Stroi-doska.ru

Строй Доска
2 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Угол естественного откоса сыпучих грузов

ОПРЕДЕЛЕНИЕОСНОВНЫХ ФИЗИКО-МЕХАНИЧЕСКИХ СВОЙСТВ НАСЫПНЫХ ГРУЗОВ

1.1.1. Определить насыпную массу и угол естественного откоса груза.

1.1.2. Определить угол и коэффициент внутреннего трения насыпного груза.

1.1.3. Изучить методику определения этих параметров и их влияние на выбор транспортирующих машин.

1.2. Основные теоретические положения

Выбор типа транспортирующих машин и их параметров связан с физико-механическими свойствами транспортируемых грузов. Насыпные транспортируемые грузы характеризуются следующими свойствами: кусковатостью частиц, насыпной плотностью, подвижностью, абразивностью, влажностью, липкостью, слеживаемостью, смерзаемостью, взрываемостью, ядовитостью, коррозирующими свойствами.

Кусковатостью( или гранулометрический состав) частиц груза характеризуется линейными размерами однородных частиц в заданном объеме(пробе). По размерам частиц насыпные грузы делятся по категориям кусковатости — от пылевидных ( а 320 мм).

По однородности грузы разделяют на рядовые ( К > 2,5) и сортированные (K 2,0т/м3). Плотность груза учитывается при определении расчетных линейных нагрузок и массовой производительности транспортирующих машин.

Подвижность частиц груза характеризуется коэффициентами внутреннего и внешнего трения и углом естественного откоса груза.

Коэффициент внутреннего трения fв зависит от давления в грузе и сил сцепления между частицами и связан с углом трения зависимостью fв=tgφ. Угол трения φ определяется из диаграммы напряжений(рис 1.1), на которой показана зависимость касательных напряжений T(напряжение среза) от нормальных напряжений сжатия S. Касательное напряжение T0 соответствуют начальному сопротивлению сдвига и характеризуют силу сцепления частиц между собой. Хорошо сыпучие грузы имеют T0 близкие к нулю. Начальное сопротивление сдвига зависит от размеров частиц, степени уплотнения и влажности груза.

Угол естественного откоса α — угол между поверхностью откоса и горизонтальной плоскостью(рис.1.2). Величина угла α зависит от кусковатости частиц и влажности груза. Различают угол естественного откоса в покое αn и в движении αд. Обычно αд=0,7αn, так как в последнем случае на частицы груза действуют дополнительно динамические силы. Для хорошо сыпучих грузов α=φ.

Величина естественного откоса используется при определении площади сечения груза на несущем органе конвейера.

1.3 Лабораторные установки

1.3.1. Насыпная плотность груза определяется с помощью мерного цилиндра ёмкостью 1л. Цилиндр имеет шибер, которым срезаются излишки насыпанного в цилиндр груза. Оставшийся груз взвешивается и насыпная плотность p(т/м3) определяется по формуле:

Где — масса, т; — объем цилиндра, м³

Рис 1.1

1.3.2. Угол естественного откоса измеряется с помощью мерного цилиндра и двух линеек. Для этого мерный цилиндр, наполненный грузом, необходимо поставить на горизонтальную плоскость шибером вниз (дном вверх), вытянуть шибер и медленно поднять цилиндр. Груз при этом образует на плоскости конический штабель. Замеряется диаметр штабеля В (рис. 1.2) и высота треугольника ab — касательной к поверхности штабеля в т. а и вертикальной bc.

Угол естественного откоса определяется по формуле

1.3.3. Коэффициент внутреннего трения определяется путем построения диаграммы напряжений(см. рис.1.1) по результатам измерений на лабораторной установке(см. рис. 1.3), которая состоит из короба 1 для насыпного груза, рамки 2, соединенной шнуром 3 с подвеской для разновесов 4. Для определения коэффициента внутреннего трения необходимо груз засыпать в подвижную рамку 2 на высоту h. Путем последовательной установки разновесов на подвеску добится начала движения рамки 2.

Повторить опыт еще 203 раза при различной высоте груза h.

Определить напряжения G(Па) и T(Па) по формулам

где ρ- плотность груза, кг/м³; h — высота груза в рамке, м; mгр- масса грузов на подвеске, требуемых для передвижения груженой рамки, кг; mп- масса грузов на подвеске, требуемых для передвижения порожней рамки, кг; A — площадь груза в рамке, м²; g — ускорение свободного падения, м²/с; η=0,97 — к.п.д. блока.

По полученным результатам построить диаграмму напряжений (рис 1.1) в координатах T-G. Для этого необходимо провести прямую наиболее близко отстоящую или проходящую через экспериментальные точки и продлить ее до пересечения с ординатой G.

Угол между прямой «ac» и ординатой G и будет углом внутреннего трения φ, а коэффициент внутреннего трения

1.4 Порядок выполнения работы

1.4.1. Определить насыпную плотность груза как указано в п. 1.3.1. и результаты свести в таблицу 1.1.

МатериалМасса груза в цилиндре , кгОбъем цилиндра, м³Насыпная плотность, кг/м³

1.4.2. Определить угол естественного откоса груза как указано в п. 1.3.2 и результаты свести в таблицу 1.2.

Насыпной грузУгол естественного покоя
В покое αпВ движении αд
Сухой песок
Влажный песок

1.4.3. Определить коэффициент внутреннего трения груза (песка) по методике, изложенной в п. 1.3.3. и результаты свести в таблицу 1.3.

№ опытаFn, кгFгр, кгh, мА, м²G = h∙ρ∙g, Паτ=(mгр-mп)gη ————— А, Па

По результатам табл. 1.3. построить диаграмму напряжений T-G и определить коэффициент внутреннего трения по формуле (1.5).

1.5. Требования по технике безопасности

Перед выполнением лабораторной работы преподаватель обязан проинструктировать студентов по ТБ на рабочем месте.

1.6 Требования к состоянию отчета

Отчет составляется каждым студентом самостоятельно. В отчете должны быть отражены результаты опытов и сделаны выводы по этим результатам.

studopedia.org — Студопедия.Орг — 2014-2021 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.003 с) .

НЕКОТОРЫЕ ДАННЫЕ О ТРАНСПОРТИРУЕМЫХ МАТЕРИАЛАХ

Для межцеховой, внутрицеховой н межоперацнонной доставки насыпных и однородных штучных грузов на заводах стройматериа­лов широко применяют машины и установки непрерывного транс­порта (конвейеры) (рис. 78).

Совмещая во времени груженый (рабочий) и порожний (холо­стой) хода н работая без остановок, машины непрерывного транс­порта обеспечивают заданную производительность независимо от расстояния транспортирования н поэтому наиболее удовлетворяют современным требованиям поточной системы производства.

Транспортирующие машины перемещают грузы навалом иа не­сущих поверхностях — лентах, пластинах или в желобах.

Выбор типа транспортирующих машин н их основных пара­метров (скорость движения, угол наклона и др.) в значительной степени зависит от физико-механических свойств насыпных грузов.

Характерными свойствами насыпных грузов как объектов транспортирования, которые надо учитывать при выборе транс­портирующих машин, являются: крупность, влажность, плотность (объемная масса) в кг/м3, подвижность и связность частиц, смер — заемость, угол естественного откоса, коэффициент треиия о твер­дые несущие поверхности, абразивность.

Плотность насыпного груза (насыпная плотность) зависит также от крупности его частиц, и, как правило, уменьшается по мере измельчения. Классификация насыпных грузов по весу приведена в табл. 22.

Категория насыпного груза

Насыпная плотность в кг/м3

Примерные I-urcufiHwe грузы

Менее 600 600—1100 1100—2000 Более 2000

Древесные опилки, торф Каменный уголь, шлак Песок, гравий, щебень Руда, гранит

Насыпные грузы имеют ограниченную подвижность и могут воспринимать сдвигающие усилия; благодаря наличию сил тре­ния и сцепления между частицами эти силы тем больше, чем выше внутреннее давление.

Углом естественного откоса называется наибольший угол, который может образовывать свободная поверхность сыпучего

Рис. 78 Схемы конвейеров:

А — ленточный; о — пластинчатый; в — скребковый; г — ковшовый; д — полочный;

Е — люлечный; ж — элеватор

Тела с горизонтальной плоскостью. Обычно угол естественного откоса в покое определяют с помощью полого цилиндра (рис. 79). Материал насыпают в полый цилиндр, а затем последний осто­рожно поднимают. При этом высыпавшийся материал распола­гается в виде конуса, образующие которого наклонены к гори­зонтальной плоскости под углом естественного откоса.

На несущих поверхностях транспортирующих машин материал подвергается толчкам и встряхиванию, вследствие чего угол есте­ственного откоса прн движении машин меньше, чем в покое.

Читать еще:  Как прикручивать пластиковые откосы

Для определения угла естественного откоса при движении опорной плоскости нужно сообщить вертикальные колебания. 10* 147

Если отсутствуют данные об угле естественного откоса прн дви­жении, то его принимают в зависимости от угла откоса при покое:

  • ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТЬ ТРАНСПОРТИРУЮЩИХ МАШИН И УСТАНОВОК
  • СКИПОВЫЕ ПОДЪЕМНИКИ
  • Рекомендации по выбору бизнеса
  • Строительное оборудование МСД
  • Тепловые насосы

ГРУЗОПОДЪЕМНЫЕ И ТРАНСПОРТИРУЮЩИЕ МАШИНЫ НА ЗАВОДАХ СТРОИТЕЛЬНЫХ МАТЕРИАЛОВ

Что такое рольганги и зачем они нужны?

Роликовый конвейер (рольганг) – представляет собой тип оборудования, используемого на производственных предприятиях, а также в складских комплексах. Рольганги используются для транспортировки грузов внутри индустриальных или складских помещений. Визуально это устройство …

Как выбрать дизельный погрузчик для склада?

Расходы на содержание и эксплуатацию кранового оборудования

Каждая строительная компания располагает собственным (реже – арендованным) парком тяжёлой техники специального назначения. Это разного рода экскаваторы, буровые установки, грейдеры, и, конечно же, крановое оборудование. Все виды строительной техники нуждаются …

Продажа шагающий экскаватор 20/90

Цена договорная
Используются в горнодобывающей промышленности при добыче полезных ископаемых (уголь, сланцы, руды черных и
цветных металлов, золото, сырье для химической промышленности, огнеупоров и др.) открытым способом. Их назначение – вскрышные работы с укладкой породы в выработанное пространство или на борт карьера. Экскаваторы способны
перемещать горную массу на большие расстояния. При разработке пород повышенной прочности требуется частичное или
сплошное рыхление взрыванием.
Вместимость ковша, м3 20
Длина стрелы, м 90
Угол наклона стрелы, град 32
Концевая нагрузка (max.) тс 63
Продолжительность рабочего цикла (грунт первой категории), с 60
Высота выгрузки, м 38,5
Глубина копания, м 42,5
Радиус выгрузки, м 83
Просвет под задней частью платформы, м 1,61
Диаметр опорной базы, м 14,5
Удельное давление на грунт при работе и передвижении, МПа 0,105/0,24
Размеры башмака (длина и ширина), м 13 х 2,5
Рабочая масса, т 1690
Мощность механизма подъема, кВт 2х1120
Мощность механизма поворота, кВт 4х250
Мощность механизма тяги, кВт 2х1120
Мощность механизма хода, кВт 2х400
Мощность сетевого двигателя, кВ 2х1600
Напряжение питающей сети, кВ 6
Более детальную информацию можете получить по телефону (063)0416788

ФИЗИКО – МЕХАНИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА ГРУЗОВ

Цель работы: знакомство с основными свойствами и характеристиками грузов.

Задачи практической работы:

1. Изучить физико-механические свойства грузов, используя литературу [11, 5, 6].

2. Определить условия перевозки и хранения заданных грузов [6].

– возможность хранения на открытых площадках и перевозки на открытом подвижном составе;

– возможность перевозки грузов навалом и необходимость наличия при этом дверных заграждений и фартуков для защиты букс вагонов;

– необходимость принятия мер против смерзания;

– необходимость промывки вагонов после перевозки грузов;

– возможность перевозки в крытых вагонах и цистернах без пломб;

– предельные сроки хранения груза на станции;

– предельные сроки транспортирования (для скоропортящихся грузов);

– необходимость ветеренарно-санитарнного надзора.

3. Ответить на контрольные вопросы.

Использовать исходные данные из практической работы №1

Гранулометрический состав характеризует количественное распределение частиц (кусков) насыпных и навалочных грузов по крупности.

Крупность частицы материала определяется наибольшим ее линейным размером. Гранулометрический состав оказывает значительное влияние на сыпучесть, гигроскопичность, способность к слеживаемости, смерзанию, уплотнению, сегрегацию. Аутогезия зависит также от грануломертического состава, увеличения ее, особенно у порошкообразных материалов (мука, цемент, мел). Аутогезия — связь одноименных (совместимых) материалов от момента приведения их в контакт до момента диффузионного исчезновения геометрической границы раздела, характерна для твердых пленок в многослойных покрытиях и частиц, определяет прочность дисперсных систем и композиционных материалов (порошков, грунта, бетона и др.).

Сыпучестьоценивают временем истечения определенной массы испытуемого груза из конусообразной воронки с углом раствора 60º через отверстие диаметром 15 мм.

Сыпучесть отождествляют с таким состоянием груза, при котором между частицами отсутствует сплошная материальная связь. В процессах транспортирования и хранения сыпучесть рассматривается как комплексный показатель физико-механических свойств. Наряду с физико-механическими свойствами рассматриваемого груза на сыпучесть оказывают существенное влияние параметры, выпускной воронки, её форма и размер отверстия, высота слоя засыпки.

Свойство некоторых насыпных грузов терять сыпучесть при хранении отождествляется со слёживаемостью. Оптимальным условием для возникновения слёживаемости является длительное хранение насыпных грузов в состоянии покоя, т.е. длительное воздействие только гравитационных сил. Действия этих сил при длительном хранении превращают названные грузы в конгломераты. Таким образом, явление слёживаемости следует рассматривать как одно целое из проявлений сцепления частиц насыпных грузов. Чем развитее поверхность частиц груза, тем выше его слёживаемость и прочность. Динамические нагрузки ускоряют процесс слёживаемости.

Истечение таких грузов затруднено. Использование для побуждения истечения ударных нагрузок приводит к образованию пустот над выгрузным отверстием. Устойчивость существования пустот зависит от сил аутогезии частиц и площади поперечного сечения выпускного отверстия.

Угол естественного откоса – угол между горизонтальной плоскостью и линей откоса насыпного груза при свободной его отсыпке. При истечении груза на горизонтальную плоскость образуется горка с некоторым углом откоса, который соответствует равновесию частиц. Угол естественного откоса является наибольшим углом, образованным линией естественного откоса с горизонтальной плоскостью, и служит одним из основных показателей подвижного груза. Величина угла естественного откоса отвечает действию сил трения, зависящих от формы, размеров частиц и их влажности. Увеличение последней способствует росту рассматриваемой характеристики. Угол естественного откоса не превышает для большинства насыпных грузов 60 градусов. Минимальному углу естественного откоса соответствует наибольшая подвижность частиц рассматриваемого груза.

Влажность определяется отношением массы испарившейся воды (после просушивания) к исходной массе взятого материала (в весовых процентах). Влажность, особенно зерновых грузов, оказывает большое влияние (по ряду характеристик) на процессы складирования, истечения и наличие остатка при опорожнении хранилищ, тары. Устойчиво просматривается связь увеличения смерзаемости, теплостойкости, коррозии ограждающих конструкций и «дыхания» груза от роста его влажности. С возрастанием влажности в значительной степени возрастает адгезия и аутогезия. (Адге́зия (от лат. adhaesio — прилипание) — сцепление поверхностей разнородных твёрдых и/или жидких тел. Адгезия обусловлена межмолекулярным взаимодействием в поверхностном слое и характеризуется удельной работой, необходимой для разделения поверхностей. В некоторых случаях адгезия может оказаться сильнее, чем когезия, т. е. сцепление внутри однородного материала, в таких случаях при приложении разрывающего усилия происходит когезионный разрыв, т. е. разрыв в объёме менее прочного из соприкасающихся материалов).

Различают абсолютную и относительную влажность груза. Абсолютная влажность –количество водяного пара, содержащегося в 1 куб. м воздуха. Измеряется в граммах. Относительная влажность воздуха — процентное отношение количества водяного пара, содержащегося в единице объема воздуха (упругости водяного пара), к наибольшему его количеству, которое может содержаться в единице объема воздуха (упругости насыщенного пара) при той же температуре.

Сводообразование –процесс образования свода над выпускным отверстием бункера, силоса, подвижного состава, характерный для насыпных и навалочных грузов. Образование свода происходит в результате зацепления движущихся частиц груза за частицы, находящиеся в состоянии покоя. Возникающие своды следует разделить на неустойчивые и статически неустойчивые своды.

Неустойчивые своды в процессе движения вышележащих слоев периодически разрушаются и появляются при всех видах истечения и в любом сечении емкости.

Выпускные отверстия бункеров, контейнеров составляют по площади лишь незначительную часть их сечения. В связи с этим поток при истечении назначенных грузов сужается, что стимулирует возрастание тормозящих импульсов, которые способствуют появлению сводов.

Читать еще:  Углы пластиковые для арочных откосов

Гигроскопичность –способность грузов легко поглощать или выделять влагу воздуха по различным причинам. Сухой гигроскопичный груз поглощает влагу до тех пор, пока его влажность сопоставляется с влажностью окружающей среды. Пониженная влажность окружающей среды приводит к выделению из груза влаги, к высыханию. Поглощение влаги вызывает гнилостные процессы в грузах органического происхождения, увеличивает слёживаемость сыпучих грузов. Высыхаемость приводит к пылению дисперсных грузов, потере технологических качеств.

Абразивность –способность грузов истирать соприкасающиеся с ними поверхности подвижного состава, погрузо-разгрузочных машин и сооружений. Абразивность зависит от твердости частиц груза, которая оценивается по шкале Мооса (тальк – 1, алмаз – 10). В зависимости от твердости частиц грузы бывают малоабразивные, среднеабразивные и высокоабразивные – свыше 5. При работе с абразивными грузами необходимо принимать меры к предотвращению пыления и попадания частиц продукта на трущиеся детали подвижного состава и погрузо-разгрузочных устройств.

Пылеёмкость – способность грузов легко поглощать пыль из окружающей атмосферы. Поглощение пыли приводит к порче материалов или вызывает необходимость очистки продукции от пыли перед употреблением в производстве.

Распыляемость – способность мельчайших частиц вещества образовывать с воздухом устойчивые взвеси и переносится воздушными потоками на значительные расстояния от места расположения груза. Пыль обладает повышенной способностью адсорбировать из окружающей среды газы, пары и радиоактивные вещества.

Сильное пыление грузов затрудняет работу людей, вызывает необходимость применения средств личной безопасности. Органическая и металлическая пыль в определенной концентрации способна к воспламенению и взрыву под действием любого внешнего источника огня.

Слеживаемость –способность отдельных частиц груза сцепляться, прилипать к стенкам подвижного состава, бункеров, силосов и друг к другу и образовывать достаточно прочную монолитную массу. Слеживаемость характерна для многих насыпных и навалочных грузов.

Основными причинами слеживаемости являются: спрессовывание частиц груза под давлением верхних слоев; кристаллизация солей из растворов и переход соединений вещества из одного состояния в другое; химические реакции в массе продукта. Слеживаемости подвержены: руды различных наименований; различные соли; торф; сахар; цемент и т.д. При выполнении погрузочно-разгрузочных и складских операций со слежавшимися грузами необходимо восстановить их сыпучесть.

Контрольные вопросы

1. Дайте определения основных физико-механических свойств насыпных грузов.

2. Какой естественный процесс вызывает устойчивый контакт насыпного груза со стенками емкости, в которых он находится?

3. Что такое гранулометрический состав насыпного груза?

4. Для каких целей определяют гранулометрический состав?

5. Как разделяются насыпные грузы по объемной массе или плотности?

6. От каких физических характеристик зависит плотность насыпных грузов?

7. Какой угол называется углом естественного откоса?

8. От каких физических характеристик насыпного груза зависит угол естественного откоса?

9. Как изменяется угол естественного откоса с изменением высоты падения?

Технология морских перевозок

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 15:57, реферат

Описание работы

1Совокупность свойств груза, определяющих условия и технику его перевозки, перегрузки и хранения, называется транспортной характеристикой груза. По своим физико-химическим свойствам грузы разделяют на две основные группы: скоропортящиеся и устойчиво сохраняющиеся. Грузы можно также разделить на группы по степени огнеопасности, ядовитости, радиоактивности, обладанию определенными агрессивными свойствами — пылящие, выделяющие газы и запахи, грузы, обладающие гигроскопичностью, и так далее. Кроме того, почти все грузы обладают специфическими, присущими им свойствами, определяющими требования, которые необходимо выполнять в процессе их морской перевозки. К основным свойствам навалочных грузов относятся следующие:

Работа содержит 1 файл

Технология морских перевозок.docx

Технология морских перевозок

1Совокупность свойств груза, определяющих условия и технику его перевозки, перегрузки и хранения, называется транспортной характеристикой груза. По своим физико-химическим свойствам грузы разделяют на две основные группы: скоропортящиеся и устойчиво сохраняющиеся. Грузы можно также разделить на группы по степени огнеопасности, ядовитости, радиоактивности, обладанию определенными агрессивными свойствами — пылящие, выделяющие газы и запахи, грузы, обладающие гигроскопичностью, и так далее. Кроме того, почти все грузы обладают специфическими, присущими им свойствами, определяющими требования, которые необходимо выполнять в процессе их морской перевозки. К основным свойствам навалочных грузов относятся следующие:

Угол естественного откоса, или угол покоя. Это угол между плоскостью основания штабеля и образующей, который зависит от рода и кондиционного состояния груза. Рыхлые и пористые навалочные грузы имеют больший угол покоя, чем твердые кусковые грузы. С увеличением влажности угол покоя растет. При длительном хранении многих навалочных грузов угол покоя за счет уплотнения и слеживаемости возрастает. Различают угол естественного откоса в покое и в движении. В покое угол естественного откоса на 10-18° больше, чем в движении (например, на ленте транспортера).

Гранулометрический состав для навалочных грузов указывается в запродажных контрактах и перевозочных документах. Ряд рудных грузов и углей делится на классы в зависимости от гранулометрического состава. Гранулометрический состав груза определяет возможность применения различных схем механизации погрузочно-разгрузочных работ. Усадка — уплотнение навалочных грузов вследствие перераспределения частиц груза в массе насыпи и сдавливания нижних слоев верхними. На усадку грузов оказывают влияние свойства груза, способ нагрузки, встряхивание судна на волне, вибрация корпуса судна, длительность и условия плавания. Усадка зерна в рейсе происходит от 2,5 и 8%, но иногда достигает 11%.

Сыпучесть свойства навалочных грузов, которые при наличии свободной поверхности под воздействием качки пересыпаются с одного борта на другой. В результате этого грузовое судно может получить опасный крен и перевернуться. Проведенные опыты показали, что пересыпание грузов происходит по законам, отличным от законов перетекания жидкости. В начальный момент крена в результате действия сил сцепления частиц поверхность груза остается неподвижной, но если крен достигает такого значения, при котором угол между поверхностью насыпки и горизонтом будет больше угла покоя на 8-10°, то масса груза быстро перемещается в сторону крена. Обратного перемещения может не быть, так как крен в противоположную сторону уменьшается за счет смещения центра тяжести судна в сторону пересыпающегося груза.

Погрузочный объем — объем, занимаемый 1 тонн груза в грузовом помещении. При морской перевозке зерновых грузов погрузочный объем является критерием, по которому грузы делятся на «тяжелые» — рожь, ячмень, пшеница, горох, рис и «легкие» — овес, арахис, льняное семя и подсолнух.

Влажность — важнейший показатель состояния груза, поскольку от нее зависит самонагревание, возможность и вероятность разжижения. Влажность гигроскопических грузов находится в прямой зависимости от относительной влажности воздуха. Повышенная влажность навалочных грузов приводит к потере провозной способности флота из-за увеличения их массы, а при перевозке зерна — к его порче. Нормальная влажность экспортного зерна — 11-14%. Зерно с влажностью 16% принимать к перевозке запрещено.

Самонагревание грузов растител ьного происхождения резко ухудшает их качество и, как правило, вызывается тремя причинами: биологическим процессом «дыхания», жизнедеятельностью микроорганизмов и вредителей. При перевозке зерна и ряда других продуктов сельского хозяйства (хлопка, льна, сена) температура груза в результате самонагревания может достигать 85-90 °С, что приводит к потере товарных качеств груза.

Самовозгорание — действие внутренних источников тепла (биологических и химических процессов), которые протекают в грузе. Самовозгоранию подвержены многие грузы растительного происхождения, зерновые, волокнистые, жиры, торф, каменные и бурые угли, древесный уголь, а также некоторые руды и рудные концентраты. При «дыхании» зерна, семян, овощей и фруктов поглощается кислород и выделяется углекислый газ. Энергия «дыхания» зависит от свойства груза, но особенно увеличивается с ростом температуры и влажности. Повышение температуры и влажности способствует развитию бактерий, а наличие бактерий в растительных грузах вызывает не только самонагревание, но и самовозгорание. Жизнедеятельность микроорганизмов приводит к дальнейшему нагреванию груза. Если груз обладает малой теплопроводностью, то выделяющаяся теплота накапливается и температура повышается. Микроорганизмы гибнут при температуре груза 70° и выше, но химические реакции между кислородом, воздухом и разлагающимися растительными грузами продолжаются. Это приводит к самовозгоранию или обугливанию груза. Для предотвращения самовозгорания зерновых грузов следует удалять выделяющиеся газы и тепло, что достигается постоянной вентиляцией трюмов. В процессе хранения иперевозки ископаемых углей происходит постоянное окисление углерода, что приводит к потере качества и уменьшению количества груза. Величина этих потерь зависит от марки, сорта угля и температуры хранения.

Читать еще:  Укрепление откосов мостов плитами

Самовозгоранию углей способствует аэрация штабеля, наличие внешних источников тепла, таких как солнечная радиация, нагревающиеся переборки и трубы, наличие посторонних примесей, смешение разных марок, сортов и партий груза. Очень малая и чрезмерно высокая влажность углей снижает их способность к самовозгоранию. В практике морских перевозок температура углей 40-45 °С считается уже опасной.

Слеживаемость — характеризуется прочным сцеплением частиц груза и максимальной плотностью. Это приводит к потере грузом свойств сыпучести. Слеживаемости подвержены в наибольшей мере концентраты руд, руды, селитра, соль поваренная, калийные и азотные удобрения, сульфат. Причинами слеживаемости являются: сцепление частиц груза от сдавливания при большой высоте укладки; кристаллизация солей из растворов и переход соединений вещества из одних модификаций в другие; химические реакции в грузах.

Степень слеживаемости зависит от размера, формы и характера поверхности частиц груза, наличия и свойств примесей, условий хранения груза, его влажности, гигроскопичности, характера воздействия внешней среды, длительности морской перевозки и высоты укладки. Грузы, подверженные слеживаемости, следует хранить в условиях, исключающих или уменьшающих влагопоглощение. Для защиты от взаимодействия с окружающей средой эти грузы следует упаковывать в плотную воздухо- и влагонепроницаемую тару. Таким свойством обладают полимерные пленки.

Смерзаемость — свойство груза при отрицательной температуре превращаться в сплошную массу и терять свою сыпучесть. Это свойство аналогично слеживаемости груза, и по результатам они идентичны. При смерзании также происходит слипание частиц груза и тем больше и сильнее, чем мельче и более шероховата поверхность частиц груза, больше его влажность и пористость. В наибольшей степени смерзаемости подвержены полезные ископаемые — рыхлые, пористые и мелкозернистые руды, серные и медные колчеданы, влажные угли, песок, соль, апатиты, фосфориты, бокситы, медные, железные, марганцевые, свинцовые, цинковые концентраты руд и ряд других грузов. Восстановление сыпучести грузов в портах производится рыхлением при помощи вибрационных машин и пневматических молотков.

Спекаемость — слипание частиц груза под воздействием изменения температуры. Спекаемости подвержены перевозящиеся навалом материалы, такие как пек, гудрон, асфальт, а также агломераты руд, поступающие в трюмы судов в горячем состоянии.

Процесс спекания схож с процессом слеживаемости. Спекаемость грузов при перевозке их навалом на обычных судах предотвратить нельзя, поэтому их следует перевозить в таре или на специализированных судах. Так, например, агломерат, который при морской перевозке спекается и покрывается коркой, перевозят в горячем состоянии. Для уменьшения влияния процесса спекаемости груза строятся специальные конструкции судов, позволяющие замедлить или предотвратить охлаждение груза в пути.

2.Подготовка судна к погрузке.

Суда для перевозки должны быть подготовлены заблаговременно к погрузке в соответствии с требованиями настоящих Правил, « Наставления по предотвращению загрязнения с судов», Международной конвенции МАРПОЛ

73/78 с дополнением 1992 г.

Подготовка судна состоит из следующих операций:

  • мойка, зачистка, пропаривание танков ( цистерн), очистки и мойки насосов,

фильтров, трубопроводов с удалением остатков груза и воды

  • проверка на водотечность клинкетов, кингстонов, трубопроводов в грузовых

танках ( цистернах), палубных сальников штоковыводов грузовых и зачистных

клинкетов, плотности закрытий крышек горловин, смотровых лючков, пробок

замерных трубок, исправности работы систем дистанционного и ручного управления клинкетами грузового и зачистного трубопроводов

  • просушка и дегазация танков (цистерн) и трубопроводов с удалением запаха

ранее перевозившегося груза и моющих средств

  • проверка состояния системы орошения палубы
  • проверка приспособлений для опломбирования горловин грузовых танков

(цистерн), клинкетов и кингстонов

  • проверка работы дыхательных клапанов газоотводной системы
  • проверка исправности системы и средств пожаротушения, средств индивидуальной защиты и техники безопасности

Подготовка судна к погрузке должна осуществляться по утвержденному

капитаном грузовому и технологическому планам для конкретного вида груза, в соответствии с требованиями РД «Мойка грузовых танков и топливных цистерн танкеров»

Грузовые танки ( цистерны) должны предъявляться представителю грузоотправителя ( фрахтователя) при открытых фильтрах и клинкетах грузовых магистралей и грузовых стояков с обязательным оформление акта пригодности ( сертификата) грузовых танков ( цистерн) под погрузку.

Если условиями договора перевозки ( чартером) не предусматривается

предъявление грузовых танков (цистерн) для инспекции представителю

грузоотправителя ( фрахтователя), то капитан судна обязан пригласить

опытного сюрвейера и получить от него заключение о пригодности грузовых танков ( цистерн) к погрузке.

Перед началом погрузки в присутствии представителя грузоотправителя должны быть обжаты и опломбированы клинкеты кингстонов и забортных

отливных клапанов в грузовом насосном отделении с составлением двустороннего акта и записью в судовом журнале.

Если условиями договора перевозки ( чартером) опломбирование не предусматривается, то капитан приглашает сюрвейера для опломбирования

кингстонов с оформлением сертификата с отметкой об этом в судовом журнале

Перед погрузкой необходимо проверить надежность открытия и закрытия клинкетов с ручным и дистанционным приводом, исправность действия системы автоматического замера уровня груза.

При приеме на судно двух и более видов грузов должно быть обеспечено их разделение не менее чем двумя клинкетами ( секущим и грузовым), а при наличии на магистрали только одного клинкета дополнительно устанавливается заглушка.

При подготовке судна к погрузке все операции по сливу балластных и моечных вод должны выполняться в соответствии с требованиями Международной

конвенции МАРПОЛ 73/78 с дополнением 1992 г.

Перевозка пищевых грузов наливом на судах, перевозивших ранее этилированные нефтепродукты, допускается при условии, что в трех рейсах,

предшествующих рейсу с пищевыми грузами, перевозились неэтилированные

нефтепродукты, нетоксичные масла.

Все операции по подготовке судна к погрузке отражаются в судовом журнале и

оформляются соответствующими актами.

3Основные международные документы, которые должны находиться на борту судна (перечень документов постоянно корректируется)

  • Международная конвенция по охране человеческой жизни на море 1974 (SOLAS-74).
  • Международная конвенция по предотвращению загрязнения с судов 1973, измененная Протоколом 1978 к ней (MARPOL- 73/78).
  • Международная конвенция о грузовой марке, 1966 (ILLC-66).
  • Международные правила предупреждения столкновений судов в море, 1972 (COLREG-72).
  • Международная конвенция о подготовке и дипломированию моряков и несении вахты, 1978/1995 (STCW-78/95).
  • Международный кодекс безопасной перевозки зерна насыпью.
  • Резолюция А.715 (17). Кодекс безопасной практики для судов, перевозящих лесные грузы на палубе.
  • Резолюция А.714 (17). Кодекс безопасной практики размещения и крепления груза.
  • Резолюция А. 434 (XI). Кодекс безопасной практики перевозки твердых навалочных грузов.
  • Резолюция А.716(17). Международный кодекс морской перевозки опасных грузов (IMDG Code).
  • Международный кодекс по спасательным средствам, с поправками (LSA Code).
  • Резолюция А.787 (19). Процедуры контроля судов государством порта.
  • Руководство по международному авиационному и морскому поиску и спасанию, том 3 (IAMSAR).
  • Международное руководство по судовой медицине.
  • Сборники резолюций IMO.
голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector