределами сооружения, по его периметру; схема III — механиз­мы в процессе строительства сооружения перемещаются непосред­ственно по его днищу; схема1V предусматривает монтаж сооружения одновременно, т.е. параллельно работающими двумя кранами, при котором конструкции крайних стен и примыкающего пролета соору­жения монтируется первым краном с передвижением его и транспорт­ных средств по берме котлована, а конструкции внутри сооружения — вторым краном, передвигающимся по днищу сооружения.

По схеме I возводят обычно небольшие сооружения, ширина которых в плане или диаметр не превышают 15 м (Всоор

где Bcoop, Lcoop — ширина и длина возводимого сооружения по наруж­ному периметру; b1 — ширина свободного пространства между подо­швой откоса выемки и выступающей частью днища сооружения (принимается по условиям техники безопасности и удобства работ не менее 0,5 м).

По схеме II возводят сооружения средних габаритов, размеры ко­торых в плане превышают 15 м (Всоор > 15м) при значительном их заглублении и большой массе монтажных элементов. Размеры кот­лована при этом должны быть достаточными для размещения соору­жений, а также для проезда кранов и транспорта вокруг них по дну выемки и для раскладки сборных конструкций по фрон­ту работ:

Схема для определения размеров котлованов и траншей:

а _ котлованов малых размеров в плане (Всоор 15 м); в — то же, больших (В > 15-п, м); г — траншей с вертикальны­ми стенками и креплениями; д — трапецеидальных; е — сложного сечения при совмещенной прокладке трубопроводов

где Он — диаметр или размер сооружения по наружному периметру; п, П1 — число сооружений или секций в одном ряду соответственно в поперечном и продольном направлениях; В2 — расстояние между со­оружениями в свету; В3 — уширение котлована по дну для безопасно­го выполнения монтажных работ и движения транспорта;

где 1 — просвет между движущимися краном и сооружением (или от­косом выемки), м; Км — радиус поворота машинной платформы крана. По схеме III обычно строят крупные сооружения (рис. 11.3, в), разме­ры которых в плане в несколько раз (п) превышают 15 м (В > 15п, м). В этом случае размеры котлована:

где В4 — уширение котлована для монтажа конструкций последней секции сооружения (рис. 11.3, в); l1, — уширение котлована в торцах сооружения для заезда и выезда крана и транспортных средств (при­нимается равным 6-7 м и зависит от радиуса их поворота);

где Ба — ширина базы грузовых автомашин на уровне кузова (габарит). По схеме IV строят крупные сооружения при Вcoop > 15 n, м. Раз­меры котлованов, поскольку уширение их дна на величины В3 или В4 не требуется, могут быть определены по формулам, применяе­мым при схеме I. Размеры котлованов поверху определяют исходя из их размеров понизу Вк, lк глубины выемки Н и принятых коэф­фициентов заложения откоса т для соответствующих грунтов и глу­бин котлованов

Размеры траншей.Наименьшую ширину траншеи по дну Втр.min (со­гласно СНиПу) следует принимать в зависимости от типа и диамет­ра прокладываемых труб, способа их укладки

Принятую по данной таблице ширину траншеи по дну (Втр), если ее предполагается разрабатывать одноковшовым экскаватором необходимо проверить на ширину ковша принятого экскаватора, ко­торая в зависимости от его вместимости, м3, может быть определена по формуле:

где q вместимость ковша выбранного экскаватора, м3.

При этом надо иметь в виду, что при разработке траншей одно­ковшовыми экскаваторами их ширина должна быть не меньше ши­рины режущей кромки ковша экскаватора с добавлением в песчаных грунтах и супесях 0,15м, в глинах и суглинках 0,10м.

Если получится, что ширина траншеи меньше величины bк с до­бавлением этих запасов, то необходимо либо принимать экскаватор с меньшей шириной ковша, т.е. меньшей емкости, или увеличивать проектную ширину траншеи, что повлечет за собой увеличение объе­мов земляных работ.

Ширина тран­шеи поверху определяется крутизной ее откосов. Глубина траншеи зависит от глубины заложения труб, которая во всех случаях должна быть на 0,5м больше расчетной глубины промерзания грунта. Продольный уклон траншеи устанавливается проектом в зависимости от назначения трубопровода.

Дата добавления: 2016-06-29 ; просмотров: 2888 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

Определение размеров котлованов под фундаменты зданий и траншей для прокладки трубопроводов

Для определения объемов земляных работ по устройству котлована необходимо знать их основные размеры: ширину, длину и глубину (рисунок 12).

Размеры котлована понизу определяют с учетом СНиП 3.02.01-87. Расстояние от подошвы откоса до ближайшего элемента сооружения принимается не менее 0,6 м с каждой стороны по условиям техники безопасности и удобства работ. Размеры котлована по низу (Вн, Lн) определяют путем добавления этого расстояния к размерам здания в осях с учетом привязки осей.

Читать еще:  Откос траншеи для песка

Длину и ширину котлована по верху (ВВ, LВ) определяют с учетом заложения откоса (с=m·hтр), в зависимости от вида грунта и глубины котлована:

где hтр – требуемая глубина котлована, принятая равной глубине (отметке подошвы) заложения фундаментов сооружения; m – коэффициент заложения откоса.

Расчетная глубина котлована определяется по формуле:

где hн – величина недобора грунта.

Рисунок 12 — Схема к определению размеров котлована под фундамент здания

Наименьшую ширину траншей с вертикальными стенками по дну Втрminследует принимать в зависимости от типа и диаметра прокладываемых труб, способа их укладки. Если траншея разрабатывается одноковшовым экскаватором, необходимо проверить ширину ковша вк принятого экскаватора с принятой шириной траншеи.

При этом надо иметь в виду, что ширина траншей, разрабатываемых одноковшовым экскаватором, должна быть не менее ширины режущей кромки ковша экскаватора, с добавлением в песчаных грунтах и супесях 0,15 м, в глинах и суглинках 0,10 м.

Если получится, что ширина траншеи меньше величины вк с добавлением этих запасов, то необходимо либо принимать экскаватор с меньшей шириной ковша или увеличивать проектную ширину траншеи, что повлечет за собой увеличение объемов земляных работ.

Ширина траншей с откосами по дну принимается равной D+0,5 м при укладке трубопроводов из отдельных труб и D+0,3 м – при укладке плетями (приложение В).

Разработка грунта в траншеях и котлованах в случаях пересечения их любыми подземными коммуникациями допускается лишь при наличии письменного разрешения эксплуатирующей организации. При этом в непосредственной близости от коммуникаций грунт должен разрабатываться ручным способом (1 м над трубой, кабелем и т.п.). При неожиданном (не обозначенном в проекте) обнаружении подземных коммуникаций земляные работы следует приостановить и вызвать на место представителей соответствующих организаций.

Необходимость крепления вертикальных стенок траншей и котлованов или разработка грунта с устройством откосов обосновывается проектом (приложение Г).

При устройстве креплений (рисунок 4) ширину траншей увеличивают на их толщину. Ширина траншеи по верху определяется крутизной ее откосов (Втр+2mh). Глубина траншеи зависит от глубины заложения труб, которая во всех случаях должна быть на 0,5 м больше расчетной глубины промерзания грунта. Продольный уклон траншеи устанавливается проектом в зависимости от назначения трубопровода.

Наименьшее расстояние в свету между поверхностью трубопровода и стенками должно быть не менее 0,7 м, если в траншеях с вертикальными стенками необходима работа монтажников.

Для заделки стыковых соединений труб в траншеях отрывают приямки необходимых размеров.

Дата добавления: 2015-04-18 ; просмотров: 91 ; Нарушение авторских прав

СНиП III-42-80. Магистральные трубопроводы. Часть 3

7.12. На трубопровод под утяжеляющие железобе­тонные грузы или анкерные устройства необходимо укладывать футеровочные маты или защитные обертки. Конструкция футеровочных матов или тип обертки уста­навливается проектом.

7.13. При групповом способе установки грузов на трубопроводе или кустовом способе установки анкерных устройств расстояния между соседними группами не должны превышать 25 м.

Наклонная установка на трубопровод седловидных утяжеляющих грузов не допускается.

Установка балластирующих средств на плавающий трубопровод не допускается

8. СТРОИТЕЛЬСТВО ПЕРЕХОДОВ ТРУБОПРОВОДОВ ЧЕРЕЗ ЕСТЕСТВЕННЫЕ И ИСКУССТВЕННЫЕ ПРЕПЯТСТВИЯ

8.1. Переходы через водные преграды, овраги, же­лезные и автомобильные дороги и другие инженерные коммуникации, которые не могут быть выполнены по ходу работы передвижными механизированными колоннами или комплексами поточным методом, должны быть закончены строительством ко времени подхода этих колонн.

8.2. Способы и сроки производства работ при соору­жении подводных переходов в пределах русла реки или водоема, согласованные проектной организацией с ор­ганизациями, эксплуатирующими речные и озерные пу­ти сообщения, органами рыбоохраны и другими заинте­ресованными организациями, должны быть указаны в проекте перехода.

8.3. До начала разработки траншей на подводных пе­реходах необходимо:

проверить и закрепить проектные створы и реперы. измерить глубины водоема и определить соответствие фактического профиля дна реки проектному;

выполнить обследование участка реки или водоема на проектную ширину подводной траншеи поверху для выявления случайных препятствий.

Если контрольными промерами будет установлено, что фактические отметки дна выше черных отметок, указанных в проекте, глубину подводной траншеи сле­дует увеличить для укладки трубопровода на проектные отметки.

Если фактические отметки дна ниже черных отме­ток, указанных в проекте, и при этом разность между фактическими отметками дна и проектными отметками верха трубопровода будет меньше 1 м, проектные от­метки, на которые должен укладываться трубопровод, должны быть пересчитаны.

8.4. Крутизну откосов подводных траншей при ши­рине водной преграды более 30 м или глубине более 1,5 м (при среднем рабочем уровне воды) с учетом бе­зопасных условий производства водолазных работ сле­дует принимать по табл. 13.

Длина подводной траншеи, для которой принимает­ся крутизна откосов по табл. 13, равна ширине русла водной преграды плюс длина разрабатываемых урезных участков водной преграды.

Наименование и характеристика грунтов

Крутизна откосов подводных траншей при глубине траншеи, м

Пески пылеватые и мелкие

Пески средней крупности

Пески неоднородного зернового со­става

Гравийные и галечниковые

Предварительно разрыхленный скаль­ный грунт

Заторфованные и илы

Читать еще:  Мы ездим по дороге которая ведет нас под откос

Наибольшую крутизну откосов обводненных берего­вых траншей следует принимать по табл. 14.

Наименование и характеристика грунтов

Крутизна откосов обводненных береговых траншей при глубине траншеи, м

Пески средней зернистости и крупные

Гравийные и галечниковые

Предварительно разрыхленный скальный грунт

Примечание. Крутизна откосов дана с учетом грунтовых вод.

8.5. Расчетная ширина подводных траншей на мел­ководных участках, где глубина с учетом возможных ко­лебаний уровня воды меньше осадки судна (с запасом под днищем), должна приниматься в проекте с учетом ширины и осадки судна и обеспечивать гарантированные глубины в границах рабочих перемещений снарядов (или грунтовозных шаланд).

8.6. При определении объемов подводных земляных работ следует учитывать переборы по глубине траншей, которые принимаются в соответствии с требованиями разд. 6 “Дноуглубительные работы” главы СНиП по зем­ляным сооружениям.

Рефулируемый грунт не должен мешать судоходству и нарушать установившийся режим речного потока в районе перехода.

8.7. Производство взрывных и буровзрывных работ на подводных переходах должно осуществляться в пол­ном соответствии с проектом производства работ, Еди­ными правилами безопасности при взрывных работах, утвержденных Госгортехнадзором СССР, и Правилами техники безопасности при производстве подводно-техни­ческих работ на реках и водохранилищах, утвержденных Министерством речного флота РСФСР.

Производство буровзрывных работ на подводных пе­реходах должно быть согласовано проектной и строи­тельной организациями с организациями, эксплуатирую­щими речные и озерные пути, органами рыбоохраны и другими заинтересованными организациями.

Проектная организация согласовывает вопросы, оп­ределяющие техническую возможность выполнения буровзрывных работ с учетом директивных сроков строитель­ства и требований заинтересованных организаций.

8.8. Перед укладкой трубопровода в предварительно подготовленную траншею строительная организация при участии представителя технического надзора заказчика должна производить проверку отметок продольного про­филя траншеи. Переборы грунта в основании траншеи допускаются на глубину не более 50 см.

Трубопровод должен быть подготовлен для укладки к моменту окончания работ по устройству подводной траншеи.

8.9. Обетонирование подводных трубопроводов может выполняться следующими основными способами:

обетонированием отдельных труб в базовых услови­ях (на бетонном заводе, полигоне);

обетонированием трубопроводов монолитным железобетонным покрытием с применением опалубки на месте монтажа и укладки трубопровода (в полевых условиях);

покрытием трубопровода сборными утяжелителями (в полевых условиях).

Укладка плети трубопровода, обетонированного в полевых условиях, допускается после достижения бето­ном прочности, указанной в проекте для момента уклад­ки.

8.10. Для предохранения изоляционных покрытий трубопровода от механических повреждений при обетонировании и монтаже сборных утяжелителей (кольце­вых железобетонных и чугунных грузов), а также при перемещениях и укладке трубопровода следует приме­нять защитные обертки и футеровку из деревянных реек, предусмотренные проектом.

8.11. Перед укладкой подводного трубопровода дол­жны быть произведены проверочные расчеты устойчи­вости и напряжений, возникающих в укладываемом тру­бопроводе, с учетом фактических скоростей течения воды, замеренных в натуре, глубины воды и профилей спусковых устройств. Напряжения, определенные по фактическим данным, должны быть не более указанных в проекте производства работ.

8.12. Укладка подводных трубопроводов не допуска­ется во время паводков, весеннего ледохода и осеннего ледостава.

Допускается в период осеннего ледостава укладка подводных трубопроводов через небольшие водные прег­рады (до 200 м) при скоростях течения воды не более 0,5 м/с.

8.13. Укладка трубопровода на дно для последующе­го его заглубления в грунт допускается только при ус­ловии, если предварительными контрольными промерами и расчетами будет установлено, что радиус изгиба тру­бопровода, укладываемого в русле на естественные от­метки дна, будет не меньше радиуса упругого изгиба трубопровода, указанного в проекте.

8.14. Укладку трубопровода на дно водоема с поло­гими плесовыми берегами следует производить способом протаскивания по дну при помощи тяговых средств с применением разгружающих понтонов или без них.

Допускается укладка трубопроводов свободным пог­ружением на дно с подачей укладываемой плети напла­ву к месту укладки. Погружение может осуществляться как путем заполнения трубопровода водой, так и путем отстропки разгружающих понтонов. При укладке газо­провода с заполнением его водой должны быть предус­мотрены мероприятия для полного удаления воды из уложенного газопровода.

В отдельных случаях применяется способ укладки трубопроводов опусканием с использованием плавучих опор (кранов).

Выбор указанных способов или их комбинации уста­навливаются проектом организации строительства и уточняются проектом производства работ.

8.15. Спусковая дорожка в зависимости от длины ук­ладываемой на нее плети трубопровода, его диаметра и массы, а также рельефа прибрежного участка может быть устроена в виде:

спусковой дорожки с роликоопорами на спланирован­ном участке территории в створе перехода; рельсового узкоколейного пути с тележками; береговой траншеи, заполняемой водой. Протаскивание отдельных плетей трубопроводов по спланированной грунтовой дорожке без специальных спусковых устройств допускается только при обязатель­ной тщательной планировке берегового участка и приня­тии необходимых мер к предупреждению повреждения изоляционного покрытия.

При укладке трубопроводов способом протаскивания запрещается прикладывать к трубопроводу толкающие усилия, направленные по его продольной оси.

8.16. Перед испытанием уложенного подводного тру­бопровода надлежит проверить его положение на дне подводной траншеи. Имеющие место провисания участ­ков трубопроводов должны быть устранены до испыта­ния путем намыва или отсыпки грунта.

Превышение фактических отметок верха трубопрово­да над проектными не допускается.

8.17. Предусмотренная проектом укладка подводного кабеля связи в общей траншее с подводным трубопро­водом производится на основание подводной траншеи па уровне нижней образующей трубопровода после его укладки. Кабель прокладывается на расстоянии не менее 0,5 м в свету от конструкции трубопровода ниже по течению реки, если другие требования не оговорены проектом.

Читать еще:  Определение угла естественного откоса под водой

8.18. Перед засыпкой подводных траншей должна производиться проверка соответствия отметок верха уло­женного трубопровода проектным.

Проверку фактических отметок верха газопровода следует выполнять при условии отсутствия в нем воды.

Материал и толщина слоя засыпки трубопровода, уложенного в подводную траншею, определяются проек­том. Засыпка уложенного трубопровода производится до проектных отметок, но не выше отметок дна водоема на день засыпки.

8.19. Берегоукрепительные работы при строительстве подводных переходов следует выполнять согласно тре­бованиям главы СНиП по сооружениям гидротехничес­ким транспортным, энергетическим и мелиоративных систем.

Переходы под автомобильными и железными дорогами

8.20. Способы, порядок и сроки производства работ по строительству переходов трубопроводов под автомобильными и железными дорогами должны быть согласованы подрядчиком с организациями, эксплуатирующими эти дороги.

8.21. При прокладке защитного футляра под автомобильными дорогами открытым способом его засыпку в пределах насыпи следует производить минеральным грунтом с послойным трамбованием.

8.22. При прокладке защитного футляра под дорогами необходимо контролировать глубину заложения футляра и его положение в горизонтальной плоскости с учетом допускаемых отклонений оси от проектных положений:

по вертикали — не более 5 % от глубины заложения футляра за пределами насыпи с соблюдением проектного уклона;

по горизонтали — не более 1 % от длины защитного футляра.

Трубная плеть, протаскиваемая через защитный футляр, должна оснащаться опорно-центрирующими устройствами из полимерных материалов

Надземные переходы и надземная прокладка трубопроводов па отдельных участках

8.23. Монтаж перехода следует выполнять в соответ­ствии с проектом производства работ, который должен содержать указания о способе и последовательности мон­тажа, обеспечивающего прочность, устойчивость и не­изменяемость конструкции на всех стадиях монтажа. При этом суммарная величина монтажных напряжений в трубопроводе должна быть не более 90 % нормативно­го предела текучести материала трубы.

8.24. Проект производства работ по сооружению над­земных переходов через судоходные водные препятствия, оросительные каналы, железные и автомобильные доро­ги строительная организация должна согласовывать с соответствующими эксплуатирующими организациями.

8.25. После проведения испытаний трубопровода сле­дует проводить повторный геодезический контроль по­ложения всех элементов конструкции перехода.

8.26. Допускаемые отклонения строительно-разбивочных работ от проектных размеров для балочных перехо­дов и надземной прокладки приведены в табл. 15.

Допускаемые отклонения строительно-разбивочных работ от проектных размеров на арочные, вантовые, шпренгельные переходы должны указываться в проекте.

8.27. Поперечные сварные стыки трубопроводов в процессе монтажа должны выноситься за пределы опор­ной части трубопровода на расстояние не менее 200 мм.

8.28. При замыкании участков надземного трубопро­вода положение монтируемого трубопровода на ригелях опор необходимо определять в зависимости от темпера­туры наружного воздуха в соответствии с проектом.

8.29. Регулировку положения трубопровода на риге­лях опор необходимо проводить во время монтажа. Пос­ле окончания испытания трубопровода при необходимос­ти производится дополнительная регулировка.

8.30. Строительство надземных трубопроводов над горными выработками должно производиться при условии обязательного выполнения специальных мероприятий, указанных в проекте.

Допускаемое отклонение, мм

Точность положения осей опоры и трубопровода при выносе в натуру:

Тема №2. Определение объёмов земляных работ с выполнением схем разработки котлованов и траншей землеройными машинами

Тема №2. Определение объёмов земляных работ с выполнением схем разработки котлованов и траншей землеройными машинами.

1. Определение объёмов работ при разработке котлованов и траншей.

2. Выбор одноковшовых экскаваторов для выполнения работ по отрывке выемок.

3. Выбор схемы проходок экскаватора.

При возведении подземной части здания выполняются два основных вида работ – земляные и устройство фундаментов: железобетонных монолитных или сборных.

Земляные работы – сложный строительный процесс, состоящий из:

    срезки растительного слоя; разработки земляного сооружения; разработки въездной траншеи; зачистки дна сооружения; разравнивание, уплотнение дна сооружения; обратной засыпки грунта с его уплотнением.

Определение объёмов работ при разработке котлованов и траншей.

1.1. Определение типа земляного сооружения.

Тип земляного сооружения (котлован, траншея, отдельные ямы) определяют, используя план, разрез и вид фундаментов.

Рассматривают план фундаментов, вычерчивают продольный и(или) поперечный разрезы и определяют профиль земляного сооружения (рис. 1). В зависимости от полученного варианта, принимают решение о типе земляного сооружения.

Вариант 1: откосы профилей пересекаются по продольным и поперечным осям здания – разрабатывается один общий котлован.

Вариант 2: откосы профилей пересекаются по продольным или поперечным осям — в этом случае отрываются траншеи по каждой оси.

Вариант 3: откосы профилей не пересекаются — разрабатываются отдельные котлованы (ямы) под каждый фундамент.

В случае наличия в здании подвального помещения разрабатывают общий котлован.

Рис. 1. Определение профиля земляного сооружения:1-фундаменты; 2-откосы; 3-бровки откоса; 4-дно выемки; с-заложение откоса; с?-размер свободной технологической зоны.

Заложение откоса, с, м, зависит от крутизны откоса, которая обеспечивает безопасное производство работ. Крутизна откосов котлованов и траншей зависит от их глубины и вида грунта. Наибольшая допустимая крутизна откосов временных котлованов и траншей, выполняемых без креплений, при наличии благоприятных гидрологических условий, однородности строения грунта и отсутствия грунтовых вод принимается по ТКП 45-1.03-44. Заложение откоса определяют по формуле:

C=hm, (1)

где: m – коэффициент крутизны откоса ( табл.1); h – глубина котлована, м; с’ – размер свободный технологический зоны для прохода людей, либо механизмов, принимается по условиям работы, но не менее 0,6 м.

Крутизна откоса (отношение его высоты к заложению, 1: m),

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector