Stroi-doska.ru

Строй Доска
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Расстояние экскаватора до откоса котлована

Разработка схем проходок и забоев экскаватора при рытье котлованов

Разработку грунта в котлованах одноковшовыми экскаваторами производят проходками. При проектировании технологических схем работы определяют параметры забоев, а также число и параметры проходок.

Разработка котлованов экскаваторами с прямой лопатой.

В зависимости от необходимой ширины котлована и принятого порядка ведения работ его разработка может осуществляться: одной лобовой проходкой, одной уширенной лобовой проходкой с перемещением экскаватора вдоль котлована зигзагом или в поперечном направлении; торцевой проходкой с перемещением экскаватора поперек котлована (при широких котлованах), а также одной лобовой проходкой, а затем одной или несколькими боковыми проходками.

При назначении рабочих параметров забоев значения характеристик экскаватора Rk, Hk, Rв в целях более надежной его эксплуатации> принимают уменьшенными на 10…20%, считая их оптимальными – Rно ,H ко, Rво Высота забоя должна обеспечивать условие полного набора ковша за одно черпание, и быть равной в пределах 0,8 .1,2 м высоты расположения напорного вала над уровнем стоянки экскаватора.

Узкие котлованы шириной поверху B=Rk разрабатывают любой проходкой с односторонней подачей транспорта в котлован.

При ширине , котлованы также разрабатывают лобовой проходкой, причем транспорт в котлован может подаваться с двух сторон.

Ширину проходки (котлована) при движении экскаватора по прямой линии определяют по формуле

где В — ширина котлована поверху; Ro=0,9Rmax; R o — оптимальный радиус копания; Lп — длина рабочей передвижки экскаватора (принимается равной разности между наибольший радиусом копания и радиусом копания на уровне стоянка экскаватора ).

Котлованы шириной поверху B=(1,5…1,9)Rk разрабатываются уширенной лобовой проходкой с перемещением экскаватора по зигзагу или поперек котлована.

Ширина проходки при этом

Котлованы при ширине B>2.5Rk могут разрабатываться с поперечно-продольным перемещением экскаватора, величина передвижки в поперечном и продольном направлениях принимается одинаковой.

Более эффективной является разработка грунта способом бокового забоя. По этой схеме транспорт подается под погрузку сбоку выработки, чем достигается уменьшение угла поворота стрелы экскаватора при работе, а следовательно, и сокращение цикла экскавации. Ширину боковой проходки определяют

В данной работе применили одну лобовую и четыре боковых проходки.

Установка транспортных средств вблизи котлована с неукрепленными откосами разрешается только за пределами призмы обрушения грунта. Допускаемые расстояния по горизонтали от основания откоса выемки до ближайшей опоры транспортного средства, при глубине выемки до 5 м.

При разработке больших котлованов целесообразно осуществлять первую проходку лобовым забоем, а последующие проходки вести боковыми забоями. Для ввода экскаватора с прямой лопатой в забой, для обеспечения оптимальной глубины копания, необходимо устраивать въездную траншею, используя для этой цели основной экскаватор.

Разработка котлованов экскаваторами, оборудованными прямой лопатой

При устройстве котлованов число проходок и их параметры устанавливают расчетом с обеспечением наименьших затрат времени на выполнение рабочего цикла экскавации.

Высота забоя должна быть не более максимальной высоты резания и не меньше размера, обеспечивающего наполнение ковша (табл.

1.2).

Узкие котлованы шириной по верху до 1,5/? (наибольшего радиуса резания) разрабатывают лобовой проходкой с односто­ронней погрузкой грунта в транспортные средства, при ширине от 1,5 до 1,8 — с двусторонней подачей транспортных средств (см. рис. 1.1, а, б). Наибольшая ширина лобовой проходки при перемещении экскаватора по прямой составит (м)

где /?оП — оптимальный радиус резания, принимаемый равным от 0,8 до 0,9 наибольшего радиуса резания; /п — длина рабочей передвижки экскаватора, принимаемая равной 0,75 длины руко­яти экскаватора.

Ширина проходки по низу (м)

где /?ст — радиус резания на уровне стоянки экскаватора.

Котлованы шириной от 2,0 до 2,5 R целесообразно разрабаты­вать уширенной лобовой проходкой с перемещением экскавато­ра по зигзагу (см. рис. 1.1, в) с двусторонней или односторонней погрузкой, а при ширине до 3,5 R — поперечно-лобовой проход­кой с двусторонней погрузкой грунта в транспортные средства (см. рис. 1.1, г).

Ширина зигзагообразной лобовой проходки по верху состав­ляет (м)

Котлованы шириной более 3,5/? после первой лобовой про­ходки продолжают далее разрабатывать одной или нескольки­ми боковыми проходками; при этом максимальная ширина каж­дой боковой проходки равна (м)

При разработке забоя шириной от 1,2 до 1,3/? экскаватор устанавливают ближе к одному из откосов выемки таким обра­зом, чтобы между его противовесом и откосом выемки во всех положениях поворотной платформы оставалось расстояние в 1 м, а автосамосвалы для погрузки грунта подают параллельно оси перемещения экскаватора вдоль другого откоса.

Если ширина забоя составляет от 1,8 до 1,9/?, то экскаватор с прямой лопатой устанавливают на оси забоя, а транспортные средства подают поочередно вдоль обоих откосов выемки.

Разработку глубоких котлованов (забой выше максималь­ной высоты резания экскаватора) осуществляют уступами (яру­сами). В начале разрабатывается пионерная траншея лобовым забоем с погрузкой грунта в автосамосвалы, находящиеся на верхней бровке котлована. В этом случае максимальное превы­шение уровня стоянки транспортных средств над уровнем стоян­ки экскаватора (м)

где Лв — наибольшая высота выгрузки, м; Лт—высота транс­портных средств (табл. 1.3); /г3 —запас по высоте на возмож­ную нагрузку грунта выше бортов транспортных средств, рав­ный 0,8 м.

Для установки экскаватора в забой, въезда и выезда автомо­бильного транспорта устраиваются траншеи с уклоном 0,1. 0,15, ширину которой принимают от 3,0 до 3,5 при одностороннем дви­жении и от 7,0 до 7,5 м при двустороннем.

Выбор одноковшовых экскаваторов для выполнения работ по отрывке котлованов и траншей

При выборе способов механизации отдельных процессов могут быть использованы следующие рекомендации.

Для отрывки траншей применяют одноковшовые экскаваторы с обратной лопатой и драглайны с емкостью ковша 0,15 — 0,50 м, а также многоковшовые экскаваторы-канавокопатели.

Читать еще:  Таблица заложения откосов траншеи

Обратной лопатой с ковшом ёмкостью 0,15 м можно разрабаты­вать грунты I и II группы, а с ковшом емкостью 0,50 м — до IV группы включительно.

Преимуществом экскаваторов с обратной лопатой по сравнению с драглайнами является способность их отрывать узкие траншеи с верти­кальными стенками. Это достоинство широко используют при рытье траншей в стесненных условиях, когда надо до минимума сократить объем вынутого из траншеи грунта.

Специфическая особенность обратных лопат заключается в том, что они могут разрабатывать узкие траншеи значительно большей глубины, чем при разработке широких выемок боковыми проходками. Это объясняется тем, что при разработке грунта лобовыми забоями в траншеях, ширина ко­торых меньше расстояния между гусеницами или колёсами ходовой тележ­ки, экскаватор может опускать стрелу под большим углом к горизонту. При разработке грунта боковыми забоями в широких траншеях или котлованах угол опускания стрелы ограничивается деталями ходового устройства.

Драглайны с ковшами ёмкостью до 0,35 м разрабатывают грунт I, II и III групп, а с ковшом ёмкостью 0,5 м — до IV группы включительно.

При этом небольшая ширина траншей позволяет производить выем­ку лобовым забоем. Такая разработка забоя позволяет отрыть траншею с крутыми боковыми откосами, имеющую глубину, равную наибольшей глубине резания.

Для рытья траншей при укладке трубопроводов целесообразно применять многоковшовые экскаваторы. При значительной протяжен­ности траншей и мягких грунтах эти экскаваторы наиболее эффективны. Очертание траншей после прохода многоковшового экскаватора получает­ся более правильным, чем после прохода одноковшового экскаватора,

Одноковшовые экскаваторы с прямой лопатой не добирают грунт в траншеях: на 10 см при емкости ковша 0,25 м ; 15 см — при 0,35 м ; 20 см — при 0,5 и 1 м3 и 30 см при емкости ковша более 1 м3.

Рытьё траншей многоковшовыми экскаваторами (цепными и ротор­ными) в связных грунтах (суглинках и глинах) может вестись без крепле­ния для укладки трубопроводов плетями при помощи кранов, при этом до­пустимая глубина не более 3 м.

В местах спуска рабочих в траншею для стыкования плетей и вы­полнения других работ следует устраивать местные откосы или крепле­ния. Эти работы должны быть учтены в общей технологической схеме производства земляных работ.

Для обеспечения проектного уклона дна траншеи, разрабатываемой многоковшовыми или роторным экскаватором, поверхность грунта по трассе трубопровода должна быть спланирована до начала отрывки.

Если земляные работы выполняются со значительным опережением последующих работ, то траншеи следует отрывать с откосами или ступен­чатыми стенками. Для этого на рабочие органы цепных многоковшовых экскаваторов устанавливают специальные шнековые устройства, позво­ляющие расширять верхнюю часть траншеи. Для рытья траншей с откосами роторными экскаваторами на их рабочий орган устанавливают откосники.

Разработка котлованов осуществляется, главным образом, одно­ковшовыми экскаваторами. Вид рабочего оборудования (прямая или об­ратная лопата, драглайн) выбирается в зависимости от размеров котлована и характера грунта. Котлованы под жилые и промышленные здания роют, экскаваторами с ковшом ёмкостью от 0,25 до 1,0 м.

При рассредоточенных объёмах работ в сухих грунтах следует от­давать предпочтение пневмоколёсным экскаваторам как более манев­ренным. При высоком уровне залегания грунтовых вод целесообразно применять экскаваторы на гусеничном ходу, оборудованные преимуще­ственно обратной лопатой или драглайном. Экскаваторы с прямой ло­патой рекомендуется использовать на разработке грунта, главным обра­зом, с погрузкой в транспортные средства при уровне грунтовых вод ни­же подошвы забоя и при высоте забоя, обеспечивающей полную загруз­ку ковша. При уровне грунтовых вод выше подошвы забоя для разработки экскаватором с прямой лопатой, требуется организовать водоотлив или во­допонижение.

Для разработки грунта в котлованах в качестве ведущей машины применяют экскаваторы с оборудованием типа драглайн или прямая ло­пата, для широких траншей — прямая лопата или обратная лопата, для уз­ких (шириной понизу до 3 м) траншей и ям под отдельные фундаменты одноэтажных промышленных зданий — обратная лопата.

В зависимости от объема грунта в котловане определяют емкость ковша экскаватора (табл. П.3 — П.5, см. приложения). По виду и катего­рии грунта выбирают тип ковша экскаватора. Например, для песков и супесей выбирают ковши со сплошной режущей кромкой, а для глин и суглинков — с зубьями.

Ориентировочная ёмкость ковша прямой лопаты в зависимости от объёма работ, сосредоточенного в одном месте, может быть принята по табл. П.4 и в зависимости от наименьшей высоты забоя, обеспечивающей заполнение ковша «с шапкой» по табл. П.5.

Котлованы под отдельные опоры при глубине до 3,5 м успешно отрывают экскаватором с обратной лопатой.

При небольшой глубине котлованов, значительной их протяжённо­сти, близком расположении мест отвалов и особенно при использовании грунта в полезных насыпях рытьё котлованов успешно выполняется трак­торными скреперами.

Котлованы для подвальных этажей протяженных зданий с переме­щением грунта на небольшие расстояния (до 50 м) роют бульдозерами, начиная от поперечной оси котлована слоями на глубину 0,6 — 0,8 м.

Разработка недобора грунта в котлованах и траншеях может быть выполнена вручную, но при этом затрачивается большое количество руч­ного труда. Поэтому в технологической карте следует разработать меро­приятия, способствующие разработке грунта по заданному контуру с ми­нимальными затратами ручного труда.

Для зачистки дна котлована и траншей целесообразно применять струг, смонтированный на ковше обратной лопаты и управляемый маши­нистом из кабины экскаватора. Для этих работ можно использовать и мик­робульдозеры.

Для зачистки дна котлована могут быть также применены бульдозе­ры с оптическим прибором управления лучом (ПУЛ), экскаваторы, обору­дованные обратной лопатой с глубиномером ГОГ-2 и другие машины со специальными контрольными устройствами и приспособлениями.

Читать еще:  Лестничные сходы с откосами

Вертикальную планировку территории кварталов или отдельно строящихся зданий целесообразно выполнять при глубине срезки грунта до 0,5 м и дальности его перемещения не более 100 м бульдозерами или скреперами. Схемы их работы будут рассмотрены на следующих практи­ческих занятиях. При глубине срезки грунта более 0,5 м или дальности его перемещения более 100 м целесообразно для планировки применять одно­ковшовые экскаваторы (с прямой или обратной лопатой). Зачистка пла­нируемой территории после срезки грунта экскаваторами должна осущест­вляться бульдозерами.

При вертикальной планировке площадок больших размеров может оказаться целесообразным применение различных способов разработки и перемещения грунта: экскаваторов с автосамосвалами, скреперов и буль­дозеров. В этом случае на плане проектируемой площадки указываются зоны, отводимые для разработки грунтов различными способами.

Определение количества машин для разработки грунта выполняет­ся после выбора способа производства работ и назначения по каждому ва­рианту ведущих и комплектующих машин. Необходимо определить их ко­личество, режим работы и состав обслуживающего персонала.

Если срок выполнения работ задан, то исходной величиной для рас­чёта необходимого количества машин и транспортных средств служит сменный поток работ, получаемый путём деления общего объёма земля­ных работ на заданный срок их выполнения. В этом случае количество машин определяется делением сменного потока работ на производитель­ность механизма в смену, определённую по единым нормам и расценкам на земляные работы.

Если срок выполнения работ не задан, то срок определяется путём деления общего объёма работ на сменную производительность ведущей машины.

Подбор комплекта машин производится с учётом полного обеспе­чения предусмотренной производительности ведущей машины и макси­мального использования вспомогательных машин.

Если максимальная производительность одной ведущей машины не­достаточна для полной загрузки имеющихся вспомогательных машин (автогрейдер, бульдозер, грунтоуплотняющие и др.), то в комплект вводят несколько ведущих машин.

В пояснительной записке должна быть приведена техническая ха­рактеристика принятого оборудования (ёмкость ковша, рабочие парамет­ры, вес машины, грузоподъёмность и др.), состав и количество обслужи­вающего персонала. Механизированные земляные работы ведутся, как правило, в две-три смены.

Разработка технологической схемы производства земляных работ ведется путем сравнения вариантов. Выбирается вариант способа произ­водства земляных работ, характеризующийся лучшими технико­экономическими показателями. Этот вариант принимается для детальной разработки технологии производства работ. Разработка технологии начи­нается с разработки технологической схемы — основного раздела техноло­гической карты.

В схеме указывается последовательность разработки земляного сооружения с разбивкой его на забои и проходки (в плане и разрезе) с расстановкой землеройных, планировочных и транспортных средств. Чтобы обеспечить максимальную производительность экскаваторов, важно не только правильно подобрать типы машин и рабочее оборудование к ним, но и выбрать рациональную схему производства экскаваторных ра­бот, произвести наиболее эффективную разбивку сечений на забои и про­ходки исходя из условий работы экскаватора с учетом оптимальных пара­метров. От ширины и формы забоя (лобовой, боковой) зависит угол пово­рота экскаватора на разгрузку и, следовательно, его производительность.

В зависимости от размеров выемки и параметров экскаваторов раз­работка ведётся в одну или несколько проходок по ширине (рис. 2.1) и в один или несколько ярусов по глубине.

Правила разработки грунта в котловане или траншее при помощи экскаватора

Рытье котлована под основание дома или траншей под фундамент – это первоначальный этап при любом строительстве, жилым или промышленном. От того, насколько качественно он выполнен, зависит прочность и долговечность всей будущей конструкции.

Процесс рытья котлована экскаватором

Происходит разработка котлована в несколько стадий и не ограничивается непосредственно выкапыванием ямы, как думают многие далекие от строительства люди. Это актуально для фундаментов любого типа — плитных, ленточных, блочных. Для столбчатых и винтовых — земляные работы с применением техники не проводятся.

Этапы подготовки перед разработкой котлована

Первоначально разрабатывается схема и план. Для составления проекта котлована проводят несколько исследований и экспертиз, в частности, изучают состав и плотность грунта, рассчитывают статическую нагрузку на фундамент, определяют наличие и глубину подпочвенных вод.

Последний показатель особо важен, поскольку подпочвенные воды часто могут стать непреодолимым препятствием для строительства на том или ином участке. Если здание все же должно быть построено именно здесь, то прибегают к дорогостоящей и технологически сложной операции по осушению грунта, а также при строительстве обустраивают системы отвода воды от фундамента.

Также состав грунта и глубина пролегания подпочвенных потоков влияют на угол наклона боковых стен котлована или траншей.

После того, как схема и план составлены, их переносят непосредственно на местность. Это значит, что необходимо сделать геодезическую съемку и в зависимости от ее результатов определяют размеры будущего котлована или траншеи и делают разметку участка под него.

Разметка участка перед рытьем котлована

Этот же этап подразумевает выполнение ландшафтной корректировки грунта: засыпают существующие ямы, ровняют холмы выступы, сносят неиспользуемые сооружения, выкорчёвывают растительность.

Перед тем, как начать рытье котлована под фундамент экскаватором или траншеи под водопровод, необходимо убедиться в том, не проходят ли на его месте какие-либо подземные коммуникативные сети.

Если они есть, то их схема должна быть изменена, коммуникации перепроложены по другому маршруту, вне зоны разработки. Только после выполнения всех предварительных стадий можно приступать к самим земляным работам – копать котлован.

Как осуществляется разработка котлована?

Наиболее эффективный способ разработки грунта под фундамент – использовать мощный экскаватор. Единственный вариант, когда эта операция невозможна – ограничен проезд техники к строительному объекту. В этом случае придется копать траншеи вручную, что гораздо более затратно и по времени, и по средствам. Опытные специалисты строительных компаний заранее просчитывают возможность подъезда к строительному участку и в случае его отсутствия, прокладывается временная схема дорог для доставки техники и материалов на объект.

Читать еще:  Чем заделать щели между откосами

Рытье котлована экскаватором

Перед тем, как начать рытьё котлована экскаватором, следует знать, что от качества выполненных работ будет зависеть безопасность будущей постройки. Поэтому такой важный этап, как копка, следует доверить исключительно профессионалам, поскольку любительский подход с целью удешевить общую смету строительства в данном случае совершенно не оправдан.

Для рытья котлованов и траншей используется специальная техника. Вид землеройной машины определяется в зависимости от условий местности и от предполагаемого объема работ.

Так, к примеру, для того, чтобы копать небольшой мелкозаглубленный фундамент или траншеи под трубопровод, применяют мини-экскаватор. А вот для значительных углублений большой площади целесообразно использовать более мощными машинами – экскаваторами на колесах или гусеницах, оснащенными одним и более ковшей.

Одноковшовые машины считаются наиболее универсальными, поскольку их можно использовать практически в любых условиях. Многоковшовая техника применяется реже, только для разработки объектов высокой сложности. Выбор экскаватора, с помощью которого будет выполнена работа по обустройству котлована или траншеи, осуществляется индивидуально, с учетом всех условий и особенностей объекта.

Виды экскаваторов

Наиболее часто работа по разработке грунта под фундамент, водопровод или канализацию осуществляется с помощью экскаватора, оснащенного прямой или обратной лопатой. Прямая лопата грунт вынимает «от себя», а обратная – «на себя». Прямая лопата работает с породами, которые находятся выше уровня стоянки, обратная, соответственно, с теми, которые расположены ниже.

У машин, у которых есть прямая лопата, эффективность более высокая, и достигается она благодаря прочности ковшей и наличию мощной гидросистемы. Прямая лопата применяется достаточно широко: копка котлованов и траншей, дорожно-строительные работы, вскрышные работы.

Прямая лопата и обратная имеют свои особенности, а также достоинства и недостатки.

Так, техника с прямой лопатой может выполнять достаточно объемную работу. Без такого механизма не будет существовать эффективно ни одно строительное предприятие.

Одно из преимуществ этой техники – высота уступа может быть от 10 до 15 метров. Также, в отличие от экскаваторов с обратной лопатой, он имеет на одну группу гидроцилиндров больше и более сложное техническое содержание.

Экскаватор с прямой лопатой

Обратная лопата имеет объем ковша не более 8 м 3 , что не очень удобно для выполнения больших объемов работ. Обратная лопата и ее схема действия подразумевают выемку грунта только с площадки, которая находится ниже уровня стояния экскаватора. Обратная лопата имеет неоспоримое преимущество: легкость управления и простота конструкции.

Роторный экскаватор

Для проведения работ, связанных с глубоким черпанием, для вскрышных работ, очень часто используют роторный экскаватор. Подобная техника движется на своем ходу, работа выполняется непрерывно.

Схема работы роторного экскаватора: ковшами, закрепленными на роторном колесе, извлекается грунт или порода. Поскольку ковши могут вращаться вокруг своей оси, они имеет свойство наполняться полностью.

Роторный экскаватор отлично работает при любых температурах, его работоспособность нисколько не падает, как при низких, так и при высоких температурах. Они могут выдерживать самые высокие нагрузки, и их работа осуществляется в беспрерывном режиме.

Помимо того, что они могут копать котлованы, роторный экскаватор способен транспортировать и загружать вынутый грунт в транспортные средства.

Разгружается роторный экскаватор двумя способами: гравитационным и инерционным. В первом случае операция осуществляется за счет действующих сил породы, когда она находится в зоне разгрузки, в верхней части ротора.

Во втором – за счет влияния центробежных сил, воздействующих на породу. Выгрузка вынутого грунта или породы осуществляется на конвейер, расположенный сбоку на экскаваторе. После этого отработанная порода поступает в транспортное средство.

Как правильно вырыть котлован под дом? (видео)

Процесс копания котлованов экскаватором

Копать котлованы под строительство или траншеи под водопровод не представляется чем-то достаточно сложным – схема процесса проста, но соблюдать все этапы необходимо обязательно. Эффективность работы зависит не только от одного экскаватора, в процессе участвует много сопутствующей техники. При необходимости нужно организовать отвоз грунта со строительной площадки, а также укрепить стены котлована.

Если соединить все этапы, то получится следующая схема:

  1. Геологическая экспертиза почвы, грунтовых вод, подбор соответствующей техники.
  2. Анализ участка на предмет наличия инженерных сетей: подземный водопровод, газопровод, канализационная система. Если таковые имеются, то организовывают их обвод вокруг строительного участка.
  3. Начало разработки грунта с одной из сторон.
  4. Последовательное снятие слоев.
  5. Завершение земляных работ.
  6. Укрепление или доработка стенок котлована.

Схема работ достаточно проста, тем более, что всю последовательность выполнения этапов контролируют геодезисты.

Процесс рытья котлована экскаватором

С помощью измерительной техники (нивелиры и теодолиты) они определяют уровень безопасной разработки, а также корректируют и планируют работу экскаваторщика.

Во всем процессе разработки грунта важна также схема действий самой машины. Ее работа должна быть постоянной, с максимальной эффективностью.

Для этого грунт должен отвозиться со строительного участка достаточно оперативно. Обеспечить это могут несколько грузовиков с отвалами: как только одна грузовая машина заполнилась, на ее место сразу же должна подъезжать следующая.

По окончании разработки мелкие недочеты исправляют посредством миниатюрной техники или рабочих. После укрепления стенок котлована можно делать подушку из гравия на дне и приступать к строительству непосредственно фундамента.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector