Stroi-doska.ru

Строй Доска
3 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Углы наклона откосов отвалов

Песковые отвалы подземной разработки россыпей

Способы укладки и внешние очертания Песковых отвалов во многом зависят от подъемного оборудования, используемого для их выдачи на поверхность. При вскрытии наклонными стволами и разработке мерзлых россыпей необходимо различать следующие способы отвалообразования: конусные отвалы при скиповом подъеме; плоские отвалы при конвейерном и скреперном подъеме с бульдозерной разгребкой; кольцевые отвалы при конвейерном подъеме с укладкой песков звеньевым отвалообразователем; секторные отвалы при выдаче песков автосамосвалами с бульдозерной разгребкой.

В первых трех способах отвалообразования отвалы размещают непосредственно около шахтного ствола, что предопределяет и расположение промывной установки. Вследствие этого не всегда удается расположить промывную установку в наивыгоднейшем месте.

При выдаче песков автосамосвалами представляется возможным расположить отвалы в местах, обеспечивающих наименьшие расходы на промывку, поскольку можно разместить отвалы вблизи источника водоснабжения и этим снизить затраты на подвод воды или около низины, в которую галечные и мелкозернистые отвалы хвостов могут быть уложены с наименьшими затратами и с наименьшим числом перестановок и разворотов промывной установки.

Конусные отвалы при скиповом подъеме образуются путем разгрузки песков из скипа в верхнюю часть отвала и наращивания верхнего конца рельсового пути (рис. 230, а). Угол наклона откоса, по которому проложен рельсовый путь, в = 28—30°, т. е. равен углу наклона ствола. Другие стороны отвала имеют углы естественного откоса мерзлых песков b = 39—43°. Теоретический объем отвала песков Wот, если не учитывать ширину площадки для рельсовых путей, подобен объему трехгранной пирамиды и половине кругового конуса и приближенно определяется уравнением

где h — высота отвала, м.

Образование отвала начинается с сооружения наклонной деревянной рамы (эстакады) длиной 10—12 м (см. рис. 230), по которой укладывают рельсовый путь. Подъемную лебедку располагают за отвалом на расстоянии 15—20 м от основания отвала, которого он достигнет при наибольшей своей высоте. Направляющий ролик подъемного каната укрепляют на раме в верхней части рельсового пути. Для облегчения наращивания рельсового пути в верхней его части устанавливают выдвижную металлическую раму, укладываемую на рельсовый путь и опирающуюся на раздвижную стойку и подъемный реечный домкрат. Поэтому при выдвижении рамы с помощью домкрата и воротка не нужно возводить дополнительные деревянные опоры. Кроме того, уменьшается время, затрачиваемое на наращивание пути, и снижаются общие затраты на обслуживание отвала. При отсутствии выдвижной головки для наращивания рельсового пути через 2—3 м на внешнем откосе отвала устанавливают деревянные рамы высотой 3—5 м, на которые укладывают рельсовый путь отрезками длиной 2,5—3,5 м. Расход леса на рамы 3—4 м3 на 1000 м3 песков. При наращивании рельсового пути следует учитывать осадку отвала, поэтому раму или шпалы устанавливают примерно на 20 см выше расчетного положения.

Работы на отвалах мерзлых песков выполняются бригадой подземных рабочих в между сменные перерывы или в конце смены, когда все основные работы по бурению и уборке песков закончены.

При конвейерном подъеме пески укладывают в отвалы бульдозером или звеньевым отвалообразователем. На рис. 231, а изображена укладка песков в плоские отвалы с бульдозерной разгребкой. Пески разгребают с наименьшим расстоянием перемещения и отвалу придают очертания сектора с горизонтальной или приподнятой поверхностью, допустимой для перемещения бульдозера. Поскольку свободное пространство под верхним концом конвейера небольшое, необходима постоянная разгребка, и работа шахты во многом зависит от бесперебойной работы бульдозера. Этот способ имеет наиболее простую технологию укладки, но приходится использовать бульдозер, поэтому укладка стоит относительно дорого, особенно при небольшой производительности шахты. При горизонтальном основании и поверхности отвала средняя его часть по внешним очертаниям представляет параллелепипед с секторным основанием, а наружная часть имеет форму трехгранной призмы.

Теоретический объем отвала определяется уравнением

где R — радиус отсыпки пород, м;

h — высота отвала, м;

ф — угол разгребки песков в отвале, град;

b — угол откоса песков в отвале, град.

На рис. 231, б представлен способ укладки песков в кольцевые отвалы с помощью стандартного звеньевого отвалообразователя. Технология укладки песков тождественна укладке галечных отвалов, и объемы и размеры отвалов устанавливают по предложенным ранее уравнениям. Стоимость укладки этим способом в теплое время года дешевле.

На рис. 231, в изображен отвал, образуемый автосамосвалами. При этом способе имеются широкие возможности выбора наивыгоднейшего места расположения Песковых отвалов без заметного увеличения транспортных расходов. Когда пески из шахты выдают автосамосвалами, отвал обычно приобретает очертания сектора, а поверхности придают подъем не более 0,1—0,12. Радиус сектора должен быть достаточным, чтобы автосамосвал смог разворачиваться на отвале. Вначале отвал отсыпают слоями, пока не достигнут высоты 6—8 м, после чего переходят на отсыпку под откос. Во избежание сползания автосамосвалов разгрузку производят, не доезжая откоса на 3—4 м, образуя вал, который в последующем сбрасывают под откос бульдозером. Объем планировочных работ небольшой, и бульдозер используют в течение 1 ч в смену или половины смены через 2—4 дня.

Укладывать пески в отвалы автосамосвалами начали также при скреперном подъеме на небольших шахтах с запасами 10—12 тыс. м3. В этом случае при длине шахтного поля 750 м, на котором было пройдено 7 стволов, пески скрепером подавали из ствола на разгрузочный полок, под который подходил для погрузки автосамосвал. На строительство полка расходовалось 2,5 м3 леса. Пески доставляли в один общий отвал емкостью 60 тыс. м3. Промывали пески, не переставляя промывной установки. Перевозка песков в автосамосвалах стоит в 40—50 ком/м3 на 1 км.

Для ускорения оттайки мерзлых песков в летнее время конусные отвалы необходимо разваловать в плоские отвалы. К разваловке приступают в конце зимы или ранней весной до начала смерзания песков. Разваловку начинают с образования на вершине отвала площадки диаметром около 8 м с помощью взрывных работ. Дальнейшую разваловку производят бульдозером, который сначала по наиболее пологой боковой поверхности отвала образует въезд от основания отвала к верхней площадке. Объем работ по разваловке отвала зависит от необходимой площади плоского отвала, которая должна быть достаточной для оттайки на поверхности отвала, объема песков, соответствующего суточной производительности промывной установки. Глубина оттаивания песков с поверхности отвалов в сутки в 1,5—2 раза превышает глубину оттайки на целиковых площадях, и для центральных районов Колымы составляет 15 см.

Читать еще:  Сделать откосы входной двери монтажной пеной

Во время разваловки конусного отвала неизбежна перевалка песков, причем объем перевалки зависит от высоты плоского отвала. Для песков небольшой влажности и при отсутствии валунов наиболее выгодны отвалы высотой h = 8 м. Для глинисто-илистых песков с повышенной льдистостью высоту отвала принимают не более 4 м, ввиду того что после оттайки они переувлажняются и при большой высоте отвала затрудняется равномерная подача их в бункер. Большая высота неудобна и для валунистых песков, поскольку крупные валуны скатываются к бункеру, вызывая поломки и простои оборудования.

При разваловке отвалу целесообразно придавать такую форму (рис. 232), чтобы сумма произведений объема плоского отвала на расстояние доставки и объема разваловки 1; 2; 3 (рис. 232) на расстояние перемещения при разваловке была наименьшей.

Расчет устойчивости бортов, уступов и отвалов карьеров

Обязательным элементом определения параметров откосов карьеров является оценка их устойчивости. Под устойчи­востью любого откоса (борта, уступа, отвала) карьера по­нимается его способность сохранять в течение времени эксплуа­тации установленные проектом геометрические параметры и форму при воздействии внутренних и внешних сил. К геомет­рическим параметрам, определяющим устойчивость бортов, уступов и отвалов, относят высоту и угол наклона поверхности откоса. Задача расчета устойчивости заключается в определе­нии или оптимального угла наклона откоса при установленной технико-экономическим расчетом его высоте, или, наоборот, вы­соты откоса при условии, что угол его наклона, например, от­вала задается, исходя из технологии формирования откоса. Методы расчета устраняют такие виды нарушений устойчиво­сти как оползни и обрушения.

Из всех известных методов расчета устойчивости откосов наиболее широко применяются инженерные методы, основан­ные на предельном равновесии прибортового массива по потен­циальным поверхностям скольжения, построенным тем или иным способом, рис. 4.3

Рис. 4.3 Схема построения потенциальной поверхности скольжения в однородном прибортовом массиве

К ним относятся:

а) расчет однородного борта по круглоцилиндрической поверхности скольжения;

б) алге­браическое сложение сил по потенциальной поверхности сколь­жения;

в) метод многоугольника сил.

Расчет параметров устойчивости однородных бортов карьеров основан на том, что предельно напряженный прибортовой клин АВСDЕ (рис. 163) ограничен в мас­сиве потенциальной поверх­ностью скольжения, которая делится на три части: верти­кальная плоскость отрыва СD, вычисляемая по формуле (VI.6.3); наклонная площадка скольжения ЕD, отклоняющаяся от вертикали на угол = 45°—р/2; круглоцилиндрическая поверхность скольжения АЕ, пересекающая основание откоса под углом к его плоскости. По характерным участкам борта карьера вкрест простира­ния его строят детальные инженерно-геологические разрезы, на которых должны быть выделены слои или группы слоев пород с различными показателями сопротивления сдвига рi, и Ki и трещиноватости. Исходя из опыта эксплуатации карьеров с аналогичными горно-геологическими условиями, задаются приближенным значением угла наклона борта , под которым строят поверхность откоса АВ. Для построения потенциальной поверхности скольжения вычисляют ширину призмы возмож­ного обрушения и глубину вертикальной трещины отрыва H90. Ширину призмы возможного обрушения вычисляют по фор­муле

(VI.6.4)

В формулах (VI.6.3), (VI.6.4) в качестве р и К принимаются средние их значения. В том случае, когда сцепление пород оп­ределялось в образцах, сцепление их в массиве Км опреде­ляют по формуле

(VI.6.5)

где К — сцепление породы в образце, Па; а — коэффициент, зависящий от прочности пород и характера трещиноватости; W— интенсивность трещиноватости, обратно пропорциональ­ная среднему расстоянию между трещинами l, м. От точек F и D под углом к вертикали проводят плоскости скольжения до пересечения с точкой Е. В точке А под углом к поверхности откоса проводят касательную к поверхности скольжения. Пер­пендикуляры ОА и ОЕ к прямой аа и DЕ — радиусы кругло-цилиндрической поверхности скольжения, а точка О — центр окружности. После построения потенциальной поверхности скольжения СDЕА вычисляют средние весовые характеристики сопротивления сдвигу пород по поверхности скольжения:

(VI.6.6)

где Кi и рi— — сцепление и угол внутреннего трения отдельных слоев пород, Па, и угл. градус; li — длина линии скольжения по отдельным слоям, м; — нормальное напряжение в середине каждого слоя, вычисляемое по формуле:

где — средний наклон поверхности скольжения в отдельных слоях (наклон касательной к поверхности скольжения в сере­дине слоя), угл. градус.

Влияние погрешностей определения прочностных характери­стик пород, методики расчета, влияния динамических нагрузок при массовых взрывах, снижения прочности пород с течением времени в расчетах параметров борта учитывают посредством коэффициента запаса, на величину которого снижают характе­ристики сопротивления сдвигу пород. С учетом назначения от­коса, срока службы, коэффициента запаса, n принимают от 1,1 до 1,5. Характеристики сопротивления сдвигу пород, уменьшенные на величину коэффициента запаса, называют расчет­ными.

Углы наклона откосов отвалов

Внешние породные отвалы являются источниками экологической опасности, так как при их эксплуатации в атмосферу выбрасывается большой объем породной пыли, а наличие во вскрыше углесодержащих пород приводит к образованию эндогенных пожаров и, как следствие, выбросу в атмосферу окиси углерода и азота. Единственной альтернативой сложившейся ситуации является формирование внутренних породных отвалов, которое позволяет исключить целый ряд негативных явлений. Так исключается изъятие земель под внешние породные отвалы; за счет расположения ниже уровня земной поверхности значительно снижаются выбросы пыли в атмосферу при эксплуатации внутренних отвалов; меньшая, по сравнению с внешними отвалами, площадь открытых поверхностей при одинаковых объемах складирования, позволяет значительно уменьшить вероятность эндогенных пожаров. При этом существенно снижается себестоимость добываемой продукции за счет сокращения пути транспортирования вскрышных пород и улучшается экологическая ситуация в районе разрабатываемых месторождений, а технологический процесс отвалообразования фактически совмещается с этапом технической рекультивации.

Читать еще:  Угол естественного откоса соевого шрота

Проектом «Реконструкция разреза «Северный» с увеличением мощности с 10 до 18 млн тонн в год», разработанным ТОО «Карагандагипрошахт и К» [1], было предусмотрено начиная с 2013 года формирование постоянного внутреннего отвала в северной замковой части разреза на границе участков 1 и 4. В случае наклонного залегания пласта (а в замковой части разреза «Северный» на верхних горизонтах углы падения пласта достигают 30–35 °) возникает проблема обеспечения устойчивости внутренних отвалов, которые формируются на слабом наклонном основании – почве отработанного угольного пласта.

Устойчивость внутренних отвалов представляет собой достаточно новое и малоизученное направление геомеханики открытых горных работ. Основная проблема здесь заключается в неопределенности прочностных параметров формируемого при отсыпке вскрыши техногенного контакта «стационарный борт – отвал», который имеет следующие особенности:

1. Основание отвала представляет собой почву отработанного угольного пласта, представленного выветрелыми и окисленными углесодержащими породами, мощностью от 3–5 до 15–20 метров.

2. Сопротивление сдвигу по контакту существенным образом зависит от влажности. В период увеличения влажности (сезон дождей, таяние снегов) общее сопротивление сдвигу по контакту может снижаться в 2–3 раза. Поэтому при расчетах и проектировании необходимо учитывать сезонную обводненность основания.

3. Высокая прочность наклонных участков борта (основания) может служить негативным фактором, отрицательно влияющим на устойчивость формируемого отвала, так как она не позволяет сформировать структурные связи между основанием и отвальным массивом.

4. При анализе устойчивости проектных контуров следует учитывать, что расчетная прочность контакта не может превысить собственную прочность отвального массива.

5. Прочность углесодержащих пород в результате процессов окисления существенно снижается во времени, что требует проведения дополнительных исследований.

Расчеты устойчивости отвалов на наклонном основании должны производиться с введением коэффициентов запаса, учитывающих сейсмические воздействия от ведения в карьере БВР.

Ввиду мульдообразного залегания пласта наиболее сложными участками являются верхние горизонты в районе выходов пластов под наносы, где резко увеличивается угол падения пласта (до 30–35 °). Обеспечение устойчивости формируемого внутреннего отвала на верхних горизонтах невозможно без создания призмы упора на нижележащих горизонтах.

Средние прочностные характеристики пород в отвалах и по контакту угольного пласта 3 были определены Казахским филиалом ВНИМИ [2, 3] и имеют следующие значения:

1) в отвале: объемный вес g = 1,66 тн/м3; угол внутреннего трения r = 31 °;

сцепление k = 35,0 кПа при естественной влажности W = 14,8 %.

2) по почве угольного пласта 3: объемный вес g = 2,09 тн/м3;

– при естественной влажности r = 18º; k = 20,0 кПа;

– при повышенной влажности r = 12º; k = 10,0 кПа;

Нормативные прочностные характеристики пород:

– отвала g = 1,66 тн/м3; k = 3,5 тн/м2, r = 31 °, tgρ = 0,601;

– основания: g’ = 2,09 тн/м3, r’ = 18 °, tgρ’ = 0,325; k’ = 2,0 тн/м2 (естественная влажность); r’ = 12 °, tgρ’ = 0,213; k’ = 1,0 тн/м2 (повышенная влажность).

С учетом длительного срока службы отвалов, в соответствии с «Правилами обеспечения устойчивости бортов на угольных разрезах» [4], в нормативные характеристики вводим коэффициент запаса nз = 1,3.

Тогда расчетные прочностные характеристики пород:

Отвала ρр = 24,8 °; tgρр = 0,462; kр = 2,7 тн/м2;

основания ; ; k’ = 1,54 тн/м2;

– увлажненного основания ; ; k’ = 0,77 тн/м2.

По данным исследований, выполненных на месторождениях Казахстана [5], сцепление полускальных пород в теле отвала изменяется в достаточно широких пределах: от 10–12 до 35–40 кПа.

Выполним расчеты предельной высоты откоса на слабом наклонном основании [6] при переменных углах наклона контакта от 0 ° до 12 °, результаты которых, приведены в табл. 1.

Отвалообразование. Классификация отвалов. Отвалообразование драглайнами. Устойчивость отвалов.

Часть горного отвода, где размещаются вскрышные породы или некондиционные полезные ископаемые, называется отвалом.

Технологический процесс укладки вскрышных пород или некондиционных полезных ископаемых с помощью средств механизации называется отвалообразованием.

Отвалы в комплексе с техническими устройствами, средствами механизации и автоматизации производственных процессов отвалообразования составляют отвальное хозяйство горного или промышленного предприятия.

В общем комплексе горных работ отвальное хозяйство является одним из важных факторов в обеспечении бесперебойной работы горного и транспортного оборудования.

В настоящее время расходы на отвалообразование составляют до 15% себестоимости одной тонны полезного ископаемого. Отвальные работы характеризуются значительной трудоемкостью и относительно высокой стоимостью работ. Поэтому правильно выбранный способ отвалообразования имеет, как и другие технологические процессы (отбойка, экскавация, транспорт), существенное значение для организации высокопроизводительной и бесперебойной работы предприятия.

Экономичность и трудоемкость вскрышных работ в значительной степени зависят от способа перемещения пород в отвалы, а также от их расположения. При соответствующих горногеологических условиях отвалы могут быть расположены в выработанном пространстве или за пределами его. При расположении отвалов в выработанном пространстве перемещение вскрышных пород производиться непосредственно экскаваторами и транспортными средствами, которые могут быть представлены железнодорожным, автомобильным транспортом, специальным конвейерными установками или средствами гидромеханизации.

В настоящее время принята следующая классификация отвалов.

По территориальному расположению:

Внешние отвалы, внутренние отвалы (расположенные внутри карьерной выработки), смешанные отвалы.

По способу механизации отвальных работ:

Плужные отвалы, экскаваторные отвалы, бульдозерные отвалы, гидромеханизированные отвалы.

Отвал может организовываться как на новом месте, так и с помощью увеличения количества ярусов действующего отвала

Многоярусные отвалы, состоящие из нескольких отвальных горизонтов, создают в гористой местности, а также при отсутствии резервных площадей. Переход на многоярусные отвалы в равнинной местности сопровождается уменьшением расстояния транспортирования вскрышных пород на отвалы с одновременным увеличением уклона транспортных коммуникаций. Поэтому при выборе высоты и ярусности отвалов необходимо производить технико-экономический анализ и определять оптимальную высоту отвала (а не максимальную, допустимую по условию устойчивости) с учетом расстояния транспортирования, уклона отвальных путей, шага переукладки, стоимости земельного отвода и других факторов.

Читать еще:  Как правильно отмерить откосы

Отвалообразование пустых пород драглайнами осуществляют при разработке горизонтальных и пологопадающих пластообразных и россыпных месторождений. Драглайн, объединяя в себе функции выемочной и отвалообразующей машины, перемещает горные породы и укладывает их во внутренний отвал полосой, равной ширине заходки. При большой мощности вскрыши и достаточной устойчивости пород в отвале применяют отвалообразование с переэкскавацией драглайном части перемещённых первоначально в отвал пород во 2-й ярус.

Отвалообразование с помощью консольного отвалообразователя в выработанное пространство производится полосами шириной, равной ширине заходки экскаватора. Выполняется в процессе цикличного перемещения отвалообразователя по фронту вслед за экскаватором и отсыпки отвала внутри заходки по радиусу. Отвалообразование мягких и крепких горных пород на внешних отвалах этими же машинами производится 2 ярусами (сначала в нижнем, затем в верхнем) при перемещении вдоль отвального конвейера.

Отвалообразование с помощью транспортно-отвального моста осуществляется в выработанное пространство при разработке горизонтальных пластообразных залежей. Породу в отвал укладывают параллельными фронту работ полосами шириной, равной шагу передвижки транспортно-отвального моста вкрест простирания фронта работ. При неустойчивых горных породах предусматривается отвалообразование с предотвалом, а при большой длине моста — с предотвалом, уплотнённым специальным устройством для расположения на нём отвальной опоры моста.

Отвалообразование абзетцерами (многоковшовые цепные экскаваторы), которые экскавируют разгруженную в траншею породу и укладывают её сначала в нижний ярус, затем в верхний, применяется при перевозке мягкой вскрыши железнодорожным транспортом на внутренние и внешние отвалы.

При использовании для разработки горных пород средств гидромеханизации отвалообразование пустых пород производится на внешних, расположенных в пониженных местах и ограждённых дамбой, гидроотвалах. При доставке горных пород на гидроотвал колёсным транспортом отвалообразование осуществляется смывом её с откоса из специальной накопительной ёмкости или насыщением породы водой на откосе с последующим стеканием пульпы в гидроотвал.

Отвалообразование крепких горных пород одноковшовыми экскаваторами при разработке горизонтальных и пологопадающих залежей производится в выработанное пространство (аналогично отвалообразование мягких горных пород), а при разработке наклонных и крутопадающих залежей — на внешние отвалы. При этом порода, доставляемая железнодорожным транспортом, разгружается в специально подготовленное самим экскаватором углубление, откуда экскаватор перемещает её сначала в нижний, а затем в верхний ярус. Развитие отвала при доставке вскрыши железнодорожным транспортом может быть веерным, параллельным или криволинейным. Отвалообразование отвальным плугом и бульдозером осуществляется сталкиванием под откос отвала доставленной и разгруженной породы.

Расходы на отвалообразование составляют 12-15% себестоимости вскрыши на угольных разрезах, до 15% себестоимости 1 т полезных ископаемых на железорудных карьерах.

Для уменьшения площади отчуждаемых земель отвалообразование ведётся до максимально возможных высот отвалов. Технология отвалообразования обычно предусматривает возможность и эффективность последующей рекультивации поверхности, нарушенной горными работами.

Расчёт устойчивости отвалов.

Устойчивость отвала во многом зависит от основания, на котором он расположен. Различают основания прочные (устойчивые), слабые и слоистые.

Отвалы крепких (скальных и полускальных) пород, не размокающих под влиянием воды, расположенные на прочном горизонтальном или пологом основании, могут достигать практически любой высоты. Углы естественного откоса в этих отвалах принимают равными в среднем 34—36°. При этом опыт показывает, что отвалы крепких пород с остроугольными кусками сохраняют устойчивость и при углах откосов 40—45°.

Отвалы рыхлых пород (глин, суглинков, глинистых песков и др.) допускают углы откоса, равные углам естественного откоса, только до определенной высоты. С увеличением высоты отвалов возрастает давление на отдельные куски породы, наиболее слабые из которых разрушаются и заполняют макропоры, приводя к уплотнению отвалов и их оседанию. Этот процесс длится до тех пор, пока массив отвала не достигает состояния, близкого к двухфазному (породы—вода), при котором дальнейшее уплотнение может происходить лишь за счет отжима воды из области высоких напряжений в область более низких напряжений. Развивающееся при этом поровое давление снижает силы трения, что в определенных условиях (как правило, при достижении напоров по наиболее слабой поверхности, равных 4—5% от значений нормальных напряжений) приводит к возникновению оползня.

Поскольку рыхлые породы в отвалах не могут характеризоваться постоянными значениями j и tо, сопротивление сдвигу этих пород необходимо определять в лабораторных условиях при различных нагрузках и естественной влажности, не допуская отжима воды. По результатам этих испытаний строят паспорта прочности пород, которые используют при расчете оптимального профиля отвала.

В основе расчетов устойчивости отвалов положены те же принципы, которые используются при оценке устойчивости уступов и бортов карьеров, также сравнивают величины удерживающих и сдвигающих нагрузок по потенциальным поверхностям скольжения, определяют коэффициенты запаса по каждой из поверхностей скольжения. Исходя из этих расчётов выбирают высоту отдельных ярусов отвала, общую высоту отвала и угол наклона его откосов.

Ориентировочные значения углов наклона откосов отвалов и ярусов, полученные на основании обобщения опыта отсыпки отвалов в различных условиях приведены в табл. 22.2.

Ориентировочные значения углов наклона откоса отвалов и ярусов.

Углы наклона откосов, градус.

Высоту отвалов твёрдых пород, отсыпаемых на наклонном слоистом основании принципиально определяют также, как и в предыдущих случаях, но при этом дополнительно учитывают углы наклона слоёв основания отвала.

Особую проблему представляет устойчивость отвалов на крутых склонах. Такие отвалы создают при разработке нагорных карьеров. Крутизна склонов, на которых размещают отвалы пород, достигает иногда 70—80°, т. е. значительно превышает угол естественного откоса пород. Высота же таких отвалов достигает подчас сотен метров, поскольку в условиях гористого рельефа достаточные площадки для размещения отвалов находить весьма сложно. В подобных случаях устойчивость отвалов рассчитывают по специальным методикам с учётом специфики конкретных условий, а отсыпку отвалов ведут под контролем постоянных инструментальных и визуальных наблюдений за деформациями отвалов и смещениями площадок для определения критических скоростей их деформирования.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector