Stroi-doska.ru

Строй Доска
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Величина заложения откоса насыпи

Контроль геометрических элементов откосов земляного полотна

В городских, обычно стесненных условиях крутизну откосов определяют с помощью простейшего прибора, состоящего: из обоймы, в которой закреплен уровень подвижной планки; неподвижной планки; круговой шкалы с делениями заложения откоса; торцевой стенки и оси, на которой вращается подвижная планка в пределах от 0 до 90°.

Пользуются прибором следующим образом: на доску или рейку длиной 1—2 м, уложенную на откос, устанавливают прибор. Подвижную планку поворачивают до принятия ею горизонтального положения, определяемого показанием уровня. Отсчет по круговой шкале соответствует задаваемой крутизне откоса земляного полотна. Прибор изготовляют из плексигласа.


Рис. 4.8. Схема оперативного контроля параметров откосов выемки с помощью эклиметра и рейки 1 — рейка; 2 — эклиметр; 3, 4 — соответственно отметки основания И бровки откоса; 5, 6 — соответственно проектный и фактический контуры откоса; hф — фактическая глубина, hп — проектная

Для контроля геометрических параметров откосов инж. Н. А. Михайленко внедрил эклиметр с рейкой (рис. 4.8). К рейке длиной 3—5 м, предварительно уложенной на откос, прикладывают эклиметр и измеряют угол наклона αф, а потом расстояние l. Угол наклона эклиметром измеряют как у подошвы откоса, так и у его бровки, поскольку искомый угол αф=α’ (как накрест лежащий при параллельных прямых). Зная угол откоса αф и расстояние l (длину откоса), определяют фактическую высоту (глубину) откоса по формуле hф=l sin αф.

Промышленность выпускает эклиметры только с градусной шкалой, при строительстве же пользуются отношением высоты откоса hн к его заложению l1, что соответствует проектному тангенсу угла αп откоса, т. е. 1/m=hн/l=tg αп, где m — коэффициент заложения откоса.

Чтобы перейти от градусной шкалы эклиметра к коэффициенту т, пользуются соответствующей таблицей (табл. 4.1) либо наносят на эклиметр шкалу коэффициентов заложения откоса.

В настоящее время эклиметры изготовляют серийно, что позволяет их шире применять. Если нет эклиметра, но имеется обычный уровень и предварительно изготовленный откосник, то при равнинном характере местности можно оперативно проверить заложение откосов земляного полотна.

Во многих странах применяют лазерные приборы, что значительно повышает качество, а также производительность разбивочных работ. Луч лазерного прибора достигает расстояния до 4 км. Его с успехом используют даже при разбивке переходов через водные преграды. В городских условиях применение лазерного прибора при разбивке площадей, скверов и автомобильных стоянок чрезвычайно эффективно. Посередине разбиваемой площадки устанавливают переносную колонку— прибор с лазером и при помощи специальных реек определяют с большой точностью проектное положение земляного полотна в любой точке. Обычно ограничиваются одной стоянкой лазерной колонки.

Прибор ПГЛ-1 состоит из двух блоков: блока, передающего лазерный луч (БЛЛ), и блока в виде фотоприемного устройства (ФПУ). Передающая часть включает в себя: лазерный передатчик с углом визирования а, формирующий излучение световых линий и плоскостей, источник питания и штатив для установки передатчика (рис. 4.9). Фотоприемное устройство состоит из фотоприемника импульсных сигналов и измерительной рейки. Визуальную регистрацию результатов измерения осуществляет стрелочный прибор с расположенным над ним светодиодом. Во время работы фотоприемник перемещают вдоль рейки до появления показаний на приборе, после чего снимают отсчет со шкалы рейки.


Рис. 4.9. Лазерный геодезический прибор для строительства (ПГЛ-1)
1 — излучатель;
2 — ручка лазерного прибора;
3 — лазерное устройство; 4 ручка для закрепления прибора в неподвижном состоянии;
5 — винты для изменения его высоты;
6 — полка треноги;
7 — приспособление для высотного изменения положения штока;
8 — муфта треноги;
9 — шток;
10 — измерительный аппарат

Прибор изготовляют серийно. При его применении повышается точность и объективность измерений, увеличивается производительность труда геодезистов в 1,5—2 раза, сокращается численность обслуживающего персонала. Прибор прост в управлении: работать с ним может один геодезист. Кроме того, им можно пользоваться в условиях недостаточной освещенности, что важно в полевой обстановке новостроек.

Срок службы газового (гелиево-неонового) лазера с входной мощностью луча 0,002 Вт составляет не менее 3000 ч. Лазерный прибор питается от сети переменного тока или аккумулятора напряжением 12 В. При работе с прибором нужен теодолит (в частности, при установке согласно проектной отметке лазерной колонки прибора). Точное направление оси улицы, дренажа, трубопровода, подземного коллектора, пешеходного перехода и других сооружений выдерживается тогда, когда луч лазера и линия визирования теодолита пересекаются в центре специально изготовленной марки, установленной на проектной отметке. Марки выполняют из прозрачных материалов (например, плексигласа) с крестообразной сеткой, центр которой устанавливают по оси разбиваемой трассы. Перемещение марки со специальной рейкой по высоте до попадания луча в ее центр определяет высотное положение проектной поверхности земляного полотна, дренажа и т. д. Разбивку может проводить специалист, имеющий право на проведение подобных работ.

Большая Энциклопедия Нефти и Газа

Заложение — откос

При проектировании нефтепроводов на полках рекомендуется располагать их в материковом грунте в пределах полувыемки или выемки на расстоянии а ( см. рис. 8.1 и 8.2) от оси нефтепровода до подошвы откоса полки, которое зависит от глубины и заложения откосов траншеи . Часть полки шириной а предназначается для устройства водоотвода. Ширина всей полки определяется из условий ведения работ, диаметра нефтепровода, габаритов машин и механизмов, принятых для строительства и эксплуатации трубопровода, необходимости разъезда автотранспорта и строительных машин, расположения траншеи под нефтепровод и требований техники безопасности. [46]

При проектировании трубопроводов па полках рекомендуется расположение их в материковом грунте в пределах полувыемки или выемки на расстоянии а ( см. рис. 5.22 п 5.23) от осп трубопровода до подошвы откоса полки, которое зависит от глубины и заложения откосов траншеи . Часть полки шириной а предназначается для устройства водоотвода. [47]

Основные размеры ковша устанавливают, исходя из расхода воды, средней скорости движения воды ( 0 05 — 0 15 м / с), глубины воды ( от ледяного покрова до отложений наносов в ковше), коэффициента заложения откосов ковша . Длина ковша определяется длиной входной части, длиной участка интенсивных отложений шуги ( 5 — 35 м) и рабочей длиной ковша. [48]

Определить глубину и среднюю скорость потока, тип и длину дополнительного укрепления над стенкой перепада в конце канала при расходе Q 0 6 м3 / с, если: а) ширина канала по дну b 0 6 м; коэффициент заложения откосов т — 1 5; нормальная глубина h0 0 28 м; под струю отсутствует доступ воздуха; б) b 0 8 м; т 1 5; / г0 0 5 м; под струю отсутствует доступ воздуха; в) b — 0 5 м; т 2; / г0 0 3 м; струя истекает в атмосферу; r) b 0; т — 1 25; h0 0 6 м; струя истекает в атмосферу; д) b 0 2 м; т 1; ha — 0 45 м; под струю отсутствует доступ воздуха. [49]

Величины Q и Q0 по формулам (13.1) и (13.3) представляют собой расходы водоподачи в бассейн, которые нужно поддерживать постоянными для того, чтобы к концу периода Т глубина воды в бассейне составила Ны, В формулах (13.3) и (13.4) m — заложение откосов , В и L — соответственно ширина и длина бассейна по дну. Расчетное значение мутности М устанавливают по данным гидрологических ежегодников как среднее за период, соответствующий фильтроциклу бассейнов. [50]

Определить расстояние между двумя сечениями потока в горизонтальном призматическом русле ( i 0) при Лх 0 2 м; Л2 0 4 м, если: а) расход Q 1 6 м3 / с; ширина русла по дну b 1 м; коэффициент заложения откосов т 0; русло укреплено хорошей бутовой кладкой; б) Q 1 м3 / с; b 1 м; т — 0; весьма хорошая бетонировка; в) Q — 2 м3 / с; b 1 м; т 1 5; канал — земляной, содержится в сравнительно плохих условиях. [51]

Основными геометрическими характеристиками канала с трапецеидальным поперечным сечением ( рис. 7.2) являются: h — глубина заполнения канала; b — ширина канала по дну; Ъ — ширина канала по верху; В — ширина свободной поверхности воды; ф — угол наклона откосов; mctg ф — коэффициент заложения откосов . [53]

Определить ширину русла по дну, глубину равномерного движения потока и уклон, который необходимо придать дну этого русла, чтобы при гидравлически наивыгоднейшем профиле средняя в сечении скорость потока равнялась бы допускаемой для данного типа укрепления скорости, если: а) расчетный расход Q 34 4 м3 / с; коэффициент заложения откосов т 2; русло укреплено хорошей бутовой кладкой из средних пород; б) Q 2 6 м3 / с; т 2 5; русло укреплено одерновкой в стенку; в) Q 3 26 м3 / с; т 1 5; грунт пропитан битумом. [54]

Рабочий уровень в пруде-отстойнике поддерживается постоянным. Заложение откосов не должно быть менее 1: 2 5, чтобы обеспечить безопасность работы механизмов. [55]

Зачистное устройство, расположенное за ротором и шнеками, служит для окончательного профилирования сечения канала. Оно также настраивается на различное заложение откосов и ширину по дну. [57]

Читать еще:  Нестандартные откосы для входной двери

Земляные работы при рытье траншей и их креплений выполняют в соответствии со СНиПом. Ширина траншеи по дну, заложение откосов и глубина ее определяются проектом. Во избежание образования ледяных пробок в трубах последние укладывают в траншее ниже зоны промерзания. При прокладке трубопроводов через обрабатываемые сельскохозяйственные угодья заглубление трубопроводов любых диаметров должно быть не менее 0 6 м, при пересечении полевых грунтовых дорог — менее 1 0, при пересечении шоссейных дорог — не менее 1 2 м от верха трубы. Ширина траншеи должна давать возможность соединять трубы и уплотнять грунт. Стенки траншей по возможности выполняют вертикальными. Если состояние грунта, величина заглубления, уровень грунтовых вод и другие обстоятельства затрудняют выполнение откосов вертикальными, их выполняют наклонными во избежание обрушения. Вынутый грунт укладывают на одной стороне траншеи с таким расчетом, чтобы не мешать движению транспорта и монтажных механизмов вдоль траншеи. При прокладке труб на бровке траншеи предусматривают меры по защите их от повреждения. Трубы с раструбами укладывают с таким расчетом, чтобы в готовом трубопроводе раструбы располагались против движения транспортируемого продукта. [58]

Профиль дна реки и береговых участков в створе перехода, а также предельная граница деформации этого профиля представляются некоторыми функциями, и определяется функция профиля трубопровода с учетом поставленных требований. Сечение подводной траншеи представляется трапецией, заложение откосов которой может изменяться по длине перехода. Стоимость земляных работ и балласта описывается интегралом, зависящим от известных данных и неизвестной функции. На искомую функцию накладываются ограничения по второй производной ( допустимое упругое искривление трубы), четвертой производной ( обеспечение прилегания трубопровода ко дну траншеи) и самой функции по профилю предельной границы размыва дна и берегов реки. [59]

Разбивка резервов состоит в том, что на каждом строительном поперечнике от подошвы насыпи откладывают ширину бермы 2 м, потом откладывают ширину резерва поверху и получают точки на бровках резерва. От них отмеряют во внутреннюю сторону заложения откосов резерва . Во всех отмеченных точках забивают колышки. Глубину резервов устанавливают обычно не более 1 5 м, а закладывают их с одной или с обеих сторон дороги. Если резерв имеет ширину поверху более 6 м, то дно его планируют двускатным с устройством продольной канавы для водоотвода. [60]

Величина заложения откоса насыпи

Рис. 26. Продольный профиль и пространственное изображение участка дороги с земляным полотном, представляющим собой законченную насыпь: а) продольный профиль; б) пространственное изображение; в) то же пространственное изображение, разложенное на составные элементы (в пределах отдельных пикетов)

точкой — ее концом; сложив полученные элементные объемы, получают общий объем насыпи (рис. 26).
Аналогично ведется подсчет объемов выемок. Весь ход подсчета объемов земляного полотна может быть оформлен в виде табл. 6.


Рис. 27. Поперечные профили земляного полотна
дороги, протрассированной на косогоре: а) в виде насыпи; б) полунасыпь-полувыемка; в) в виде выемки

Рис. 28. График распределения земляных масс по пикетам,
(В верхней части рисунка показан продольный профиль участка, для которого составлен график.)

На взятом для примера участке дороги длиной 500 м общий объем земляных работ подсчитан в размере 5126 м 3 .

Составив для этого участка график распределения земляных масс, на нем можно выделить две зоны продольного перемещения.

Первая зона. Выемка ПК 1+51- ПК 2+52 в полном объеме (1041 м 3 ) разрабатывается в насыпь ПК 0-ПК+51. Полный объем насыпи (1284 м 3 ) превосходит объем выемки на 243 м 3 , поэтому недостающее количество земляных масс, очевидно, не удастся взять путем продольного перемещения и, следовательно, границу первой зоны продольного перемещения нужно определить, отступив на некоторое расстояние от точки ПК 0.

Таким образом, окончательно первая зона продольного перемещения земляных масс определяется в следующих границах:

Вторая зона. Из выемки ПК 3+63-ПК 5 разрабатывается в насыпь ПК 2+52-ПК 3+63 788 м 3 грунта, что обеспечивает отсыпку этой насыпи в полном объеме. Но разрабатываемая выемка имеет полный объем 2013 м 3 и, таким образом, превосходит объем близлежащей насыпи на 1225 м 3 . Поскольку это количество земляных масс не придется разрабатывать из выемки в насыпь, то и расстояние, соответствующее объему 1225 м 3 , не будет входить в зону продольного перемещения.

Из объема 1225 м 3 явно не войдут в расстояние, включаемое в зону продольного перемещения, 777 м 3 , являющиеся частью объема выемки в пределах от ПК 4+50 до ПК 5.

Что касается остальных 448 м 3 , приходящихся на участок выемки ПК 4-ПК 4+50, то здесь будет иметь место следующая пропорция:

Таким образом, вторая зона продольного перемещения земляных масс определяется в следующих границах:

Вне зоны продольного перемещения на рассматриваемом участке остаются две зоны поперечного перемещения, поэтому при сооружении земляного полотна на данном участке придется закладывать резервы и устраивать кавальеры (рис. 29).

В пределах первой зоны поперечного перемещения (на рис. 28 обозначено стрелкой), расположенной на участке ПК 0-ПК 0+29, т. е. на расстоянии 29 м, очевидно, придется заложить резерв, чтобы восполнить недостаток в грунте, необходимом для отсыпки насыпи на этом участке.

В пределах второй зоны поперечного перемещения (на рис. 28 обозначено стрелкой), расположенной на участке ПК 4+28-ПК 5,

Рис. 29. Поперечные профили земляного полотна в условиях поперечного перемещения земляных масс:
а) насыпь с резервом; б) выемка с кавальером

УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ АД

При возведении насыпей из каменного материала, являющегося продуктом разработки выемок или процессов выветривания, верхний выравнивающий слой насыпи возводят из наиболее мелкого камня, приближающегося по своим размерам к размеру щебня основания покрытия (крупность обломков не более 0,2 м ).

Как правило, насыпи следует возводить из однородных грунтов. При использовании неоднородных грунтов должны соблюдаться следующие условия:

– поверхность слоев из менее дренирующих грунтов , распола-

гаемых под слоями из более дренирующих грунтов, должна иметь уклон в пределах от 40 до 100 ‰ от оси насыпи к краям;

– поверхность слоев из более дренирующих грунтов , располагаемых под слоями из менее дренирующих, должна быть горизонтальной;

– откосы из более дренирующих грунтов не должны прикрываться менее дренирующими;

– возведение насыпей из неоднородных грунтов, состоящих из песка, суглинка и гравия, допускается в виде естественной карьерной смеси.

При проектировании насыпей из грунтов, влажность которых превышает допустимую (прил. 2, табл. 2), необходимо предусмотреть специальные мероприятия, обеспечивающие устойчивость земляного полотна: осушение естественным путем или обработкой активными веществами типа негашеной извести, активных зол уноса и другие мероприятия, предусмотренные п. 6.31 и 6.42 СНиП 2.05.02–85.

На сопряжении с мостами насыпи на длине поверху не менее высоты насыпи плюс 2 м (считая от устоя) и по низу не менее 2 м необходимо проектировать из непучинистых дренирующих грунтов. К дренирующим относятся грунты с коэффициентом фильтрации не менее 0,5 м/сут при максимальной плотности при стандартном уплотнении.

Насыпи на затопляемых пойменных участках , пересечении во-

доемов и подходах к мостовым сооружениям следует проектировать с учетом волнового воздействия, а также гидростатического и эрозионного воздействия воды в период подтопления. Для обеспечения возможности ремонта и укрепления откосов в период эксплуатации на таких участках допускается предусматривать устройство берм шириной не менее 4 м . Конструкция насыпи на поймах рек показана на рис. 4.2 (типовое решение «Союздорпроекта»).

На болотах земляное полотно следует проектировать на основе технико-экономического сравнения вариантов с учетом требований п. 6.30 и 6.40 строительных норм [4]. Допускается выполнять проектирование насыпей по типовым решениям при глубине болот до 6 м и высоте насыпей до 3 м [18].

Земляное полотно в выемках

При проектировании выемок по типовым решениям необходимо руководствоваться следующими нормативными требованиями:

– выемки глубиной до 1 м следует проектировать раскрытыми или разделанными под насыпь (в целях предохранения от снежных заносов);

– выемки глубиной от 1 до 5 м на снегозаносимых участках следует проектировать с крутыми откосами (1:1,5 – 1:2) и дополнительными полками или обочинами шириной не менее 4 м ;

– выемки глубиной более 2 м в мелких и пылеватых песках, переувлажненных глинистых грунтах, легковыветривающихся или трещиноватых скальных породах и других сложных условиях следует проектировать в соответствии с п. 6.37 и п. 6.45 СНиП 2.05.02–85.

Излишний грунт из выемок на дорогах всех категорий следует по возможности использовать для уполаживания откосов земляного полотна насыпей, для устройства съездов, площадок отдыха, автобусных остановок, засыпки пониженных мест, оврагов, тальвегов и для улучшения форм рельефа.

В выемках, расположенных в пучинистых и сильнопучинистых грунтах, необходимо предусматривать замену грунта под дорожной одеждой.

Читать еще:  Отделка откосов стальной входной двери

При проектировании выемок, относящихся к объектам индивидуального проектирования, следует выполнять расчеты по оценке общей и местной устойчивости откосов и разрабатывать мероприятия по ее обеспечению, включая назначение соответствующего поперечного профиля, устройство дренажей, защитных слоев из стабильных материалов, укрепления откосов и т.п. [4].

Откосы земляного полотна

Устойчивость земляного полотна, безопасность движения и другие характеристики дороги в значительной степени зависят от крутизны откосов. Поэтому, назначая крутизну откосов, необходимо учитывать высоту насыпи (глубину выемки), тип грунта, ценность занимаемых земель и т.д.

Рис. 4.2. Поперечные профили насыпи на поймах рек (типовое решение «Союздорпроект»)

Крутизна откосов характеризуется коэффициентом заложения

m , равным отношению

где Н – высота откоса, м ; l – горизонтальная проекция откоса (заложение), м .

Крутизну откосов насыпей c высотой откоса до 3 м на дорогах

I – III категорий следует назначать с учетом безопасного съезда транспортных средств в аварийных ситуациях, как правило, не круче 1:4. На дорогах IV – V категорий при высоте откоса до 2 м – не круче

На ценных землях допускается увеличение крутизны откосов до предельных значений, представленных в прил. 3, табл. 7а, с разработкой мероприятий по обеспечению безопасности движения.

Укрепление откосов насыпей, как правило, должно быть выполнено методами травосеяния или одерновки. Целесообразность более капитальных методов укрепления откосов должна обосновываться технико-экономическими расчетами.

Крутизну откосов выемок глубиной до 1 м (раскрытые выемки) следует назначать от 1:5 до 1:10. Откосы глубоких выемок (от 1 до 5 м ) следует назначать более крутыми (1:1,5 – 1:2). Наибольшая крутизна откосов выемок установлена в зависимости от высоты откосов (прил. 3, табл. 7, б).

Высота откоса насыпи при отсутствии косогорности определяется как разность отметок верхней и нижней бровок земляного полотна.

При наличии косогорности высота откоса насыпи равна разности отметок верхней и нижней бровок низового откоса (рис. 4.3, а).

Высота откоса выемки также равна разности отметок верхней и нижней бровок откоса, но при наличии косогорности в расчет принимают верховой откос (рис. 4.3, б).

Отметки верхних бровок насыпи равны проектной отметке по оси дороги, если на местности отсутствует косогорность.

При наличии косогорности отметки нижних бровок насыпи и выемки определяют в зависимости от наклонных расстояний от оси

дороги l 1 и l 2 .

При крутизне естественного склона меньше чем 1:10 (угол

γ ≈ 6 ° ) величины l 1 и l 2 можно вычислить по упрощенным формулам:

– для низового откоса насыпи расстояние l 2 в сторону понижения склона равно:

Рис. 4.3. Расчетная схема для определения наклонных расстояний от оси до бровки земляного полотна: а – насыпи; б – выемки

l 2 В 2 m H 0 n ск n ск m , (4.2)

где m – коэффициент заложения низового откоса насыпи; Н 0 – рабочая отметка по оси дороги на уровне бровки, м ; n ск – коэффициент заложения естественного склона;

– для верхового откоса насыпи (в сторону повышения склона):

При обозначениях, принятых на рис. 4.3, отметка нижней бров-

ки низового откоса насыпи равна:

где Н з – отметка поверхности земли по оси дороги, м ;

i ск – уклон естественного склона, ‰.

Отметка нижней бровки верхового откоса насыпи

Для выемки наклонные расстояния от оси дороги до верхней

бровки выемки можно определить по упрощенным формулам:

– в сторону понижения склона (см. рис. 4.3, б)

l 1 В 2 Д n H 0 n ск

– в сторону повышения склона

l 2 В 2 Д n H 0 n ск

где Д – ширина кювета поверху, м ; n – коэффициент заложения внешних откосов выемки.

Отметки бровок выемки определяют аналогично, как и для насыпи (в зависимости от отметки поверхности земли по оси дороги и крутизны склона), в соответствии с расчетной схемой рис. 4.3,б.

4.2. ПРОЕКТИРОВАНИЕ ПОПЕРЕЧНЫХ ПРОФИЛЕЙ ЗЕМЛЯНОГО ПОЛОТНА

Проектирование земляного полотна состоит из следующих эта-

– сбор исходной информации, необходимой для конструирования земляного полотна (природно-климатические и другие условия, а также проектные решения, принятые на продольном профиле);

– выбор типовой конструкции земляного полотна применительно к исходным условиям и с учетом требований строительных норм;

– привязка типовой конструкции земляного полотна к конкретному его пикетажному положению;

– вычисление площадей поперечных сечений насыпи, выемки, резервов, канав, кюветов, банкетов, растительного грунта;

– вычисление объемов земляных работ.

Поперечные профили земляного полотна следует проектировать по типовым материалам. Типовые решения, применяемые на устойчивых естественных основаниях в равнинной, пересеченной, горной местности или в толще устойчивых склонов и прочих «обычных» условиях, представлены в материалах для проектирования «Союздорпроекта» [18].

Индивидуальные проектные решения следует принимать при соответствующих обоснованиях для условий, отнесенных СНиП 2.05.02–85 (п. 6.4) к особо сложным: для насыпей и выемок с высотой откоса более 12 м ; для насыпей на участках временного подтопления и слабых основаниях; при использовании в насыпи грунтов повышенной влажности; для насыпей и выемок, сооружаемых в сложных ин- женерно-геологических условиях (на косогорах круче 1:3, на участках с наличием или возможным развитием оползневых и других опасных явлений).

Индивидуально должны проектироваться также водоотводные, дренажные, поддерживающие и другие сооружения, обеспечивающие устойчивость земляного полотна в сложных условиях, а также участки сопряжения земляного полотна с мостами и путепроводами.

4.2.1. П РАВИЛА ВЫЧЕРЧИВАНИЯ И ОФОРМЛЕНИЯ ПОПЕРЕЧНЫХ ПРОФИЛЕЙ ЗЕМЛЯНОГО ПОЛОТНА

Чертежи поперечных профилей земляного полотна с индивидуальной привязкой и типовые конструкции входят в состав рабочих чертежей проекта (основной комплект рабочих чертежей марки АД) и оформляются по ГОСТ Р21.1701–97 [12].

Поперечный профиль земляного полотна выполняют с учетом данных, приведенных в таблице–сетке, помещаемой под профилем

При размещении на листе двух и более поперечных профилей боковик таблицы допускается наносить только у первого поперечного профиля. Вычерчивают поперечные профили в масштабах 1:200 (основной) или 1:100 (допускаемый).

Высоты и отметки уровней указывают на чертежах с точностью до сантиметра. Величину уклонов указывают в промилле без обозначения единицы измерения. Крутизну откосов указывают в виде отно-

шения высоты к горизонтальной проекции откоса: например, 1:1,5; 1:3.

Рис. 4.4. Сетка для вычерчивания поперечных профилей по ГОСТ Р.21.1710–97

На поперечном профиле земляного полотна показывают:

– ось проектируемого земляного полотна;

– линию фактической поверхности земли и линии ординат от точек ее переломов;

– контуры проектируемого земляного полотна и водоотводных сооружений, линии ординат от точек их переломов;

– контур срезки плодородного слоя, удаления торфа, непригодного грунта;

– инженерные коммуникации, их обозначение, наименование и отметки уровней, на которых они проложены;

– контур проектируемой поверхности дорожного покрытия и отметки уровней в точках ее переломов;

– границы полосы отвода земель (показывают при необходимо-

– привязку поперечного профиля к пикету.

Над боковиком поперечных профилей, привязанных к конкретному пикетажному положению, приводят числовые значения площадей поперечных сечений: насыпей F н , выемок F в , канав и кюветов F к , срезки грунта F ср , банкетов F б с указанием обозначений групп слоев грунта в соответствии с классификацией по трудности разработки.

Поперечные профили конструкций земляного полотна и дорожной одежды выполняют без боковика. Симметричные поперечные профили конструкций как правило изображают до оси симметрии.

На конструкции земляного полотна показывают:

– конструкцию дорожной одежды (схематично);

– элементы укрепления обочин, откосов и водоотводных сооружений (схематично);

– контур и величину срезки плодородного слоя, удаления торфа

и замены непригодного грунта;

– дренажные устройства и их обозначения (схематично);

– выносные элементы (узлы, фрагменты);

– границу полосы отвода земель (при необходимости). Поперечные профили конструкций земляного полотна, разли-

чающиеся конфигурацией, высотой насыпи или глубиной выемки, крутизной откосов или другими показателями, обозначают: Тип 1, Тип 2 и т.д.

Номер типа поперечного профиля показывают в таблице–сетке

под продольным профилем (см. рис. 3.1).

Конструкцию дорожной одежды показывают, как правило, на выносном элементе, где дополнительно показывают:

– элементы конструкции дорожной одежды: проезжей части, укрепительных полос. Выносные надписи к многослойной конструкции одежды выполняют по ГОСТ 21.101;

– границы участков дороги, на которых применены различные типы дорожной одежды.

4.2.2. П РОЕКТИРОВАНИЕ БОКОВЫХ РЕЗЕРВОВ

Боковые резервы назначают во всех случаях, когда они не нарушают общей планировки местности, а грунт пригоден для возведения насыпей. Как правило, резервы назначают только с одной стороны. При односторонних резервах ширина полосы отвода существенно меньше, чем при двусторонних, и это немаловажно в стесненных условиях местности. Кроме того, при односторонних резервах меньше объемы работ по снятию почвенно-растительного слоя. Резервы мож-

но предусматривать с двух сторон, если грунта из одного резерва недостаточно для устройства насыпи. При этом косогор не должен быть круче чем 1:10. При косогоре от 1:10 до 1:5 резервы проектируются только с верховой стороны.

Читать еще:  Как сделать откос 90 градусов

Глубину резерва принимают не более 1,5 м ; при высоком залегании грунтовых вод глубина резерва должна быть минимальной, но не меньше 0,3 м . Дно резерва следует проектировать односкатным, с поперечным уклоном не менее 20 ‰ , если ширина дна не более 10 м ; при ширине дна более 10 м – двускатным с уклонами 20 ‰ к середине. Продольный уклон резерва должен назначаться не менее 3 ‰.

Крутизну внутреннего откоса резерва принимают равной крутизне откоса насыпи. Если устраивается берма (на косогоре крутизной от 1:10 до 1:5), крутизна внутреннего откоса может быть принята

Крутизну внешнего откоса резерва назначают 1:4 – 1:6. В стесненных условиях (при необтекаемом очертании поперечного профиля) крутизну внешнего откоса принимают 1:1,5.

Определение ширины резервов

Ширину боковых резервов определяют из условия равенства площадей резерва F р и насыпи F n . Если резерв назначают с одной стороны, тогда принимают F н =F р ; при двусторонних резервах F н = 2 F р .

Средняя площадь сечения насыпи с поправкой на устройство дорожной одежды, краевых полос и укрепления обочин равна:

ОСНОВНЫЕ ТЕРМИНОЛОГИЧЕСКИЕ ПОНЯТИЯ ОБ АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГАХ

ЗЕМЛЯНОЕ ПОЛОТНО — дорожное сооружение, служащее основанием для размещения конструктивных слоев дорожной одежды и других элементов. Возводится из местных материалов. Земляное полотно строят в виде насыпей, выемок, а на косогорах — полунасыпей-полувыемок.

НАСЫПЬ — инженерное земляное сооружение из насыпного грунта, в пределах которого вся поверхность земляного полотна расположена выше уровня земли.

ВЫЕМКА — земляное сооружение, выполненное путем срезки естественного грунта по заданному профилю; при этом вся поверхность земляного полотна расположена ниже поверхности земли.

ПОЛУНАСЫПЬ-ПОЛУВЫЕМКА — земляное сооружение на косогоре, выполненное путем срезки уступом части естественного грунта с использованием его в полунасыпи или в отвал.

ОБОЧИНА (Ао) — боковая полоса земляного полотна с каждой его стороны между бровкой и кромкой проезжей части, предназначенная для предохранения краев дорожной одежды от разрушения, вынужденной остановки транспорта, размещения ограждений, средств сигнализации и других средств, обеспечивающих безопасность движения.

ОТКОС (0) — боковая наклонная поверхность, ограничивающая земляное сооружение или склоны естественного рельефа.

КОЭФФИЦИЕНТ ЗАЛОЖЕНИЯ ОТКОСА (1: m ) — отношение высоты откоса к его горизонтальной проекции — заложению.

БРОВКА (б) — линия пересечения плоскости откоса и поверхности земляного полотна в месте их сопряжения.

БАНКЕТ (бан.) — сооружение правильной формы (трапецеидального или треугольного сечения — pppa.ru) из грунта, отсыпаемого вдоль верхней бровки выемки для ограждения и защиты ее откосов от размыва поверхностными водами.

КОНТРБАНКЕТ — инженерное сооружение из камня или грунта, устраиваемое в виде подсыпки насыпи взамен подпорной стенки. Сооружается на крутых косогорах у подошвы насыпи или полунасыпи-полувыемки в целях их укрепления или борьбы с выпором основания.

БЕРМА — узкая горизонтальная или слегка наклонная полоса, прерывающая линию откосов земляного полотна при большой их крутизне и длине.

Автомобильная дорога — инженерное сооружение, предназначенное для движения транспортных средств на пневмоколесном ходу. Основными элементами дороги являются: земляное полотно, дорожная одежда, проезжая часть, обочины, искусственные сооружения и все виды обстановки.

ПОЛОСА ОТВОДА (ПО) — полоса земли, на которой размещается автомобильная дорога и все ее сооружения. Ширина постоянной полосы отвода зависит от категории дороги и рельефа местности.

РЕЗЕРВ (Бр) — территория, отводимая для разработки грунта неглубокими выработками правильной формы, из которых грунт используется для отсыпки насыпи.

КАНАВА БОКОВАЯ (Кювет, К) — канава, проходящая вдоль земляного полотна, для сбора и отвода поверхностных вод, стекающих с проезжей части и окружающей местности, с поперечным сечением лоткового, треугольного и трапецеидального профиля.

НАГОРНАЯ КАНАВА (НК) — канава, отрываемая с нагорной стороны дороги для перехвата стекающей по склону воды и отвода ее от дороги.

ВЫСОТА НАСЫПИ (Нн)- расстояние, измеренное по оси дороги от поверхности земли до линии бровки земляного полотна.

ГЛУБИНА ВЫЕМКИ (Нв) — расстояние, измеренное по оси дороги от линии бровки выемки до линии бровки земляного полотна.

ПОЛКА (П) — элемент выемки, устраиваемый на снегозаносимых участках шириной не менее 4,0 м для аккумуляции метелевого снега в целях снегонезаносимости проезжей части.

ОТВАЛ ГРУНТА (КАВАЛЬЕР «ОРС») — растительный грунт, непригодный грунт при разработке выемки или карьера, уложенный в отведенном месте вне строящейся дороги (разработки карьера).

ПОДОШВА НАСЫПИ (Пн) — нижняя поверхность насыпи, опирающаяся на подстилающий грунт.

ДОРОЖНАЯ ОДЕЖДА (ДО) — многослойная конструкция, воспринимающая нагрузку от транспортных средств и передающая ее на дополнительный слой (в отдельных случаях — на грунтовые основания).

ПОКРЫТИЕ ДОРОЖНОЕ — однослойная или многослойная верхняя часть дорожной одежды, устраиваемая на основании, непосредственно воспринимающая нагрузки от транспортных средств и предназначенная для обеспечения заданных эксплуатационных требований и защиты дорожного основания от воздействия атмосферных факторов.

ПРОЕЗЖАЯ ЧАСТЬ — основной элемент дороги, предназначенный для непосредственного движения транспортных средств. В зависимости от интенсивности движения транспорта проезжая часть может быть одно-, двух-, трех- и многополосной.

ПОЛОСА ДВИЖЕНИЯ — продольная полоса проезжей части, по которой происходит движение транспортных средств в один ряд.

КРАЕВАЯ ПОЛОСА (КП) — уширение дорожной одежды на дорогах категорий I -а (б), II , III , IV — a , 1-с-а с целью размещения на ней крайних разметочных линий для организации движения транспорта и предохранения кромки дорожной одежды от разрушения.

ПОЛОСА УКРЕПЛЕНИЯ (а) — полоса с каменным покрытием, ограничивающая кромку проезжей части, устраиваемая на обочине с целью повышения безопасности движения и предотвращения от разрушения кромок проезжей части.

ПОЛОСА УКРЕПЛЕНИЯ (аУ) — полоса, устраиваемая шириной 0,50 м для всех категорий дорог от бровки земляного полотна и укрепленная засевом трав.

ОСНОВАНИЕ ДОРОЖНОЕ (ОС) — нижний несущий слой дорожной одежды, воспринимающий нагрузку от транспортных средств совместно с покрытием, и предназначенный для ее распределения на дополнительный слой или непосредственно на грунт земляного полотна.

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ СЛОЙ — конструктивный слой основания, выполняющий защитные функции слоев дорожной одежды (дренирующие, морозозащитные и т. д.).

УКЛОН ПОПЕРЕЧНЫЙ — отклонение поверхности какого-либо элемента дорожной конструкции (земляного полотна, слоев дорожной одежды) от горизонтального уровня, измеряемое в перпендикулярном направлении к оси дороги.

УКЛОН ПРОДОЛЬНЫЙ — отклонение проектной линии от горизонтали в продольном направлении. Уклоны измеряются в промиллях.

ПРОМИЛЛЕ (от латинского pro millie — за тысячу) — отношение высоты откоса к его заложению, умноженное на 1000. Обозначается — ‰.

ПЕРЕХОДНО-СКОРОСТНАЯ ПОЛОСА — это полоса движения, устраиваемая преимущественно на пересечениях и примыканиях в местах разворота и у автобусных остановок для обеспечения разгона или торможения автомобилей на выезде в общий поток, движущийся по основным полосам — pppa.ru. Она состоит из полос разгона, отгона и торможения.

ОБУСТРОЙСТВО ДОРОГИ — комплекс дорожных сооружений, к которым относят:

автобусные остановки, переходно-скоростные полосы, площадки для остановки, стоянки и отдыха, устройства для освещения дорог, дорожную связь, дорожки для пешеходов, велосипедистов и т. п.

ОБСТАНОВКА ДОРОГИ — совокупность средств организации дорожного движения: дорожные знаки, ограждения, разметка и светофоры.

ИСКУССТВЕННЫЕ СООРУЖЕНИЯ — сооружения, устраиваемые на пересечении дорогами рек, оврагов, горных хребтов и других препятствий, а также, снегозащитные, противообвальные. К искусственным сооружениям относят: мосты, путепроводы, тоннели, трубы, подпорные стенки и т. д.

ТРУБА — инженерное сооружение, укладываемое в теле насыпи дороги для пропуска водного потока, дороги или скотопрогона.

ОТВЕРСТИЕ ТРУБЫ — наибольший горизонтальный размер или сумма; размеров (для многоочковой трубы) тела трубы в свету.

ТЕЛО ТРУБЫ — основная часть трубы между входным и выходным оголовками, находящаяся в грунте насыпи, имеющая замкнутую форму поперечного сечения, по которому осуществляется сток воды.

ДЛИНА ТРУБЫ — размер между наружными гранями входного и выходного оголовков.

ОГОЛОВОК ТРУБЫ — крайний элемент трубы, удерживающий откос насыпи и обеспечивающий вход водного потока в трубу, и выход из нее. У трубы имеются входной и выходной оголовки.

ОГОЛОВОК ПОРТАЛЬНЫЙ — оголовок трубы, представляющий собой вертикальную подпорную стенку, удерживающую откос насыпи.

ОГОЛОВОК РАСТРУБНЫЙ — оголовок трубы, состоящий из стенки портала и двух откосных крыльев переменной высоты, расположенных под углом и удерживающих откос насыпи.

ОГОЛОВОК КОНИЧЕСКИЙ — оголовок трубы, имеющий форму полого усеченного конуса.

ЛОТОК ТРУБЫ — нижняя часть поперечного сечения трубы или специально выполненная подготовка в трубе для обеспечения беспрепятственного стока воды.

ДИАМЕТР ТРУБЫ — наибольший размер отверстия в свету звена круглой трубы.

ЗВЕНО ТРУБЫ (СЕКЦИЯ ТРУБЫ) — основной элемент конструкции сборной трубы замкнутого поперечного сечения, являющийся частью тела трубы.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector