Stroi-doska.ru

Строй Доска
5 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Телескопические лотки по откосу насыпи

Водоотводные сооружения

Осадки, выпадающие на поверхность земли в виде дождей, частично испаряются, а частично стекают с повышенных мест рельефа земной поверхности к пониженным, образуя так называемый сток.

Направление стекания воды определяется скатом, т.е. уклоном местности. На земной поверхности существуют такие линии, проходящие по повышенным местам, от которых местность понижается в обе стороны (пример таких линий — горные хребты). Эти линии называются водораздельными, или водоразделами.

Поверхностный сток начинается непосредственно от водораздельных линий. По мере слияния отдельных струек, сбегающих по смежным склонам, вода концентрируется на линии пересечения этих склонов, называемой тальвегом, и далее стекает уже по нему небольшим ручьем. В результате слияния нескольких таких ручьев сначала образуются небольшие речки, которые, в свою очередь, объединяются потом в значительные водотоки — реки, протекающие подлинным и относительно узким углублениям земной поверхности, называемым речными долинами.

Часть поверхности земли, ограниченная водораздельной линией и пересекающей тальвег дорогой, представляет собой водосборную площадь (бассейн), с которой стекающая вода собирается в водоток (ручей или реку), который должен быть пропущен под дорогой, чтобы она не служила плотиной, препятствующей стоку по тальвегу, и сама не подтапливалась этой водой. Участок трассы, по которой дорога пересекает тальвег, называется замыкающим створом (рис. 4.3).

Система поверхностного дорожного водоотвода предназначена для предотвращения переувлажнения земляного полотна, перехвата и отвода воды, поступающей к земляному полотну, или для прекращения ее доступа в верхнюю часть земляного полотна.

Поверхностные воды отводятся в пониженные места рельефа, лога, овраги, водотоки, входные и выходные русла водопропускных сооружений.

Для отвода поверхностных вод предусматривают следующие конструктивные решения (рис. 4.4):

• поперечному профилю земляного полотна и дорожной одежды придают выпуклое очертание;

• устраивают боковые канавы (кюветы), а в некоторых случаях используют для отвода воды резервы и закладывают испарительные бассейны;

• роют водоотводные канавы для отвода воды в сторону от земляного полотна;

• устраивают нагорные канавы, перехватывающие воду, которая поступает по склону местности к дороге;

• строят мосты, трубы для пропуска водотоков и воды из боковых канав под земляным полотном.

Водоотводные устройства размещаются в придорожной полосе; при этом расстояние от наружной бровки откоса водосточной канавы, резерва или кювета до границы полосы отвода должно быть не менее 1 м.

При необеспеченном отводе поверхностной воды и возможности ее длительного застоя вблизи дороги обеспечивают также возвышение низа конструкции дорожной одежды над поверхностью земли или уровнем длительного стояния грунтовых вод, чтобы капиллярное поднятие не достигало верхних слоев земляного полотна.

Обочинам придают больший поперечный уклон, чем поверхности покрытия.

В зависимости от вида грунта земляного полотна и типа покрытия обочины устраивают с уклоном на 20 % больше, чем покрытие, так как на их поверхности могут формироваться неровности, вызванные заездом автомобилей в неблагоприятную погоду, а застой воды на грунте обычно приводит к переувлажнению земляного полотна.


Боковые канавы (кюветы) устраивают в выемках и у насыпей. В лесистой местности односторонние боковые канавы необходимо предусматривать при любой высоте насыпи, если поперечный уклон к дороге более 2 %.

При водонепроницаемых грунтах и недостаточно удовлетворительных условиях поверхностного стока боковым канавам придают трапецеидальные сечения с шириной по дну 0,4. 0,5 м и глубиной до 0,7. 0,8 м. Откосам канав в выемках придают заложение 1:1,5, а у насыпей внутренний откос канав устраивают с заложением 1:3.

При возведении земляного полотна в сухих местах с обеспеченным стоком поверхностных вод, когда грунтовые воды расположены глубоко, боковые канавы устраивают треугольного сечения глубиной не менее 30 см. Крутизна откосов лотков 1:3 обеспечивает автомобилям возможность съезда в случае необходимости с дороги при высоте насыпи до 20 м.

При водопроницаемых песчаных, щебенистых грунтах, обеспечивающих быстрое впитывание воды в любое время года, канавы не устраивают.

В выемках, расположенных в гравелистых, щебенистых и слабых, легко выветривающихся скальных породах, устраивают трапецеидальные канавы глубиной не менее 0,3 м с откосами 1:1. В прочном скальном грунте делают треугольные лотки глубиной не менее 0,3 м с внутренним откосом 1:3 и внешним откосом (1:1). (1:0,5), в зависимости от вида грунта.

Нагорные канавы служат для перехвата воды, стекающей по косогору к дороге, и для отвода ее к ближайшим искусственным сооружениям, в резервы и пониженные места.

Нагорным канавам придают трапецеидальное поперечное сечение, размеры которого обосновываются гидравлическим расчетом. На косогорах с уклоном менее 1:5 грунт из нагорных канав используют для устройства невысокого валика (банкета) между выемкой и нагорной канавой. Банкет немного повышает безопасность дороги от затопления при переполнении нагорной канавы.

В степной равнинной местности, когда невозможно отвести воду от дороги по боковым водоотводным канавам в естественные понижения местности, устраивают в стороне от дороги испарительные бассейны.

Емкость одного испарительного бассейна не должна превышать 200. 300 м3, глубина — 1,5 м, а уровень воды должен быть на 0,6 м ниже отметки бровки земляного полотна.

Все водоотводные канавы, кроме совмещенных с резервами и боковыми канавами в выемках, должны быть вырыты до начала земляных работ, чтобы предохранять земляное полотно от переувлажнения поверхностными водами с самого начала его строительства. Боковые канавы в выемках устраивают сразу после окончания их разработки. Грунт при разработке канав в выемке вывозят за ее пределы. При этом могут быть применены следующие варианты технологии работ:

• грунт в кювете разрабатывается экскаватором с погрузкой в автомобили-самосвалы;

• грунт в канаве разрабатывается автогрейдером или экскаватором и укладывается на земляное полотно выемки, затем бульдозер перемещает его в соседнюю насыпь;

• грунт разрабатывается экскаватором и укладывается на закюветную полку с последующей планировкой и уплотнением.

Для устройства водоотводных канав применяют различные средства механизации, выбираемые в зависимости от объема и глубины канав.

Располагать трассу канав и лотков необходимо с учетом условий их гидравлической работы по сбору, отводу и сбросу поверхностных вод, притекающих к дороге, а также обеспечения наименьшей длины канавы и строительных затрат.

Длина и конфигурация водоотводов на участках примыкания к действующим водотокам определяются следующим условием: угол между направлением канавы и направлением течения воды в водотоке не должен превышать 45°.

Для канав, не имеющих укрепления и не покрытых растительностью, минимальная допустимая скорость течения воды по условиям предотвращения заиливания канав составляет 0,25. 0,30 м/с.

Расстояние между низовой бровкой нагорной канавы и бровкой выемки должно быть не менее 5 м, а при расположении выемки в лёссах и лёссовидных грунтах бровка нагорной канавы должна отстоять от бровки выемки на расстоянии не менее 10 м.

Укрепление водоотводных и нагорных канав осуществляется в зависимости от гидрологических и грунтовых условий:

• растительным грунтом с засевом трав;

• сборными бетонными плитами;

• решетчатыми конструкциями с заполнением ячеек каменной наброской.

При продольных уклонах водоотводных сооружений, вызывающих скорости течения больше допустимых для заданных грунтов и типов укреплений, следует предусматривать водогасящие устройства:

• быстротоки с водобойными колодцами;

Монолитные и сборные железобетонные быстротоки целесообразны на крутых спусках, в местах выхода водоотводных канав в овраги, суходолы и другие пониженные места.

Гасители энергии выполняются в виде водобойных колодцев, уступов, стенок.

Перепады устраиваются для снижения скорости течения воды в кюветах, канавах, резервах, подводящих и отводящих руслах. Ориентировочно тип укрепления канав назначается в соответствии с табл. 4.3.

Сборный быстроток из железобетонных телескопических лотков применяют при уклонах местности 50. 300 % и расходах воды от 0,3 до 1,5 м3/с. Отвод воды с поверхности дорог обеспечивается продольными прикромочными сборными или монолитными лотками; поперечный сброс с откосов насыпи — телескопическими лотками. Во избежание размывов кромки телескопических лотков должны находиться на одном уровне с поверхностью откоса (рис. 4.5. 4.7).

Читать еще:  Расчет откосов траншеи снип

Торкрет-бетон используется для укрепления поверхности откосов и дна водоотводных сооружений в благоприятных грунтовых и климатических условиях при скорости течения воды не более 3,5 м/с и уклонах местности 20. 50 %.

Применение торкрет-бетона в районах распространения пылеватых и лёссовидных суглинков, обводненных или с повышенной влажностью пучинистых, засоленных и малоустойчивых грунтов, на оползневых участках, а также в условиях сурового климата и агрессивной среды по отношению к бетону не допускается.

Лоток телескопический Б 6

ПараметрЗначение
длина520 мм
ширина, B540 мм
ширина, B1410 мм
высота, H250 мм
высота, H1200 мм
вес54 кг
серия3.503.1-66
Норма погрузки на машину (20 тн)370
Вагонная норма погрузки864

Краткая информация

Телескопические лотки Б 6 Серия 3.503.1-66 – это изделия из железобетона, которые представляют собой лоток, предназначенный для отвода воды в дорожно-мостовых конструкциях. Выступы блоков в конструкции телескопических лотков способствуют частичному гашению энергии потока воды. Наиболее часто телескопические лотки Б 6 используются для благоустройства территорий вдоль автомобильных дорог. Данный тип лотков предназначен для отвода воды с возвышенностей и искусственных насыпей. Телескопические лотки широко используются и на федеральных трассах. Лотки телескопические монтируются совместно с блоками упора. Блоки упоров к лоткам делятся на два вида. Телескопический лоток Б-6 предусматривает блок упора Б-9, а телескопический лоток Б-7 используется совместно с блоком упора Б-9а, который имеет увеличенный размер по ширине.

В зависимости от целей и назначения могут быть спроектированы и произведены лотки любой модификации, ширины, длины, высоты, и ширины, с различного вида технологическими отверстиями.

Производство

Телескопические лотки Б 6 изготавливают из тяжелого бетона. Бетон, из которого изготовлен лоток, обладает высокой степенью стойкости к влаге и агрессивному воздействию химических веществ. Достигается это благодаря применению полимербетонов, обладающих высокой степенью износо- и водостойкости, которые препятствуют быстрому разрушению гидротехнических конструкций под агрессивным воздействием потоков ливневых вод с взвешенным песком. Для того, чтобы придать лоткам дополнительную прочность производят армирование конструкции. Армирование осуществляют с помощью стальной стержневой арматуры. Во избежание образования ржавчины арматурные изделия обязательным образом обрабатываются специальными веществами, защищающими арматуру от коррозии.

Контроль качества

К качеству изготовления телескопических лотков предъявляются высокие требования и стандарты. Блоки лотков не должны содержать широких трещин, раковин, искривлений и сколов бетона. Не должно быть участков обнажения арматуры.

Монтаж

Установка лотков телескопических Б 6 производиться только на уплотненные откосы земляного полотна. Телескопические лотки устанавливаются на автодороге через определенные расстояния, которые обозначены проектом

До начала устройства телескопических лотков производят работы по разбивке и колышками обозначают контуры котлованов или траншеи. Траншея под телескопический лоток быстротока вырывается экскаватором. На самом дне котлована разбивают положение для блока упора. Траншеи под блок упораотрывают на 15-20 см шире положенного.

После окончания подготовительных работ производят устройство щебененого слоя — 10 см, распределяя по поверхности и выравнивая. Затем щебень уплотняют. Блок упора устанавливают краном. После установки блоков упора пазухи засыпают грунтом, тщательно его утрамбовывают, швы заполняют цементным раствором и расшивают.

Телескопический лоток быстротока начинают монтировать снизу от блока упора с помощью крана. Самый первый лоток стропят за монтажные петли и подают автокраном к траншее. Затем лоток телескопический опускают и подводят к блоку упора таким образом, чтобы узкая часть телескопического лотка состыковалась с наклонным срезом блока упора. После этого лоток быстротока опускают на щебеночную подготовку. Все остальные лотки телескопические вводят узким концом в конец предыдущего лотка быстротока упора и опускают на дно траншеи. В конце монтажа правильность установки телескопических лотков проверяют уровнем. Затем омоноличивают швы между блоком упора и лотком цементным раствором.

Маркировка

Маркировка телескопических лотков представляет собой цифробуквенный набор, включающий в себя условные обозначения наименования изделия и типоразмер.

Транспортировка и хранение

Хранение телескопических лотков Б 6 осуществляется в штабелях высотой не более 2,5м. Между изделиями располагаются деревянные прокладки. Погрузочно-разгрузочные работы следует производить очень аккуратно, во избежание повреждений или деформации изделий.

Предисловие

Строительство земляного полотна автомобильных дорог в районах с сильнопересеченным рельефом местности имеет особенности, затрудняющие производство работ высокими темпами. Это обусловлено наличием больших объемов сосредоточенных работ, прохождением трассы в глубоких выемках и высоких насыпях, распространенностью глинистых, часто переувлажненных, грунтов, опасностью развития оползневых процессов и др.

В процессе строительства необходимо выполнять значительные объемы работ по укреплению откосов земляного полотна, устройству сооружений для регулирования стока поверхностных и подземных вод, устройству противооползневых конструкций.

Союздорнии обобщил опыт строительства автомобильных дорог в Молдавской ССР, провел анализ эффективности применения средств механизации для указанных работ и технологии строительства.

На основе полученных данных изложены принципы выбора технологии и средств механизации для скоростного строительства земляного полотна, включая комплекты машин и технологию для подготовительных, основных земляных работ, устройства водоотводных сооружений, укрепления откосов и строительства противооползневых сооружений (из буронабивных свай).

Настоящие «Методические рекомендации» можно использовать при строительстве автомобильных дорог в сложных инженерно-геологических условиях Молдавской ССР.

«Методические рекомендации» разработали канд. техн. наук М.А. Либерман, инженеры Ю.М. Львович, Б.Н. Полонский, канд. техн. наук Л.И. Семендяев.

Все замечания и предложения просьба направлять по адресу: 143900 Московская обл., Балашиха-6, Союздорнии.

1 . Общие положения

1.1 . Настоящие «Методические рекомендации» предназначены для использования при выборе рациональных комплектов отрядов машин и технологии скоростного строительства земляного полотна автомобильных дорог в сложных инженерно-геологических условиях Молдавской ССР.

1.2 . При выборе комплектов машин и технологии в рассматриваемых условиях необходимо, наряду с требованиями основных нормативных документов по дорожному строительству, учитывать следующие особенности: наличие оползневых процессов, широкое распространение глинистых грунтов дочетвертичного возраста, значительную концентрацию объемов земляных работ, необходимость осуществления комплекса противооползневых мероприятий, применение специальной технологии ведения работ.

1.3 . Особенности строительства автомобильных дорог в рассматриваемых инженерно-геологических условиях МССР должны быть отражены в проектах организации строительства и производства работ при назначении технологии сооружения земляного полотна на участках индивидуального проектирования, а также при выборе средств механизации.

1.4 . Организация работ по строительству земляного полотна автомобильных дорог в рассматриваемых условиях должна быть увязана с организацией работ по устройству дорожного покрытия скоростным методом. Она должна отражать директивные сроки и темпы скоростного строительства и обеспечивать годовой задел подготовленного земляного полотна от 30 до 50 км в зависимости от сложности инженерно-геологических условий.

1.5 . Организация работ по строительству земляного полотна в МССР для условий скоростного строительства должна включать два взаимоувязанных, но самостоятельных (с точки зрения технологии и механизации этих работ) процесса строительства: сооружение земляного полотна и применение комплекса противооползневых мероприятий и конструкций, установленных проектом.

1.6 . Выбор комплектов машин для основных земляных работ осуществлен на основе оптимизации плана перевозок грунта из выемок или резервов в насыпи применительно к эксплуатируемой строительной организацией технике, а также мощной технике, выпускаемой промышленностью. Расчет производится по специально разработанной программе на ЭВМ ЕС 1022.

1.7 . Комплекты машин следует определять исходя из средних объемов основных земляных работ на рассматриваемом участке с учетом характеристики объектов с сосредоточенными работами и характера распределения земляных масс.

1.8 . Комплекты машин для выполнения подготовительных работ, укрепления откосов, устройства водоотвода и других специальных работ выбирают исходя из средних объемов перечисленных работ, полученных на основе оценки продольного профиля рассматриваемого участка.

2 . Принципы выбора технологии и средств механизации применительно к основным проектным решениям

2.1 . При выборе технологии и средств механизации необходимо выполнять анализ проектных решений. Он должен включать, в первую очередь, оценку полноты и достаточности рабочей документации, которая предо ставляется заказчиком и проектной организацией. Особое внимание при этом следует уделять индивидуальным проектным решениям и наличию проекта организации строительства как в целом для намеченной к строительству автомобильной дороги, так и для отдельных наиболее сложных участков.

2.2 . На основе результатов анализа и установленных сроков строительства автомобильной дороги выделяют пусковые комплексы и определяют очередность их осуществления с учетом следующих основных факторов:

распределения объемов земляных масс по длине трассы пускового комплекса;

выделения участков сосредоточенных и линейных работ. К участкам сосредоточенных и сложных для условий МССР работ следует отнести: глубокие выемки и высокие насыпи; оползневые структуры, пересекаемые трассой или находящиеся вблизи неё; насыпи на склонах; подходы к путепроводам и мостам; развязки в разных уровнях. К участкам линейных работ относятся участки пускового комплекса с равномерным распределением земляных масс;

определения площадей съема плодородного слоя почвы, мест его складирования, сроков и последовательности разработки;

определения мест расположения карьеров и сосредоточенных резервов, возможности устройства подъездов, наличия существующих коммуникаций;

определения объемов и номенклатуры укрепительных и отделочных работ, а также характера их распределения в пределах участков индивидуального проектирования и типовых решений;

определения объемов и времени устройства сооружений для регулирования стока поверхностных и подземных вод;

определения объемов и сроков строительства противооползневых конструкций несущего типа;

определения (на основе имеющегося опыта строительства) вероятных аварийных ситуаций, связанных с нарушением устойчивости склонов и откосов.

2.3 . Для правильного выбора технологии и средств механизации необходимо уточнить соответствие фактических значений показателей физико-механических свойств грунтов карьеров, резервов, глубоких выемок их проектным данным.

При этом особое внимание необходимо уделять определению естественной плотности, влажности, показателей стандартного уплотнения (максимальной плотности и оптимальной влажности, устанавливаемых в лабораторных условиях), показателей пластичности (число пластичности и влажность на границе текучести).

На основе этих данных:

устанавливают степень переувлажнения грунтов в выемках, карьерах и резервах, склонность глинистых грунтов к набуханию и усадке;

определяют допустимый коэффициент переувлажнения грунтов, укладываемых в различные части типовых и высоких насыпей; максимальную фактическую плотность грунта, которую можно достичь при допустимой влажности имеющимися в наличии уплотняющими средствами;

разрабатывают мероприятия по снижению влажности в случае превышения ее фактических значений над допустимыми;

назначают темпы ведения работ по укреплению откосов и водоотводных канав.

2.4 . В пределах каждого пускового комплекса необходимо выделить характерные структурные элементы трассы на основе анализа продольного профиля.

Далее структурные элементы объединяют в группы по следующим характерным признакам: объемам основ ных земляных работ (кубатурные работы), средней дальности возки грунта, сложности оползневой обстановки в пределах выделяемых элементов, источнику получения грунта для сооружения насыпей (карьеры, резервы, выемки).

2.5 . В зависимости от состава структурных элементов, объемов земляных работ и внетрассовых источников получения грунта разрабатывают конкретную технологию строительства всего пускового комплекса и отдельных участков с соответствующей увязкой в технологическом цикле.

2.6 . Номенклатура работ в технологической последовательности для каждого сгруппированного комплекса должна включать проведение следующих работ: подготовительных, основных (кубатурных), регулирования поверхностного и подземного стока, укрепления откосов и водоотводных канав, отделочных.

2.7 . Технология работ участка выемка-насыпь должна предусматривать следующее.

Подготовительные работы — устройство временных подъездных коммуникаций и водоотвода со сбросом воды за пределы строительной площадки; снятие растительного слоя плодородного грунта и складирование его в специально подготовленные места.

Основные земляные работы включают разработку глубоких выемок с одновременным сооружением земляного полотна высоких насыпей поярусно. При этом запрещается переходить к последующему ярусу выемки или насыпи до окончания полного комплекса всех предусмотренных проектом решений.

Устройство сооружений по регулированию поверхностного и подземного стока производят с учетом следующих положений:

все работы следует выполнять в пределах разрабатываемого или разработанного яруса выемки или насыпи; для выемок, в определенных условиях, которые оговариваются индивидуальным проектом, устройство таких сооружений выполняют еще до разработки самой выемки;

траншейные дренажи необходимо устраивать сразу после того, как соответствующий ярус выемки разработан до его рабочей отметки. При устройстве траншейных дренажей в пределах каждого яруса по мере разработки выемки необходимо предусматривать временный сброс воды из дренажных систем, а по окончании всех работ по регулированию подземного стока обеспечивать соединение дренажных систем, предусмотренное проектом;

откосные и присыпные дренажные системы в выемках, а также водосборные устройства лоткового типа следует выполнять после придания откосам проектной крутизны в пределах соответствующего яруса. При этом необходимо предусматривать временный сброс для удаления воды, даже если это не отражено в проектном решении.

Укрепление откосов и водоотводных канав выполняют немедленно после разработки соответствующего яруса выемки или отсыпки яруса насыпи и устройства конструкций по регулированию поверхностного и подземного стока, одновременно укрепляются поверхности будущих полок в пределах каждого яруса.

2.8 . Последовательность работ при строительстве участка выемка (карьер) — насыпь на склоне включает все перечисленные выше операции, однако производство основных земляных работ имеет значительные отличия:

запрещается отсыпать грунт с верхней части склона;

отсыпку следует вести с низовой стороны до рабочей отметки, предусмотренной проектом;

необходимо строго выдерживать проектную крутизну откосов;

запрещается сосредоточенная отсыпка с последующим «растаскиванием» грунта вдоль будущей насыпи;

при наличии оползневого или потенциально оползневого склона перед началом отсыпки земляного полотна насыпи должны быть выполнены все противооползневые конструкции, начиная с регулирования поверхностного и подземного стоков и кончая сооружениями поддерживающего типа. Указанные работы следует выполнять в летне-осенний период.

2.9 . При выборе средств механизации, которые должны обеспечивать требуемую технологию производства работ при заданном темпе пускового комплекса, необходимо, прежде всего, использовать мощную землеройно-транспортную технику: экскаваторы с ковшом вместимостью 1,6 — 2,5 м 3 , автомобили-самосвалы грузоподъемностью 7 — 25 т, скреперы самоходные с ковшом вместимостью 15 и 25 м 3 , катки кулачковые или решетчатые массой 22 т в сочетании с катками на пневматических шинах массой 25 т.

При этом для скоростного строительства следует формировать отряды землеройно-транспортной техники с годовой мощностью не менее 10 млн. м 3 .

2.10 . Средства механизации следует выбирать в соответствии с видами и объемами основных земляных и сопутствующих работ, отдавая предпочтение мощным машинам с учетом их полной годовой загрузки.

Выбор машин в специализированных отрядах необходимо осуществлять с учетом их увязки по производительности и технологической последовательности работы, взаимоувязывать виды основных земляных работ, а также с подготовительными, со строительством сооружений для поверхностного и подземного стока вод, поэтапным, поярусным укреплением откосов насыпей и выемок, устройством противооползневых конструкций, отделочными работами.

С этой целью каждый участок дороги должен быть о беспечен необходимой номенклатурой специализированных отрядов машин для выполнения всех перечисленных работ и устройства противооползневых конструкций несущего типа.

2.11 . Выбор рациональной технологии и средств механизации для устройства противооползневых конструкций несущего типа (подпорные стены, сваи, анкера, армогрунт) определяется размерами оползневого участка, типом оползня, расчетным оползневым давлением, проектным решением, заданным темпом строительства.

3 . Технология и комплекты машин для характерных видов работ

Подготовительные работы

3.1 . Перед началом основных земляных работ необходимо выполнить подготовительные работы: расчистку дорожной полосы, снятие плодородного слоя, устройство временного водоотвода, строительство временных дорог для перевозки грунта.

3.2 . Снятие и складирование плодородного слоя грунта с намеченных к разработке площадей следует выполнять с опережением основных земляных работ не более чем на 3 мес. в весенне-летний период и 1 — 1,5 мес. — в осенне-зимний.

Рекультивацию карьеров и резервов необходимо выполнять сразу же после завершения укрепительных и отделочных работ.

Запрещается снимать растительный грунт на участках распространения оползней и в пределах потенциально оползневых склонов.

3.3 . Расчистка дорожной полосы от кустарника и мелколесья осуществляется с использованием кусторезов на тракторах кл. тяги 10 — 15. Срезанные кусты и корни собирают и удаляют с помощью корчевателей-собирателей или бульдозеров-рыхлителей.

3.4 . Порубочные остатки вывозятся для промышленной переработки или складируются и затем сжигаются по согласованию с органами лесного хозяйства и пожарного надзора.

3.5 . На площадях выемок и насыпей, отведенных под автомобильную дорогу, а также в месте расположения притрассовых карьеров и резервов снимается плодородный слой (толщиной 15 — 30 см) и вывозится для хранения и последующего восстановления земель и укрепления откосов, а при излишках — в зоны, предназначенные для использования в сельском хозяйстве.

3.6 . Объем работ по снятию плодородного слоя почвы определяется глубиной выемок и высотой насыпей с учетом поперечных профилей применяемых конструкций либо площадью резервов.

3.7 . Как правило, срезку плодородного слоя почвы следует выполнять бульдозером по технологии, предусмотренной «Руководством по сооружению земляного полотна автомобильных дорог» (М: Транспорт, 1982).

Ориентировочные технико-экономические показатели работы машин даны в табл. 1 .

3.8 . В случаях, когда проектом производства работ предусматривается вывозка плодородного слоя почвы на площадки для временного хранения или использования в сельском хозяйстве, рекомендуется применять экскаваторы с ковшом вместимостью 0,65 м 3 либо фронтальные погрузчики грузоподъемностью 2 т в сочетании с автомобилями-самосвалами грузоподъемностью 10 т.

Технико-экономические показатели работы машин по транспортировке плодородного слоя представлены в табл. 2 .

Композитные водоотводные системы на мостовых и дорожных сооружениях

На долговечность транспортных сооружений влияет множество факторов различного порядка. Это и качество используемых при строительстве или ремонте материалов, и климатические условия, и плотность потока автомобильного транспорта, и человеческий фактор (при проектировании, строительстве и эксплуатации), и многие другие.

Кроме этого, на срок службы инженерных сооружений влияют элементы, применяемые для защиты основных конструкций от воздействия воды, такие как гидроизоляция и системы водоотвода.

Многочисленные наблюдения, отчеты и заключения экспертных и эксплуатирующих компаний доказывают, что воздействие воды вследствие неграмотного устройства гидроизоляции и водоотводящих систем приводит к серьезным разрушениям конструкций мостов и насыпей дорог. Поэтому необходимо уделять особое внимание задаче эффективного отведения воды с проезжей части и мостового полотна.

В 2000-х годах начали активно использоваться для гидроизоляции сооружений полимерно-битумные материалы на негниющей основе. Они достаточно долговечны и при правильном нанесении и бережной эксплуатации (особенно при замене асфальтобетонного покрытия) могут прослужить до 25–30 лет. Поэтому вопрос срока службы и надежности гидроизоляционного покрытия по большей части связан с соблюдением технологии при устройстве гидроизоляции и дальнейшим ее обслуживанием.

Что касается систем водоотвода на пролетных строениях мостовых сооружений, то на сегодняшний день не существует типовых унифицированных надежных и технологичных решений, поэтому проектные и строительные организации на каждом объекте сталкиваются с индивидуальными решениями, что значительно осложняет процесс изготовления и монтажа систем водоотвода, а также увеличивает их стоимость.

В большинстве случаев водоотвод выполняется с помощью труб из обычной стали или полиэтиленовых труб. Использование труб для водоотвода на пролетных строениях крайне не рекомендуется эксплуатирующими организациями, так как их практически невозможно обслуживать в случае замусоривания и замерзания. С точки зрения эксплуатации водоотводы, выполняемые в виде U-образного лотка, более предпочтительны, так как их можно при необходимости прочищать. Они также выполняются, как правило, из обычной листовой стали, листового полиэтилена с последующим загибом, в редких случаях – из качественной нержавеющей стали. Конструкции водоотвода из обычной стали под воздействием химически агрессивных стоков очень быстро подвергаются коррозии, слои цинкового покрытия и другие антикоррозионные составы достаточно быстро разрушаются под воздействием загрязненных мусором стоков. Водоотвод из полиэтилена обладает большей химстойкостью, однако полиэтилен при низких температурах охрупчивается и теряет прочность, поэтому его также не рекомендуется применять в суровых российских условиях.

Одно из наиболее надежных решений водоотвода – это U-образный лоток из листовой коррозионностойкой нержавеющей стали (08Х18Н10 или AISI 304) толщиной 4–6 мм. Данное решение довольно дорогостоящее, кроме этого монтаж на месте осложняется необходимостью аргонно-дуговой сварки или сварки с использованием специальных электродов. В некоторых случаях с целью экономии денежных средств используется нержавеющая сталь толщиной 1–2 мм, но при такой толщине не обеспечивается надлежащая жесткость конструкции водоотвода.

На сегодняшний день в строительной отрасли прослеживается тенденция к использованию композитных материалов в неосновных (не несущих) конструкциях инженерных сооружений. Композитные материалы обладают рядом преимуществ: имеют малый удельный вес, отличаются высокой прочностью, коррозионностойкостью, подходят для любых климатических условий и др. Кроме этого, в большинстве случаев применение композитных материалов в неосновных конструкциях не противоречит строительным нормативным документам.

Для решения проблем, связанных с водоотводом на мостовых сооружениях, специалистами нашей компании были разработаны унифицированные подвесные композитные (стеклопластиковые) системы водоотвода в виде U-образных лотков. Набор типоэлементов данных систем позволяет с легкостью смонтировать водоотвод на всех мостовых сооружениях с любой конфигурацией опор и любыми радиусами, как в плане, так и в профиле.

Благодаря оптимально подобранному сечению лотков, плавным сопряжениям на всех элементах и гладкой гидрофобной поверхности, обеспечивается беспрепятственный отвод воды с минимальным сопротивлением, сводится к минимуму вероятность образования замусориваний и наледи, исключается возможность разрушающего воздействия в случае возникновения обледенений. При необходимости (на особо важных объектах) допускается установка специальных саморегулирующихся греющих кабелей для полного исключения образования наледи, но в большинстве случаев такой необходимости не возникает.

Все элементы систем водоотвода, изготовленные нашей компанией, выполняются из коррозионностойких компонентов и не подвергаются коррозии при работе в химически агрессивной среде. Они также обладают стойкостью к перепадам температур (допускается эксплуатация от -100 до +150 ºС) и воздействию ультрафиолетового излучения. При отрицательных температурах не наблюдается охрупчивания и не происходит потери прочности материала водоотвода. Композитный водоотвод долговечен – срок службы составляет не менее 50 лет при минимальных эксплуатационных расходах.

Благодаря малому весу изделий, простым и надёжным соединениям, системы композитного водоотвода очень быстро и легко монтируются двумя специалистами без использования специального кранового оборудования и сварки на высоте, за счет чего строительными организациями достигается дополнительная экономия. В дорожном строительстве традиционно отвод воды с проезжей части к очистным сооружениям осуществляют либо с помощью дождеприемных колодцев ливневой канализации, либо сбора воды с помощью прикромочных лотков и далее сброса воды по откосу насыпи по системе водоотводных лотков. В качестве последних используют, как правило, сборные телескопические железобетонные лотки по типовому проекту серии 3.503.1-66, в редких случаях – из монолитного железобетона.

Но каждый из этих вариантов достаточно трудоемок в производстве и связан с бетонированием лотков на наклонной поверхности, с устройством опалубки и арматурного каркаса или же с использованием грузоподъемной техники (кранов, манипуляторов) для монтажа сборных элементов. К тому же на откосах высоких насыпей наблюдается сползание лотков из-за значительного веса бетона, в результате чего нарушается герметичность, происходят протечки, что приводит к подмыву, замусориванию и разрушению водоотводной конструкции. Кроме того, воздействие химически агрессивных стоков приводит к ускоренному разрушению конструкций железобетонного водоотвода. Срок службы железобетонных лотков в большинстве случаев не превышает 5–8 лет, после чего требуется их ремонт или замена.

Разработанная нашей компанией система водоотводных лотков для откосов насыпей лишена всех этих недостатков, а по своим функциональным параметрам идентична типовым решениям из железобетона. Использование таких лотков исключает процесс бетонирования (и других мокрых процессов) и позволяет производить монтаж в любое время года, независимо от климатических условий. За счет малого веса сборных элементов монтаж можно производить вручную, исключается риск сползания лотков по откосам высоких насыпей, поэтому длина лотка на откосе не ограничена. Несложный способ анкеровки предотвращает сползание лотков, а также обеспечивает их вандалоустойчивость. Дополнительным преимуществом данных лотков является безопасность для владельцев транспортных средств, так как при аварийном съезде автомобиля с дороги, значительно уменьшается вероятность его опрокидывания при заезде колёс в лоток. Данные решения в том числе обладают и всеми преимуществами систем для мостовых конструкций (рассмотренными выше).

Денис Алексеевич Савкин, технический директор ООО «ТрансТехКомпозит».

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector