Укрепление откосов дорог щебнем
Укрепление откосов дорог щебнем
Распределяют щебеночный или гравийный материал поочередно на небольших участках от подошвы откоса с последующим перемещением вверх по откосу. Требуемый объем щебня или гравия из бадьи отсыпают через разгрузочный затвор.
Если вылет стрелы автокрана недостаточен для подачи щебня на всю ширину откоса, щебень подают на откос снизу.
Уплотняют щебеночное основание на откосе пневмотрамбовкой TP -4 снизу вверх. В процессе уплотнения при каждом последующем ударе трамбовки должна захватываться часть уже уплотненной площади.
На работах по устройству щебеночного основания на откосе занято звено из четырех человек в течение четырех часов (первая половина рабочего дня). После выполнения расчетного объема работ звено в полном составе переходит на третью захватку и укладывает плиты на откосе.
PN0000487’> 2.8 . На третьей захватке выполняются следующие технологические операции:
окончательная планировка щебеночного или гравийного основания;
укрепление откосов бетонными плитами.
Укладка плит на откос предусматривается автокраном КС-2561Д, который используется здесь в течение всей смены. Рабочие, занятые на работах по устройству щебеночного основания, приступают к укладке плит со второй половины смены и работают в течение четырех часов.
Машинист автокрана и мостовщик 3-го разр. обеспечивают разгрузку и складирование доставляемых на объект конструкций, подают плиты к месту укладки.
Укладку плит начинают с проверки рейкой ровности подстилающего слоя. В случае необходимости производят выравнивание его, подсыпая под плиту или выгребая дренирующий материал.
Укладывают плиты снизу вверх по откосу.
Калькуляция трудовых затрат на устройство подстилающего слоя и укладку бетонных плит из расчета на 100 м 2 укрепляемого откоса приведена в табл. 1 .
PN0000488’> 2.9 . При операционном контроле качества работ по укреплению откосов сборными бетонными плитами следует проверять:
положение траншеи в плане;
размеры траншеи по глубине и ширине;
качество устройства слоя подготовки в рисберме;
правильность установки сборного бетонного упора;
качество устройства каменной призмы;
толщину слоя щебня (гравия) на откосе при его распределении;
качество планировки щебня и степень уплотнения;
правильность укладки бетонных плит и соблюдение нормативных допусков при их монтаже.
PN0000489’> 2.10 . Качество выполнения работ контролируют согласно табл. 2 .
Соблюдение основных параметров, проектных отметок; качество укладки бетона, камня
В процессе устройства рисбермы
Укрепление откосов земляного полотна
Качество основания, подстилающего слоя; расположение плит в плане; ровность укладки плит
Отклонения по толщине однослойного фильтра и подготовки не должны превышать ±3 см
До и в процессе укрепления откосов
Примечани е. Контроль каждой операции осуществляется мастером визуально и инструментальными методами.
PN0000490’> 3 . Технико-экономические показатели
На устройство 100 м рисбермы:
Затраты труда . 10,06 чел.-дня
Потребность в машинах . 1,7 маш.-смены
Выработка на одного рабочего . 14,3 м
Прямая заработная плата звена . 55 р. 90 к.
На 100 м 2 откоса:
Затраты труда . 8,3 чел.-дня
Потребность в машинах . 1,7 маш.-смены
Выработка на одного рабочего . 14,3 м
Прямая заработная плата звена . 42 р.
PN0000491’> 4 . Материально-технические ресурсы
PN0000492’> 4.1 . Потребность в материалах определена расчетом согласно «Альбому конструкций креплений откосов земляного полотна железных и автомобильных дорог общей сети СССР» (М., Минтрансстрой СССР, 1970) и составляет:
на 100 м рисбермы глубиной 0,6 м —
Щебень или гравий . 26 м 3
на 100 м 2 откоса при укреплении плитами толщиной 16 (20) см —
Бетон . 16 (20) м 3
Щебень или гравий . 13 м 3
Металл монтажных петель . 23 кг
Толщина слоя щебеночной подготовки в карте принята минимальной (10 см), при большей толщине слоя объем щебня соответственно увеличивается.
PN0000493’> 4.2 . Потребность механизированной бригады в машинах, оборудовании и приспособлениях определена из расчета оптимальной их загрузки:
Экскаватор ЭО-2621 . 1
Кран автомобильный КС-2561А . 2
Автомобиль бортовой, оборудованный самопогрузчиком,
ЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ УКРЕПЛЕНИЕ ОБОЧИН АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ ЩЕБНЕМ I. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ
- Анна Хрущова 3 лет назад Просмотров:
1 МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА центральный институт совершенствования технологии птронтвл ьства, нормативных и с и л одой а и ий и научно-технический информации в транспортном строительстве по Р Г Г Р А Н С С Т Р О Й, ЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ Е Ж ш Д Ш УДК (083 96) УКРЕПЛЕНИЕ ОБОЧИН АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ ЩЕБНЕМ I. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ Техно.югичеекая карта разработана па основе методов научной притязании труда и предназначена для использования при рафаботкс проектов производства работ и организации труда па объекте. В технологической карте предусмотрено укрепление обочин coni м щебня толщиной 0 см, шириной 2,25 м. Сменная производительность звена рабочих 2000 м об о* чипы. Распреде пенис п планировка щебня осуществляются автогрепдор(,ч ДЗ-3- (Д-557-), оборудованным системой автоматичен,oi о регулирования положения отвала «Профиль-». Щебечи* мыотпяется вибрационным катком ДУ-4 (Д-480) Во дч wivmuhx применения настоящей техполи! ичеекой карты необходима привязка ее к конкретным условиям производства работ. П. УКАЗАНИЯ ПО ТЕХНОЛОГИИ ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ПРОЦЕССА Рабогы по окончательной отделке и укреплению обочин выполняют сразу после устройства покрытия проезжей части дороги. До начала работ обочины досыпают до проектных отметок, гт. апирют за — 2 прохода автогрейдером и уплотняют катком. вязаное болеро
2 Земляное корыто шириной 2,25 м, глубиной 0, м вырезают автогрейдером за два прохода по одному следу. Для отвода воды устраивают воронки. При укреплении обочин щебнем (см рисунок) производят вывоз, разравнивание и планировку щебня на обочине и укатку слоя щебня катком с поливкой водой. Щебень вывозят к месту укладки автомобилями-самосвалами. Объем щебня определяют с учетом проектной толщины слоя и коэффициента уплотнения, равного,25,3. Доставленный щебень выгружают на обочине. Разравнивают и планируют щебень автогрейдером ДЗ-3- (Д-557-), оборудованным системой «Профиль-», за четыре прохода по одному следу сначала па I захватке длиной 2000 м, а затем па II захватке длиной 2000 м, создавая задел для работы в следующую смену. За два прохода по одному следу выполняют грубое разравнивание щебня в ручном режиме управления отвалом автогрейдера Отвалу придают следующее рабочее положение: угол захвата 45, угол резания до 50 и угол наклона, соответствующий проектному поперечному уклону укрепляемой обочины При этом отвал поднимают па высоту разравниваемого слоя Все проходы выполняют при движении автогрейдера на второй передаче За три прохода производят окончательное разравнивание и предварительную планировку щебня с приданием поверхности обочин проектного поперечного уклона. Эту работу выполняют автогрейдером, работающем в автоматическом режиме управления отвалом. Отвал автогрейдера устанавливают в рабочее положение, при котором угол захвата равен 50, угол резания 4, угол наклона соответствует проектному поперечному уклону. Толщину срезаемого слоя регулируют левым (неавтоматизированным) гидроцилиндром подъема и опускания отвала, при этом правый гидроцилиндр автоматически перемещает конец отвала в нужное положение. Излишек щебня перемещают от края обочины к покрытию. За четвертый проход выполняют окончательную планировку щебня под проектные отметки с учетом его коэффициента уплотнения. Излишки щебня перемещают от покрытия к краю обочины. После планировки щебня контролируют поперечный уклон обочины шаблоном, а ровность поверхности трехметровой рейкой и намечают места, подлежащие исправлению Толщину слоя контролируют металлическим мерником. Во избежание загрязнения спланированный щебень дол жен быть уплотнен в течение суток. Щебень уплотняют вибрационным катком ДУ-4 (Д-480) в сцепе с трактором. 3
3 Уплотнение щебня начинают от края обочины, перемещаясь к покрытию. Каждый проход выполняют с перекрытием предыдущего на 7з ширины вальца. Первые проходы каток делает со скоростью,5 2 км/ч, в конце укатки скорость катка может быть доведена до максимальной. В первую очередь должны быть уплотнены края обочины. Уплотнение щебня достигается, как правило, за 0 проходов катка по одному следу. Первые пять проходов выполняют с выключенным вибратором. В этот период укатки должна быть достигнута обжимка россыпи и обеспечено устойчивое положение щебня в слое Следующие пять проходов выполняют с включенным вибратором. В этот период должно быть достигнуто взаимозаклинивание щебня. Окончательное число проходов катка устанавливают пробной укаткой. Поливку щебня водой при помощи лоливомосчпой машины ПМ-0 начинают после трех проходов кагка по одному следу, производя ее равномерно, непосредственно перед проходом катка. Норма розлива воды 5 25 л/м2. Нельзя допускать переувлажнения слоя щебня. Признаком достаточного увлажнения является влажное состояние нижних граней щеб ня верхнего слоя В случае переувлажнения щебня при поливке его водой или вследствие продолжительных дождей укатку щебня следует временно прекратить. Признаками окончания укатки являются отсутствие волны перед катком и следа от катка, а также раздавливание щебня, положенного на уплотненный слой (при недостаточном упдоы пении щебень вдавливается в слой). При производстве работ по укреплению обочин щебнем необходимо выполнять требования СНиП Ш-Д 5-73 «Автомо бильные дороги. Правила производства и приемки работ Приемка в эксплуатацию», М., Стройиздат, 973. Ровность поверхности обочин должна обеспечивать сток воды. Уклон обочин проверяют специальным шаблоном а ровность трехметровой рейкой При производстве работ мастер должен руководствоваться «Картой операционного контроля качества укрепления обочин слоем щебня толщиной 0 см». Указания по технике безопасности К управлению дорожными машинами допускаются лица, достигшие 8 лет, имеющие удостоверение на право управле ния данной машиной и знающие требования по безопасному ведению работ. При укреплении обочин щебнем следует выполнять требо- 4
4 вания следующих нормативных документов по технике безопасности: СНиП III-A.-70 «Техника безопасности в строительстве», М, Стройиздат, 970; «Правила техники безопасности при строительстве, ремонте и содержании автомобильных дорог», М, «Транспорт», 969; «Типовая инструкция по технике безопасности для дорожных рабочих при строительстве автомобильных дорог», М., Оргтрансстрой, 974; «Типовая инструкция по охране труда для машинистов грейдеров, автогрейдеров, грейдер-элеваторов», М., Оргтраисстрой,975; «Типовая инструкция по охране труда машинистов грунтоуплотняющих машин», М., Оргтрансстрой, 975. ПК УКАЗАНИЯ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ТРУДА До начала работ по укреплению обочины они должны быть спланированы и уплотнены. Длина сменной захватки, равная 200 м обочины, определена из сменной производительности автогрейдера ДЗ-3- (Д-557-). Для работы организуют бригаду рабочих следующего состава: Машинист автогреидера 6 разр Трактористы 4» 2 Дорожные рабочие 3» 2» Машинист поливомоечной машины ПМ-0 4 т Бригада приступает к работе, имея в начале смены задел участок спланированного щебня длиной 000 м. В течение первых четырех часов автогрейдером разравнивают и планируют щебень на еще не спланированной части сменной захватки, а после окончания этой работы выполняют работы на второй захватке, создавая задел длиной 000 м для работы бригады в следующую смену. Трактористы, приступая к работе в начале смены, уплотняют щебень на первой захватке. Машинист поливомоечной машины приступает к работе после трех проходов катка по одному следу, поливая щебень равномерно, непосредственно перед проходом катка Во время технологических перерывов машинист поливает водой подъездные пути для их обеспыливания. Дорожные рабочие исправляют дефектные места, в отдельных местах выполняют окончательную отделку обочины после механизированного разравнивания и профилирования щебня.
5 IV. ГРАФИК ПРОИЗВОДСТВА РАБОТ ПО УКРЕПЛЕНИЮ ОБОЧИН СЛОЕМ ЩЕБНЯ ТОЛЩИНОЙ 0 см, ШИРИНОЙ 2,25 м НА ЗАХВАТКЕ ДЛИНОЙ 2000 м (4500 м2) Наименование работ Объем работ Единица измерения Трудоемкость на полный объем работ, чел-ч Подготовительно-заключительные работы для автогрейдера 0,25 Разравнивание и планировка щебня 00 м Состав звена Машинист автогрейдера 6 разр. Ч а с ы I I Ю i 233 I 232 II i! Подготовка катка к работе 0,5 Укатка щебня за десять проходов катка Д-480 в сцепе с трактором ДТ-54 Подготовительно-заключительные работы для поливомоечной машины Поливка водой подъездных путей для их обеспыливания Поливка щебня водой перед укаткой Подготовнтельно-заключительн ые работы для дорожных рабочих Окончательная отделка обочин после механизированного разравнивания и профилирования щебня, исправление дефектных мест 00 м2 60 5,5 0,42,33 00 м2 45 6,25,7 00 м2 45 4,83 Трактористы 4 разр. 2 Машинист полшзомоечной машины 4 разр. Дорожные рабочие: 3 разр. 2» 5 0 J 465 I 5 20 Г i [ i I! I Итого на захватку 4500 м2 48,0 чел-ч на 000 м ,7 чел-ч,3 чел-дн Зак стр Примечания.. Римскими цифрами обозначены номера захваток. 2. Цифрами под линией указана продолжительность операции в минутах. 3. В трудоемкость включено время на отдых машинистов 0%, дорожных рабочих 8% продолжительности смены.
6 to / автомобиль-самосвал; 2- чину; I I распределение и Рис.. Технологическая схема укрепления обочин щебнем: -автогрейдер ДЗ-3 I; 3 поливо-моечная машина ПЛМО;» вибрационный каток ДУ-Н; / вывоз гцебня на обоплапировка щебня; / / / уплотнение щебня виброкатками с поливкой водой, IV участок готовой укрепленной обочины
7 V. КАЛЬКУЛЯЦИЯ ЗАТРАТ ТРУДА И ЗАРАБОТНОЙ ПЛАТЫ НА УКРЕПЛЕНИЕ ОБОЧИН СЛОЕМ ЩЕБНЯ ТОЛЩИНОЙ 0 см, ШИРИНОЙ 2,25 м НА ЗАХВАТКЕ ДЛИНОЙ 2000 м (4500 м2) л пп Шифр норм и расценок Нанмснование работ Состав звена Объем работ Норма времени, чел-ч Расценка, руб. К О Г. Единица измерения Нормативное время на полный объем работ, чел-ч Стоимость затрат труда на полный объем Работ, Руб. коп. ТНнР, Т-22, Лэ 2, б, применительно 2 ТНиР, Т-22, N 4, б 3 ЕНиР, 7-20, N, а 4 ЕНиР, общая часть, п. 4 5 ЕНиР, общая часть, п. 4 Разравнивание и профилирование щебня автогрейдером Д-557 Укатка поверхности обочины внброкатком Д-480 в сцепе с трактором ДТ-54 за 0 проходов Поливка щебня водой перед укаткой Поливка водой подъездных путей для их обеспыливания Окончательная отделка обочин после механизированного разравнивания щебня, исправление дефектных мест Машинист автогрейдера 5 разр. Тракторист 4 разр. Машинист 4 разр. Машинист 4 разр, Дорожные рабочие: 3 разр 2» 00 М2 45 0,22 0 5,4 2,9» 60 0, ,8» 45 0,65 0-0,3 7,4 чел-ч,3 0 62,5,3» , Итого на 4500 м2 (2000 м обочины) на 000 м2 i 54,4 2,.5 чел-дн
8 VI. ОСНОВНЫЕ ТЕХНИКО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ Наименование показателей Единица измере ния По калькуляции А По графи ку Б На сколько про центов показа тель по графику больше ( + ) или меньше, чем по калькуляции ( х 00*) Трудоемкость работ на 00 м2 обочины I чел-дн,5,3 3,3 Средний разряд рабочих * 3,4 3,7 + 8,8 VII. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ РЕСУРСЫ А. Основные материалы Количество Единица Наименование материалов измерения 000 м обочины на 0() ГОСТ на захватку м2 Щебень м ,5 22 Вода» ,75 5 Б. Машины, оборудование, механизированный инструмент, инвентарь Наименование Марка, ГОСТ Количе ство ; Авгогрейдер Каток прицепной (с трактором-тягачом ДТ-54А) ДЗ-3- (Д-557-), ГОСТ ДУ-4 (Д-480), ГОСТ Поливомоечная машина ПМ-0, ГОСТ Рейка трехметровая I Шаблон для проверки уклона поверхности обочины Лопаты стальные строительные ГОСТ Лента землемерная ГОСТ Мерник толщины слоя щебня — — I 7
9 00 КАРТА ТЕХНОЛОГИИ ОПЕРАЦИОННОГО КОНТРОЛЯ КАЧЕСТВА УКРЕПЛЕНИЯ ОБОЧИН СЛОЕМ ЩЕБНЯ ТОЛЩИНОЙ 0 см ОК- 03 пп Контротнр>емые параметры Предетьные откло нения пп Контролнр>емые параметры Предельные отклонения Ширина покрытия, см ±0 3 Поперечный уклон обочины -0,005 2 Толщина с юя щебня % ±0 4 Ровность слоя щебня (просвет под трехметровой рейкой), мм 5 Примечание Признаками окончания уплотнения служит отсутствие подвижности щебня, прекращение образования both перед катком, отсутствие спеда от прохода катка Щебень, положенный на поверхности достаточно уплотненного верхнего стоя щебня толжен раздавливаться катком СНнП III Д 5 73 Основ»ые операции, подлежащие конт ролю Состав контроля Метот и средства контроля Режим и объем контротя Выгрузка и распределение щебня Места выгрузки щебня 2 Толщина слоя щебня 3 Ширина покрытия 4 Поперечный уклон обочины Инстоументальный, визу а льны и Визуальный 2 Мерник толщины 3 Мерная металлическая пента 4 Шаблон Четыре раза в смену 2 Промеры в трех поперечниках на км 3 Через каждые 00 v Укатка щебня катком Качество уплотнения щебня 2 Степень увлажнения щебня 3 Ровность стоя щебня 4 Толщина слоя щебня Инструмента пьный, визуальный Визуа пьный 2 Визуальный 3 Трехметровая рейка 4 Мерник толщины В конце укатки 2 Постоянно 3 Через каждые 00 м 4 Промеры в трех поперечниках на км
10 V Лицо, контролирующее операцию Мастер VI Лицо, ответственное за организацию и осуществление контроля VII Привлекаемые для контроля подраз деления VIII Где регистрируются результаты конт роля Жлрнал производства работ Прораб Продолжение Журнал контроля за уплотнением Технологическая карта
Современные технологии укрепления откосов дорог
Специалисты, работающие на благо развития дорожно-строительной отрасли, уже давно отдают предпочтение использованию современных инновационных материалов при строительстве дорог. Приобретенный за последние годы опыт применения новых технологий в строительстве дорог показывает, что геосинтетические материалы обеспечивают оптимальное решение самых сложных задач проектирования и строительства дорог. Эти материалы надежны, долговечны и произведены из экологичного сырья.
В сфере дорожного строительства геосинтетические материалы в числе прочего используются и для укрепления откосов дорог. Откосы представляют собой поверхности, расположенные по обе стороны дорожного полотна в наклонной плоскости. Эти поверхности сами по себе неустойчивы, поэтому с целью предотвращения разрушения откосов из-за выветривания или вымывания грунтов требуется осуществлять укрепление откосов земляного полотна. Учитывая степень важности этого мероприятия армирование откосов вдоль дорожного полотна должно производиться строго в соответствии со строительными нормами под жестким контролем квалифицированных специалистов в данной области строительства.
Укрепление откосов железобетонными плитами
Классическим способом армирования откосов вдоль автодорог счиается укладка монолитных железобетонных плит. Методика давно зарекомендовала себя, однако по своей сути сама наносит некоторый урон экологической составляющей вопроса, нейтрализуя какую-либо растительность на поверхности объекта.
Основные этапы работ:
- рытье траншеи в основании укрепляемого откоса;
- устройство песчаной основы;
- отсыпка шебня и организация упорной призмы из камня;
- щебеночная подготовка и ее уплотнение;
- монтаж железобетонных блоков;
- устройство гидроизоляции;
- монтаж армокаркасов;
- бетонирование;
- устройство влагозащитной пленки.
Укрепление откосов георешеткой
В тех случаях, где уклон откоса достаточно велик, а надежно зафиксировать его путем посева многолетних трав не представляется возможным, производится укрепление откосов георешеткой или геоматом. Объемная георешетка – это прочный материал, имеющий сотовую структуру. Она укладывается на наклонное основание и наполняется грунтом, песком, щебнем или цементом, создавая поверхность, способную выдержать серьезные эксплуатационные нагрузки. После проведения этого мероприятия объемная сетка засевается семенами трав. Взошедшая растительность не только скрывает под собой систему укрепления и придает откосу эстетичный вид, но и дополнительно укрепляет его корневой системой. Таким образом, применение георешеток в современном дорожном строительстве позволяет возводить дорожное полотно даже на очень слабом основании, подверженном сильному эрозионному воздействию.
Фотографии и видеоролик взяты с сайтов: www.geo-allianz.ru и blog.specstroy.ru
1. Область применения
1.1 . Технологическая карта разработана на укрепление откосов насыпей земляного полотна сборными бетонными плитами размерами 1,0 ´ 1,0 м толщиной 0,16 (0,20) м.
1.2 . Картой предусматривается укрепление периодически подтопляемых откосов насыпей крутизной 1 : 2, подверженных воздействию воды и слабого ледохода.
1.3 . В состав входят:
устройство траншеи экскаватором ЭО-2621 под рисберму;
доработка траншеи вручную;
устройство щебеночной или гравийной подготовки по периметру рисбермы с подачей материала экскаватором ЭО-2621 и окончательным разравниванием вручную;
установка сборного бетонного упора;
устройство каменной упорной призмы;
устройство щебеночного или гравийного основания на откосе насыпи;
укрепление откосов сборными бетонными плитами.
1.4 . Укрепление откосов бетонными плитами из гидротехнического бетона класса В15 ( ГОСТ 26633 -85) допускается только после стабилизации насыпи.
2. Организация и технология производства работ
2.1 . До начала работ по укреплению откосов земляного полотна бетонными плитами необходимо:
произвести планировку и уплотнение откосов земляного полотна в соответствии с требованиями СНиП 3.02.01-87 «Земляные сооружения, основания и фундаменты» и СНиП 3.06.03-85 «Автомобильные дороги»;
выполнить геодезические разбивочные работы, обеспечивающие ровность укладки бетонных плит и устройство рисбермы в соответствии с проектом.
2.2 . Щебень доставляется на объект строительства автомобилями-самосвалами в объеме, необходимом для устройства конструктивного слоя (обратного фильтра) заданной толщины, с учетом коэффициента уплотнения, равного для щебня 1,3.
2.3 . Бетонные плиты изготавливают на базах ЖБК, грузят краном на бортовые автомобили и доставляют на объект.
Для обеспечения непрерывности производства работ на объекте должен быть запас бетонных плит на две-три сменные захватки. Плиты разгружают на обочине или у подошвы насыпи и складируют в штабеля. Для удобства монтажа и предохранения от сколов плиты необходимо укладывать на деревянные прокладки.
Схема организации и производства работ.
Операции, выполняемые на захватках:
1- я захватка — устройство траншеи под рисберму экскаватором I; доработка траншеи вручную; устройство щебеночной подготовки; уплотнение щебеночной подготовки;
2- я захватка — установка сборного бетонного упора с помощью автомобиля II, оборудованного самопогрузчиком; устройство каменной упорной призмы; устройство щебеночного основания с помощью автокрана III;
3- я захватка — укрепление откосов бетонными плитами. Стрелкой указано направление потока.
2.4 . Работы по укреплению откосов земляного полотна бетонными плитами ведет комплексная механизированная бригада на трех захватках (рисунок). При определении расчетной длины захватки основным критерием служила оптимальная сменная производительность звена по монтажу плит автокраном. Ввиду незначительности объемов работ на первой и второй захватках предусматривается совмещение рабочими профессий и поэтапное выполнение работ.
2.5 . Численность комплексной бригады 12 чел.:
Машинист экскаватора 5 разр. 1
» автокрана 5 разр. 1
Мостовщик 4 разр. 2
Дорожный рабочий 3 разр. 2
Землекоп 3 разр. 1
Такелажник 2 разр. 2
2.6 . На первой захватке выполняются следующие технологические операции:
рытье траншей под рисберму экскаватором;
доработка траншей вручную;
устройство щебеночной подготовки.
Рытье траншеи предусматривается экскаватором ЭО-2621, оборудованным обратной лопатой (вместимость ковша 0,25 м 3 ), навымет с последующей планировкой вынутого грунта бульдозером. В состав звена бульдозер не входит и привлекается к работе периодически.
Траншею прокладывают вдоль подошвы земляного полотна согласно разбивочным точкам.
Вслед за работой экскаватора зачищают дно траншеи вручную и доводят ее геометрические размеры до проектных.
Щебеночную или гравийную подготовку (слой толщиной 10 см) под рисберму устраивают по зачищенному и спланированному дну и стенкам траншеи. Щебень, доставляемый автомобилями-самосвалами, выгружают у подошвы насыпи и подают в траншею экскаватором ЭО-2621.
Разравнивание щебня по периметру траншеи выполняется вручную.
По окончании указанных работ экскаватор используют при устройстве каменной упорной призмы.
2.7 . На второй захватке выполняются следующие технологические операции:
установка бетонного упора;
устройство каменной призмы;
подача щебня на откос автокраном, оборудованным бадьей с разгрузочным затвором.
планировка и уплотнение щебеночного основания.
Сборные бетонные упоры доставляют автомобилями ЗИЛ-130, оборудованными самопогрузчиком, и устанавливают на готовую щебеночную подготовку.
Камень для устройства каменной призмы доставляется автомобилями-самосвалами и выгружается у края траншеи. Экскаватором ЭО-2621 его подают для укладки в траншею. Марка камня по прочности должна быть не ниже 300. Средний размер камня — 20 . 25 см.
В верхней части рисбермы укладывают крупные камни. Пустоты между камнями нижних рядов заполняют мелким камнем и засыпают каменной мелочью.
Сменная производительность звена при устройстве рисбермы 100 . 120 м.
Калькуляция трудовых затрат на устройство 100 м рисбермы приведена в табл. 1.
Укрепление откосов объёмной георешёткой
Объёмная георешётка — это трёхмерная конструкция, выполненная из полимерных или синтетических лент, состоящая из отдельных ячеек, скреплённых между собой.
Широкие возможности применения полимерных конструкций позволяют использовать их для стабилизации и укрепления поверхностей откосов водоёмов, берегов рек, дамб и валов и подпорных стенок земляных конструкций, но больше всего они востребованы в строительстве автомобильных дорог. Благодаря своей ячеистой структуре и качественным материалам изготовления, георешётки надёжно защищают откосы земляного полотна от эрозии, размывов и придают им необходимую устойчивость.
В каких случаях может применяться георешётка?
Использование объёмной георешётки в несколько раз повышает эксплуатационные свойства, надёжность элементов дорожных конструкций и качество проводимых работ.
Решение о возможности применения георешётки в строительстве дорог принимается на основе расчетов устойчивости насыпи земляного полотна и по результатам инженерно-геологических изысканий, которые подтверждают целесообразность использования объёмной геоконструкции.
Немаловажным фактором использования различных ячеистых конструкций является их выгодная экономическая составляющая. Их цена более демократична по сравнению с использованием бетонных конструкций. Применение георешётки не требуют высоких транспортных расходов и монтируются с минимумом специальной техники.
Используя геосетку, можно значительно сократить сроки строительства, снизить расход строительных материалов и уменьшить объемы земляных работ.
Как правильно выбрать?
- Крутизна заложения откоса насыпи
- Тип наполнителя
- Вид основного грунта
- Прогнозируемые нагрузки на грунтовую конструкцию.
Для более качественного и эффективного подбора необходимой полимерной конструкции лучше всего обратиться за помощью в любую компанию по проектированию дорог. Специалисты проектных организаций проводят все необходимые расчёты, составляют сметы и предлагают наилучший вариант использования полимерной сетки.
Монтаж.
Геотекстиль.
Когда существует вероятность влияния на откосы грунтовых вод, рекомендуется создать под георешёткой защитный слой из специальных современных материалов. В этом случае грунтовые воды не смогут проникнуть на поверхность и повредить конструкцию откосов.
Геотекстиль также может являться прослойкой между грунтовым основанием откоса и георешёткой, чтобы ни георешётка, ни её наполнитель не уходили в грунт. Из огромного количества представленных на рынке вариантов геотекстиля, наибольшей популярностью пользуется иглопробивной нетканый материал с плотностью 200 г/кв.м.
Для определения необходимого качество геотекстиля лучше всего обратиться в проектные организации. Они проведут исследования и выберут наиболее подходящий по цене и качеству вид защитного материала.
Фиксация анкерами.
Анкеры – это скобы из металлических стержней диаметром 3 — 10 мм (Г – образной формы), длиной от 20 до 100 см. Подоснову анкеруют малыми скобами, а георешетку – длинными (от 40 до 100 см), в зависимости от прочности фиксации в грунте земляного полотна. При этом часть длины анкера (нагеля) учитывает высоту ребра закрепляемой георешетки.
Расстояние между анкерами не более 0,5м. Крепление выполняют для фиксирования модулей георешетки, а также во избежание смещения геоматериала при воздействии ветра или осадков, при укладке и выравнивании верхнего слоя, а также для сохранения небольшого натяжения уложенного материала.
В зависимости от угла заложения откоса, его грунтового состава и материала заполнения ячеек, подбирается необходимая длина анкера.
Скрепление скобами.
Для наилучшей фиксации модули между собой могут соединяться скобами, для этого применяют специализированные пневматические или ручные степлеры. Отдельные модули соединяются между собой специальными скобами по всей высоте ячейки.
Такой способ крепления является наиболее эффективным и позволяет максимально растянуть решётку перед заполнением.
Чем заполнять?
Ячейки объёмной георешётки заполняются различными сыпучими смесями, рекомендованными в специальном проекте строительства. Для большей прочности и стабилизации откосов используют различные сыпучие смеси из песка, щебня, ПГС и бетона, а для озеленения поверхности применяют плодородный грунт с семенами необходимой растительности. Возможные варианты сочетания материалов прорабатываются ещё на этапе проектирования строительства.
Чтобы облегчить процесс дренажа грунтовых и атмосферных вод, стенки рёбер ячеек георешётки могут выпускаться с перфорацией. Для таких перфорированных изделий подойдёт использование крупнозернистых заполнителей, к примеру, щебня.
Очень часто поверхность ячеек производится с шероховатостями, чтобы увеличить сцепление между её стенками и необходимым наполнителем. Это особенно эффективно при использовании песочных мелкозернистых смесей. Здесь целесообразно будет использовать изделия без перфорации.
Обслуживание после монтажа.
После выполнения всех нормативных работ по укреплению откосов, за георешёткой не требуется никакой дополнительный уход.