Stroi-doska.ru

Строй Доска
3 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Управление устойчивости карьерных откосов

Оценка точности предрасчета устойчивости карьерных откосов для целей проектирования Омаров, Сапар Толеубаевич

Данная диссертационная работа должна поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

480 руб. | 150 грн. | 7,5 долл. ‘, MOUSEOFF, FGCOLOR, ‘#FFFFCC’,BGCOLOR, ‘#393939’);» onMouseOut=»return nd();»> Диссертация, — 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат — бесплатно , доставка 10 минут , круглосуточно, без выходных и праздников

Омаров, Сапар Толеубаевич. Оценка точности предрасчета устойчивости карьерных откосов для целей проектирования : автореферат дис. . кандидата технических наук : 05.15.01.- Караганда, 1995.- 22 с.: ил.

Введение к работе

Атуальваапь рзбопл. Б связи с увеличением глубины открытых гор-работ, вовлечением в разработку новых месторождений и участков со жными горно-геологическими условиями, применением новых технологий использованием мокнсго вскрышного и добычного оборудования особое чение приобретают вопросы, связанные с обеспечением устойчивости осов открытых гсрных выработок. Степень устойчивости бортов карь-б обуславливает основные параметры открытой разработки: глубину ьера, углы погашения бортов, схему вскрытия, систему разработки и емы вскрышных работ. Учитывая, . что удельный вес открытого способа работки превышает 70%, становится понятным, какое значением присб-ает проблема устойчивости бортов карьеров и отвалов для развития но-добывающей промышленности.

Одним из основных Еопрооов, оказывающих существенное влияние на ение проблемы устойчивости карьерных откосов, является вопрос о сабах расчета параметров устойчивых откоссз, оценки их точности и. ежкссти в соответствующих горно-геолсгических условиях разработки торсдденик. Актуальность этого вопроса для открытач торных раарабс-;, особенно на стадии проектирования карьеров и разрезов, определя-я двумя основными факторами:

— необходимостью обеспечения устойчивости бортов карьеров, кото-. 3 , а с другой стороны может ысить вероятность возникновения оползней и обрушений откосов, что зыЕает существенное влияние на безопасность ведения горных работ и ноту извлечения полезных ископаемых.

Актуальность исследований по данной теме подтверждается непосредственной их связью с отраслевыми научно-техническими программами: задание Q3.01.H , этап HI «Разработать к внедрить надежные научные методы управления устойчивостью карьерных откосов» — постановление ГКНТ от 10.03.86 г. N 56; отраслевая научно-техническая программа Ш-20Г «Создать расчетные методы, инженерные решения и технические средства, обеспечивающие надежное управление устойчивостью бортов карьеров» (письмо вам.министра цветной металлургии СССР АК-12497/40 от 9.08.94 г.); координационные планы АН КааССР (постановление Президиума АН КааССР N 202 от 14.12.83г.) и НАН Республики Казахстан по государственной программе ГП06 «Создание научных основ прогрессивных технологических систем и агрегатов для разработки месторождений полезных ископаемых, адаптивных к внешней среде» (постановление Президиума НАН РК N 33 от 7.04.93 г.).

Цвлью работ является создание вероятностного способа решения задач устойчивости карьерных откосов, применение которого позволит обеспечить заданную точность и надежность определения параметров карьерных откосов, необходимых для эффективной и безопасной отработки месторождений открытым способом.

Идея работы заключается в переходе от. детерминированных способов оценки устойчивости карьерных откосов к вероятностным, позволяющим определять надежность коэффициента запаса устойчивости с учетом коррелируемое прочностных показателей сцепления и углз внутреннего трения и получать параметры предельных откосов при заданном уровне риска. Задачи исследований;

Определить предмет, объекты и методы оценки устойчивости карьерных откосов.

Создать основы вероятностного способа решения задач устойчивости карьерных откосов, позволяющих определять параметры предельного откоса с заданным уровнем риска- (надежности) и коэффициент запаса, устойчивости с оценкой его погрешности.

к, гаэраоотать методику uu^ZZ^YJ 1 . погрешности параметров сопротивления пород сдвигу по результатам лабораторных, натурных испытьь;;:; и на стабилометрах.

Установить влияние погрешности параметров сопротивления пород сдвигу на коэффициенты запаса устойчивости и уровень риска обрушения карьерных откосов.

Обосновать необходимый коэффициент запаса устойчивости для

цветного откоса в зависимости от уровня риска.

Методы исследований включали: анализ и обобщение литературных ис-шиков; лабораторные и натурные испытания горных пород, обратные ;четы оползней обрушений откосов при обосновании расчетных показате-[ физико-механических свойств пород; теоретические исследования, вишенные с использованием математического аппарата теории предельного шовесия при разработке методов расчета, теории логрезноотей, мате-ической статистики и корреляционного анализа при обработке резуль-ов измерений, теории вероятностей при разработке вероятностного ісоба решения задач устойчивости; натурные марктейдерско-гесдезичес-> наблюдения за деформациями горных пород в- карьерных откосах; ана-‘ико-математические методы с применением ЭВМ; технико-экономический їлиз и прсмышленко-экспериментальная проверка результатов исследова-[ на карьерах.

Научные полояевия, выносимые на защиту:

Учет коррелируемости показателей прочности (сцепления к так-:са угла внутреннего трения) пород при определении погрешности соп-‘ивления пород сдвигу позволяет достоверно обосновать границы дове-‘ельного.интервала сопротивления пород сдвигу для любых значений мальнсй нагрузки при заданной доверительной вероятности.

Минимальный коэффициент запаса устойчивости для реального Сор-карьера определяется с учетом коррелируемости показателей прочности од по нижней границе доверительного интервала при заданной довери-ьной вероятности (надежности;, а параметры предельного откоса — при .чении нижней границы этого коэффициента, равном единице.

Надежность устойчивости реального борта карьера оценивается по ффициенту запасз устойчивости, определяемому как отношение среднего ротивления пород.сдвигу (рассчитанного с использованием нормативных чностных характеристик пород) по потенциальной поверхности скольже-

в откосе, приведенном в предельное состояние, к среднему каса-ьному напряжению, действующему по тсй же поверхности скольжения; ленное значение этого показателя определяется как отношение расчет-прочностных характеристик к предельным их значениям.

Обоснованность и достоверность паучпих полояевия, выводов и

доказательством научных положений теоретическими выкладками, аналитическими решениямии сопоставительным» анализом конкретных примеров;

результатами многочисленных экспериментов в лабораторных и натурных условиях; маркшейдерскими наблюдениями за состоянием карьерных от-

положительными результатами промышленного внедрения методик, программных средств,, рекомендаций к выеодов, полученных в диссертационной работе.

Новое ваучвые результаті.

Разработан способ оценки устойчивости реального борта карьера и методика расчета параметров предельных откосов численно-аналитическим способом с реализацией решения на ЭЕМ, что по сравнению с существующим графо-аналитическим способом позволяет существенно повысить объективность и точность расчетов и снизить их трудоемкость.

Создана более совершенная методика определения погрешности сопротивления пород сдвигу на основе статистико-вероятностного метода.

Установлена взаимосвязь ме«ду характером изменчивости показателей прочностных сбойсге горных пород, слагающих прибортовой массив, и уровнем надежности определения коэффициента, запаса устойчивости для однородного и многослойного откоса.

Личшм вклад автора в получение иаучяих результатів;

в разработке способа оценки .устойчивости реального борта карьера;

в разработке основ вероятностного способа решения задач устойчивости КарьерНЫХ QTKOCQE-,

в разработке алгоритмов и программ для реализации решения задач по оценке устойчивости карьерных откосов на ЭВМ;

б экспериментальной проверке инженерных методов расчета и управления устойчивостью карьерных откосов и внедрении их в практику проектирования и ведения горных работ- на месторождениях разрабатываемых открытым способом.

Прагвямеское авамете имет:

Расчетная схема для сценки устойчивости реальных карьерных откосов .

Обоснование расчетных показателей прочностных свойств горных пород (сцепления и угла внутреннего трения) с учетом их коррелируемое-

3. Алгоритмы и пакет прикладных программ решения вадач по оценке
гойчивости карьерных откосов к надежности этих расчетов. Внедрение
гавных рекомендаций осуществлено включением их в отраслевые методи
кою указания и путем обоснования рациональных параметров бортов ,
зьероз и отвачов на ряде рудных и угольных месторождений Казахстана ;
юдтвержденным экономическим эффектом 70,0 тыс.рублей з ценах 1988 j-
а. ‘.

Реализация работа. Результаты исследований внедрены в практику ;
зектирования .и разработки открытым способом ряда месторождений Ка- )
сстана. !

Методика, расчета параметров- реальных бортов карьера включена во ;
эеменные методические указания по управлению устойчивостью бортов |
эьеров цветной металлургии» (Москва, 1989 г.). .

Программы SPSP01, SPSP53, SP0SGS33, SPIZY7 по расчету устойчивос-
карьерных откосов используются научно-исследовательскими и проект- |
т институтами: ЕИОГЕМ и ГИПРОцветмет-,- внедрены в учебный процесс
ч специальности «Маркшейдерское дело» в учебных вузах КарПТИ и ;
ГУ). ;

Программы TAM01VS1 . и IAMD1VS2 использованы при установлении рас- 1
гных показателей прочностных свойств и определении параметров пре- j
льных откосов на карьерах и отвалах Качарсксго ГОКа, Тургайского |
кситового рудоуправления, рудника Алпыс, Шубаркольского угольного j
зреза.. J

Результаты расчетов по опенке устойчивости карьерных откосов ко- і
льзованы при составлении рабочего проекта реконструкции карьера Ал- :
с в связи с приростом запасов (1991 г.), разработке паспорта отвало- |
разовачия на карьере Алпыс (1991 г.), при разработке ТЭС кондиций и :
ставлений рабочего проекта на отработку Чяганакского месторождения ;
рита (1991 г.), составлении проекта реконструкции Акжатского карьера
988 г.), разработке паспорта отвалообразования на Акжалском.руднике ;
987 г.), при разработке проекта реконструкции Шубаркольского разреза :
994- г.). _ |

Читать еще:  Косилка откосов ротационная кор 16

Апробация работ. Основные положения диссертационной работы док- j дывались и обсуждались на научно-технических конференциях Караган- ; некого политехнического института (1965-1992 г.г.), на территориаль- _ й научно-технической конференции «Прогнозная оценка инженерю-геоло- j ческих условий при открытой разработке месторождений Урача» .Свердловск, 1989 г.); У Есесоюзной конференции молодых ученых «Ин-

тєнсификация горнорудного производства» (г.Екатеринбург, 1991 г.); Международном симпозиуме «Освоение месторождений минеральных ресурсов и подземное строительство в сложных гидрогеологических условиях» (СССР, Белгород, 20-24 мая 1991 т.); технических совещаниях в институте «СРЕДАЗНИПРОцветыет» (г. Ташкент, 198? г.); институте «КагГИНалмаз-золото» (г.Алмати, 1991 г) и ИГО «Южказгеология» (г. Алматы, 1991 г.). Публикации- По теме диссертации опубликовано 9 работ.

Объем диссертации. Диссертационная работа состоит из введения, четырех глав и заключения, изложенных на 185 страницах машинописного текста, содержит 23 рисунков, 14 таблиц, список использованных источников из 82 наименований и приложения.

Автор выражает глубокую признательность чд.-корр. АН РК Попоеу И.И., проф. Шпакову Б,С, Покладу Г.Г. ва постоянное внимание к работе и ценные советы, благодарит сотрудников кафедры маркшейдерского дела КарПТИ за помощь при проведении экспериментальных исследований и обсуждении отдельных этапов работ, работников предприятий и институтов, способствовавшим промышленной апробации и внедрению результатов исследований.

Обеспечение устойчивости бортов карьера по геомеханической модели месторождения

Рубрика: Технические науки

Дата публикации: 08.04.2020 2020-04-08

Статья просмотрена: 340 раз

Библиографическое описание:

Сорока, А. В. Обеспечение устойчивости бортов карьера по геомеханической модели месторождения / А. В. Сорока, Асет Сапарулы Куаныш. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 15 (305). — С. 147-149. — URL: https://moluch.ru/archive/305/68659/ (дата обращения: 24.09.2021).

Свойства горных пород и породных массивов определяют параметры техники и технологии разработки месторождений полезных ископаемых. В этой связи актуальной научной и практической задачей является обоснование методов и средств направленного изменения свойств пород. Управление состоянием массива горных пород и прогнозирование устойчивости откосов и бортов карьеров является одной из важнейших инженерных задач для обеспечения безопасности и эффективности работ при открытом способе разработки месторождений. Несмотря на многочисленные исследования, проблема обеспечения устойчивости бортов карьеров, в силу своей сложности и разнообразия горно-геологических и гидрогеологических особенностей месторождений, остается актуальной. Практика работ показывает, что практически все открытые горные работы сопровождаются оползневыми явлениями.

При разработке месторождений полезных ископаемых открытым способом особое значение приобретает проблема устойчивости породных откосов — уступов и бортов карьеров. Если в проекте строительства карьера заложены завышенные значения углов наклона откосов, это может привести к нарушению их устойчивости и вызвать внезапные разрушения уступов или бортов карьеров. При заниженных же значениях углов наклона породных откосов и большой глубине карьера возникает проблема экономической целесообразности разработки месторождения открытым способом. Так, например, на карьерах глубиной до 300 м уменьшение результирующего угла наклона борта на 3–4 градуса приводит к увеличению объема вскрыши до 10–11 млн. м3 на 1 км фронта работ

Работу за наблюдением устойчивости в основном выполняет маркшейдерская служба предприятия совместно с геологической службой. В последнее время имеется тенденция внедрения штата геотехника, обязанностью которого является сбор и обработка данных маркшейдерских замеров, геологических данных с созданием геомеханической модели месторождения основная методика наблюдений заключается в закладке наблюдательных станций. В данном вопросе важную роль играет периодичность наблюдений и точность. Результаты становятся все точнее с появлением новых геодезических приборов, в особенности лазерных сканеров.

Обрабатывание результатов с использованием трехмерного моделирования с помощью Geovia Surpac

Программа Geovia имеют следующие функциональности:

– геологический модуль (основой геологического модуля является база данных по разведочным выработкам.)

– ввод данных из журналов разведочного бурения

– редактирование геологических данных по скважинам, пополнение базы данных результатами лабораторных анализов

– интеграция данных по скважинам с графическими построениями

– манипуляция с данными по геологоразведочным скважинам (простые и сложные пересчеты, композитирование данных и т. д.)

– обработка данных методом классического статистического анализа геологоразведочной информации (по данным опробования) с выводом на печать графиков гистограмм, таблиц и результатов их анализа

– полный геостатистический анализ любых трехмерных данных, включая расчет и моделирование вариограмм, карт вариаций изменчивости и оценку пространственной анизотропии минерализации

– редактирование и модернизация графической и математической геологической модели

– стереография и геомеханика.

Данная программа подходит для создания трехмерной модели при помощи которой будет удобно анализировать каждое изменение. Дополнять информацию в процессе исследования. Делать анализ по результатам последних данных.

В программе мы создаем блочную модель. Блочная модель — это трехмерная модель участка пространства, (например, рудной залежи) построенная путем разбиения этого участка на элементарные ячейки (блоки), имеющие форму параллелепипеда и содержащие в себе различные (большей частью числовые) характеристики объекта (содержания полезных компонентов, объемный вес, тип руды и т. п.), полученные в основном в результате интерполяции спорадически расположенных пространственных данных (результатов опробования полезного ископаемого, определений объемного веса и т. п.)

В настоящее время задачи повышения устойчивости откосов и склонов приобретают все большее значение. После проведенных иследованний, следует сделать вывод, что после оценки устойчивости необходимо принимать меры до обрушения. Основными причинами этого являются постоянное ведение взрывных работ, горные работы. Целью укрепления откосов является стабилизация эрозионных процессов грунта и предотвращение его обрушения под собственным весом или сползания вследствие сил инерции. Слабый грунт должен превратиться в устойчивую и прочную поверхность.

При выборе решения для укрепления склона необходимо принимать во внимание такие факторы, как крутизна склона, нагрузка, наличие или отсутствие вибрации, а также состав грунтов откоса. Для решения задачи укрепления откосов насыпи, дорог и бортов склонов используется большое разнообразие методов. Один из современных методов это применение геотекстиля.

Геотекстиль представляет собой нетканый материал из синтетических или натуральных полимеров в виде плоских форм, лент или трехмерных структур, что обеспечивает его высокие физико-механические свойства, изотропность, а также стойкость к различным химическим соединениям. К основным свойствам геотекстиля относят высокий модуль упругости, благодаря которому материал может воспринимать значительные нагрузки и выполнять функцию армирования при относительно малых деформациях. Геотекстиль выполняет функцию разделения слоев и позволяет перераспределить напряжение в основании насыпи, увеличить несущую способность основания, устойчивость откосов, улучшить условия уплотнения земляного полотна [24].

В ходе проведенного исследования были проанализированы современные геосинтетические материалы на предмет их применения для обеспечения устойчивости грунтовых откосов и склонов. На основе полученных результатов были сформулированы следующие выводы, в связи с развитием промышленности и появлением материалов, характеризующихся прочностью и долговечностью при работе в контакте с грунтом, в мировой строительной практике активно развивается направление, основанное на применении современных геоматериалов и способное решать значительный круг практических задач, включая укрепление откосов и склонов.

Применение высокопрочных геосинтетических материалов позволяет повысить устойчивость грунтовых конструкций на сдвиг, тем самым обеспечивая необходимую стабильность грунтов. Исходя из представленной характеристики каждого геосинтетического материала и их сравнительного анализа, изложенного в данной статье, сделан вывод о необходимости комплексной оценки таких факторов, как инженерно-геологические условия строительной площадки, тип грунтового материала конструкции, характер нагрузок и природные условия. На основе данных сравнительного анализа установлена целесообразность использования комбинации геосинтетических материалов, которая будет учитывать частные условия площадки. В частности, для мест с повышенной опасностью использовать сразу и георешетки и геомембраны, что будет являться темой дальнейших научных исследований.

Георешетка — это сотовая конструкция из полиэтиленовых лент, соединенных между собой сварными швами с высокой прочностью, которая в рабочем положении представляет собой устойчивый каркас в горизонтальном и в вертикальном направлении. При помощи этого каркаса фиксируются различные наполнители — щебень, грунт, бетон, кварцевый песок и другие. Высокие стенки позволяют заключать в себе также и крупнозернистый материал.

Читать еще:  Расчет котлована с откосами с трубами

Объемные георешетки представляют собой гибкий компактный модуль, состоящий из скрепленных между собой полимерных лент, образующих в растянутом положении.

Геосетка — это плоский полимерный рулонный материал с сетчатой структурой, образованный эластичными ребрами из высокопрочных пучков нитей, скрепленными в узлах прошивочной нитью, переплетением, склеиванием, сплавлением или иным способом, с образованием ячеек, размеры которых больше образующих сетку ребер, обработанных специальными составами для улучшения свойств и повышения их стабильности. По структуре различают двухосные и одноосные ячеистые конструкции. Первые имеют соты прямоугольной формы и рассчитаны для использования на слабых грунтах, вторые — вытянуты ромбообразной формой в одну сторону и способны отлично справляться с нагрузками на разрыв. Высокий модуль упругости позволяет воспринимать нагрузку и распределять ее.

Так, на руднике ТУР при отработке конечных контуров в западной части карьера выявилось что при насыщении борта талыми а поверхстными водами откос сползает, или отваливается. Для безопасного ведения работ и по рекомендации подрядной огранизации проводящие работы по наблюденю устойчивостью бортов, угол откоса борта и ширина бермы на верхних горизонтов была увеличена.

Опыт внедрения методов управления состоянием породного массива на карьерах показывает, что искусственное укрепление во многих случаях предпочтительнее разноса, увеличения угла заоткоски бортов и дает значительный экономический эффект и самое главное эффект в области устойчивости бортов что обеспечивает безопасное ведения горных работ.

  1. Инструкция по наблюдению за деформациями бортов, откосов уступов и отвалов на карьерах и разработке мероприятий по обеспечению их устойчивости. Л. ВНИМИ 1971г.
  2. Инструкция по производству маркшейдерских работ М. 1987г.
  3. Методологические основы мониторинга состояния устойчивости карьерных откосов. КарГТУ 2006г.
  4. Бесимбаева О. Г., Хмырова Е. Н., Оленюк С.П, Олейникова Е. А., Старостина О. В. Обоснование расчетных прочностных характеристик пород баритового месторождения Кафедра маркшейдерского дела и геодезии КарГТУ
  5. Методические указания по наблюдениям за деформациями бортов, откосов уступов и отвалов на карьерах и разработке мероприятий по обеспечению их устойчивости, согласованными приказом Комитета по государственному контролю за чрезвычайными ситуациями и промышленной безопасностью Республики Казахстан от 22 сентября 2008г № 39.
  6. Бесимбаева О. Г., Хмырова Е. Н., Низметдинов Ф. К., Олейникова Е. А., Оценка и прогноз устойчивости бортов карьера «Кентобе» Кафедра маркшейдерского дела и геодезии КарГТУ
  7. Свойства горных пород. Геотехника и геофизика. Бесимбаева О. Г., Хмырова Е. Н., Низметдинов Ф. К., Олейникова Е. А., Кафедра маркшейдерского дела и геодезии КарГТУ.
  8. Современные методы укрепления откосов и склонов геосинтетическими материалами. В.Г. Шаповал, И.Ю. Булич, Е.С. Причина, Национальный горный университет

Кемеровская областная научная библиотека имени В.Д.Фёдорова

  • Предметные библиотекари
  • Тертычная Светлана Андреевна

Здравствуйте! Светлана Андреевна, помогите подобрать литературу по вопросу: «Влияние вещественного состава на устойчивость откосов отвалов (отвальных массивов)»
3 октября 2012 г.

Здравствуйте! Предлагаю Вам следующие списки документов:
Список литературы, составленный на основе электронного каталога Кемеровской областной научной библиотеки:
1. Арсентьев, Александр Иванович. Устойчивость бортов и осушение карьеров : учебник для вузов / Арсентьев Александр Иванович ; Букин Игорь Юрьевич ; Мироненко Валерий Александрович. -Москва : Недра, 1982. — 164, [1] с. : иллюстрации.
Кемеровская ОНБ; ОТДЕЛ ХРАНЕНИЯ ОСНОВНОГО ФОНДА; Шифр 33.22я7; Авторский знак А85; Инв. номер м367324; Баркод 297438
Кемеровская ОНБ; ОТДЕЛ ХРАНЕНИЯ ОСНОВНОГО ФОНДА; Шифр 33.22я7; Авторский знак А85; Инв. номер м367323; Баркод 337318
2. Марченко, Порфирий Аверьянович. Устойчивость бортов карьеров и отвалов / Марченко Порфирий Аверьянович ;Савина З. М. — Кемерово : [б. и.], 1983.- 74 с. : иллюстрации.
Кемеровская ОНБ; ОТДЕЛ ХРАНЕНИЯ ОСНОВНОГО ФОНДА; Шифр 33.22; Авторский знак М30; Инв. номер м384512; Баркод 242889
3. Методы и средства решения задач горной геомеханики / Г. Н. Кузнецов, Н.А. Филатов, К. А. Ардашев и др. – Москва : Недра, 1987. — 246, [2] с. : ил.
Кемеровская ОНБ; ОТДЕЛ ХРАНЕНИЯ ОСНОВНОГО ФОНДА; Шифр 33-5; Авторский знак М54; Инв. номер 3/621675; Баркод 400968
4. Расчет устойчивости бортов карьеров на ПЭВМ : учебное пособие / Бахаева Светлана Петровна ; Фадеев Александр Александрович ; Гаденов Андрей Викторович ; Михайлова Татьяна Викторовна ; Кузбасский государственный технический университет. — Кемерово : Кузбасский государственный технический университет (КузГТУ), 1998. — 116 с. : таблицы,графики.
Есть раздел « Определение исходных данных для расчета устойчивости бортов и отвалов» .
Кемеровская ОНБ; ОТДЕЛ ХРАНЕНИЯ ОСНОВНОГО ФОНДА; Шифр 33.22; Авторский знак Р24; Инв. номер м512774; Баркод 127739

5. ФИСЕНКО Г Л. Надежное обеспечение устойчивости бортов глубоких карьеров / ФИСЕНКО Г Л //Будущее горной науки. — Москва: Наука. -1989.-С. 46-54.
Кемеровская ОНБ; ОТДЕЛ ХРАНЕНИЯ ОСНОВНОГО ФОНДА; Авторский знак Б90; Инв. номер с674461; Баркод 325236

6. Фисенко, Георгий Лаврентьевич.Устойчивость бортов карьеров и отвалов / Фисенко Георгий Лаврентьевич. -2-е издание, переработанное и дополненное. — Москва : Недра, 1965. -377 с. : иллюстрации.
Кемеровская ОНБ; ОТДЕЛ ХРАНЕНИЯ ОСНОВНОГО ФОНДА; Шифр Ф63; Инв. номер с159574; Баркод 316148
7. Шапарь, Аркадий Григорьевич.Механика горных пород и устойчивость бортов карьеров : учебное пособие /Шапарь Аркадий Григорьевич ; Новожилов М. Г. — Киiв : Вища школа, 1973. — 120 с. :иллюстрации.
Кемеровская ОНБ; ОТДЕЛ ХРАНЕНИЯ ОСНОВНОГО ФОНДА; Шифр Ш24; Инв. номер с328048; Баркод 254268

Список из электронного каталога РНБ ( Российской Национальной библиотеки)
1. Егоров, Александр Яковлевич. Анализ устойчивости откосов : новые методы
инженер.-геол. оценки прочности грунтов при анализе устойчивости откосов / [А. Я. Егоров] ; М-во образования Рос. Федерации, Моск. гос. ун-т леса. — М. : Изд-во Моск. гос. ун-та леса, 2001. —
137 с.
2. Каймаков, Абай Турсунбекович. Исследование устойчивости откосов на карьерах в скальных и полускальных породах : автореф. дис.на соиск. учен. степ. канд. техн. наук : (05.15.01) / Моск. горн. ин-т. — Москва, 1978. — 13 с.,2 л. граф.

3. Панфилов, Андрей Юрьевич. Прогноз устойчивости карьерных откосов глинистых пород с учетом пространственно-временной изменчивости инженерно-геологических характеристик : автореф. дис. на соиск. учен.степ. канд. техн. наук : специальность 25.00.16 /Панфилов Андрей Юрьевич ; [Моск. гос. горный ун-т]. — М., 2005.

4. Попов, Владислав Николаевич . Управление устойчивостью карьерных откосов :учебник для студентов вузов, обучающихся по специальности «Маркшейдерское дело» направления подготовки «Горное дело» / В.Н. Попов, П.С., Шпаков, Ю.Л. Юнаков. — Москва : Изд-во Московского государственного горного университета: Горная книга, 2008. — 682, [1] с

5. Шпаков, Петр Сергеевич. Маркшейдерское обоснование геомеханических моделей и разработка численно-аналитических способов расчета устойчивости карьерных откосов :автореф. дис. на соиск. учен. степ. д-ра техн.наук : (05.15.01) / Ленингр. горн. ин-т им. Г.В.Плеханова, Специализир. совет Д. 063.15.03. — Л., 1988. — 40 с.

Список из электронного каталога РГБ (Российской Государственной библиотеки)

Габитов, Роберт Мухтарович

Заглавие Разработка технологии формирования устойчивых откосов бульдозерных отвалов из пород с различными физико-техническими свойствами : автореферат дис. . кандидата технических наук : 05.15.03
Выходные данные Алма-Ата 1991
Физическое описание 18 с.
Электронный ресурс

Просмотр полных текстов диссертаций возможен в стенах Кемеровской ОНБ ( в отделе «Электронный ресурсный центр»).

Список из БД ВИНИТИ (отрывок)

Это аналог бумажных реферативных журналов в электронном виде. Библиотека имеет on-line доступ к этой реферативной БД (биб. описание+ реферат как вид свертывания документов). Кроме того, в отделе МБА и электронной доставки документов Вы можете заказать копии первоисточников. Пользование БД ВИНИТИ платное, поэтому, если Вы заинтересовались какими-либо документами и хотите получить полное библиографическое описание, необходимо Ваше присутствие в библиотеке! Выгрузка 1 описания стоит около 3,50 руб.

1.Демин А. М.
Оползни в карьерах: анализ и прогноз
Кл. слова: Инженерная геология, строительство, горное, устойчивость, отвалы, нарушения, откосы

2.Долгоносов В. Н., Старостина О. В., Низаметдинов Н. Ф., Шпакова М. В.
Оценка устойчивости верхних глинистых откосов, нагруженных внешними
отвалами
Кл. слова: Устойчивость откосов. Отвалы внешние. Уступы, нагруженные

Читать еще:  Сколько отступить от откоса

3.Гришин А. В., Наумкин А. П.
Оценка устойчивости отвала с учетом соотношения его объема к размеру слага-
ющих частиц
Кл. слова: Отвалы карьерные. Устойчивость отвалов. Моделирование

4.Кириченко Ю. В.
Инженерно-геологические особенности формирования отвальных массивов
Кл. слова: Отвалообразование, проектирование, инженерно-геологические факторы

5.Wei Hanbo, Sun Shiguo, Gao Qian, Wang Wenting
Исследование устойчивости откосов отвалов пустой породы
Кл. слова: Отвалы карьерные. Устойчивость откосов

Современная система контроля устойчивости бортов карьеров на основе использования радаров MSR

А.Ф. Клебанов, к.т.н., зам. генерального директора ОАО «ВИСТ Групп»

М.А. Макеев, руководитель направления, ОАО «ВИСТ Групп»

Н.В. Монахов, инженер, ОАО «ВИСТ Групп»

При открытой разработке месторождений полезных ископаемых очень важно обеспечить непрерывный мониторинг и прогноз устойчивости уступов, бортов карьеров и отвалов и не допустить их внезапных просадок, оползней и обрушений. Подобного рода опасные техногенные происшествия могут приводить к травматизму и гибели горнорабочих, влекут за собой повреждения и уничтожение техники, неизбежно приводят к ограничению транспортного доступа в карьер, к прекращению добычи полезных ископаемых на период ликвидации обрушения, оползня, вследствие чего нарушается производственный ритм и снижается производительность комплекса всего горнодобывающего предприятия.

Многолетняя практика работы большинства предприятий показывает, что небольшие движения или изменения в модели наблюдаемой части бортов карьера почти всегда становятся видимыми уже за несколько часов до их обрушения. Для надёжного обеспечения безопасных условий труда рабочего персонала и эксплуатации техники в карьерах их необходимо оснащать комплексной системой мониторинга и контроля сдвижений уступов и бортов. Одним из ключевых элементов такой системы служит радарная система мониторинга, обеспечивающая максимальную эффективность и достоверность обнаружения малейших деформаций бортов и откосов.

Общий вид радиолокатора MSR 300, приведенного в рабочее состояние

К числу самых передовых относятся технологии радиолокационных наблюдений, базирующиеся на использовании радара MSR (Movement & Surveying Radar), компании Reutech Mining. Компания Reutech Mining, которая находится в г. Стелленбош (ЮАР), занимается разработкой и применением радиолокационных систем уже 25 лет. В настоящее время в компании работает 160 инженеров и техников, производство соответствует стандарту ISO 9001. Клиентами компании стали международные и местные оборонные и горнодобывающие компании.

Радиолокаторам MSR не требуется доступ к исследуемому склону (борту карьера, откосу уступа), так как они могут работать с высокой скоростью сканирования на больших и малых расстояниях, – непрерывно, круглосуточно, при любой погоде (в т.ч. во время осадков). Например, MSR 200 может работать на расстоянии до 1200 м, MSR 300 – на расстоянии около 2500 м до сканируемого склона.

Радиолокатор системы MSR осуществляет мониторинг движения склонов, откосов уступов и бортов карьера (обнаружение сдвижения менее 1 мм), и своевременно передает тревожное сообщение. Благодаря этому персонал и оборудование могут быть заблаговременно выведены из опасной зоны. Уровни объявления тревоги и рассылки оповещений могут настраиваться горнотехническим персоналом предприятия произвольно для каждого участка. Обычно первый уровень включает оповещение инженеров-геомехаников о возникновении потенциальной проблемы. Самый высокий уровень тревоги предусматривает немедленную эвакуацию людей и оборудования из опасной зоны.

Вторая важная функция MSR состоит в определении абсолютного расстояния до отражающей поверхности или географического объекта. Эта функция, в сочетании с точной привязкой MSR к местной системе координат и угловой информацией, может быть использована для генерации маркшейдерских данных, а также – для решения других задач, например, расчета объемов вскрыши (добычи).

Общий вид радиолокатора MSR 300, приведенного в рабочее состояние

Система MSR полностью удовлетворяет требованиям контроля устойчивости бортов карьеров, так как обладает высокой точностью и надежностью измерительного оборудования, имеет коэффициент технической готовности, близкий к 100%, и обеспечивает возможность работы в тяжёлых климатических условиях (от –50° до +55°С) с достаточным временем обнаружения опасного участка борта (не слишком рано и не слишком поздно) и, что немаловажно, может быть интегрирована в существующие на карьере системы.

MSR может быть полностью географически привязанной.

Это достигается с помощью триангуляции из известных ориентиров на карьере с помощью прилагаемого тахеометра, что позволяет осуществлять импорт цифровой карты карьера и производить географическую привязку для всех выходных данных.

Различные слои информации цифровой карты карьера могут быть импортированы, т.е. можно будет импортировать слой, чтобы показать движения, связанные с различными типами пород.

MSR состоит из следующих основных узлов:

  • электрические и механические части радара;
  • антенна;
  • приемо-передатчик;
  • устройство наведения антенны (APU);
  • тахеометр;
  • дорожный прицеп с выдвижными опорами;
  • электроника и система управления;
  • блок питания.

Радиолокатор MSR обычно представляет собой автономную установку, располагающуюся в специальном внедорожном прицепе. В прицепе размещены блок питания MSR, системы управления и электроники, обеспечивающие защиту системы позиционирования, элементов радара, а также визуальный интерфейс оператора MSR. Блок питания обеспечивает автономную работу MSR в течение длительного периода времени (обычно от трех дней до одной недели) без вмешательства пользователя. В состав блока питания входит генератор, работающий в паре с дизельным двигателем, который запускается автоматически при необходимости зарядки аккумуляторов. Прицеп имеет выдвижные опоры для выравнивания и стабилизации MSR во время работы. Приемо-передатчик (RSU) и антенна генерируют радиосигнал, который используется для получения точного измерения и обнаружения небольших движений на склоне. Устройство наведения антенны, располагающееся на верхней части прицепа, используется для осуществления сканирования борта, подлежащего мониторингу.

Блок контроллера обрабатывает сигнал от RSU и за счет использования программных алгоритмов генерирует информацию о стабильности склона и различные данные обследования. В состав MSR также входят система контроля окружающей среды, которая используется для компенсации изменений атмосферных условий, и модуль связи, обеспечивающий удаленную передачу данных.

Последовательность работы радиолокационной системы можно описать следующим образом:

  • в момент начала съемки определяется позиция радара в местной системе координат;
  • производится сравнение полученных данных с показаниями других датчиков;
  • выполняется интеграция с цифровой моделью плана горных работ и обнаруживаются сдвижения;
  • зарегистрированные сдвижения сравниваются с известными геологическими аномалиями;
  • проводится экспорт полученного облака точек в другие программные системы.

К преимуществам системы MSR также следует отнести:

  • использование системы Rapid Align для определения ранее отсканированных данных внутри новой области сканирования и автоматической синхронизации для учета предыдущих измерений;
  • возможность маркшейдерской съемки и построения 3D модели в режиме реального времени с любой точки;
  • учет взрывных работ при расчетах;
  • мобильность (время развертывания и привязки – 15–30 мин);
  • сохранность истории сканирования между движениями;
  • простое ПО для использования персоналом.

К отличительным свойствам системы MSR относятся:

  • просмотр тенденций сдвижений сразу нескольких участков;
  • простое добавление и удаление элементов;
  • обнаружение горного оборудования и его учет при расчетах;
  • интегрированность с GeoMoS, Quickslope и Trimble 4D;
  • отображение точек на радаре;
  • просмотр тенденций точек;
  • сдвиг точек отображается на радаре;
  • создание и обновление цифровой трехмерной модели;
  • экспорт данных в режиме реального времени;
  • отображение существующих измерений.

С учётом всего вышеотмеченного можно сделать вывод, что радиолокационная система MSR может применяться для наблюдений за опасными участками бортов карьера, под которыми проводятся те или иные виды горных работ (БВР, погрузо-выемочные работы, очистка берм и оборка уступов и др.) и требуется постоянный контроль по обеспечению безопасных условий работы людей и машин. Использование вместо прицепа полноприводного автомобиля обеспечит практически моментальное развертывание системы мониторинга опасных участков бортов карьера там, где оно срочно необходимо.

Особенно эффективно применение радиолокационной системы MSR на предприятиях, использующих Автоматизированную систему диспетчеризации горно-транспортного комплекса «КАРЬЕР», так как техника и персонал автоматически оповещаются с помощью сообщений системы о возникновении опасных ситуаций.

Центральный офис ОАО «ВИСТ Групп»

107078, Москва, Докучаев переулок, д. 3, стр. 1

тел.: +7 (499) 975-2217, 975-3394 факс: +7 (499) 975-1846

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector