Stroi-doska.ru

Строй Доска
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Откосы автомобильных дорог снип

Откосы автомобильных дорог снип

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО СПОСОБАМ УКРЕПЛЕНИЯ ОБОЧИН И ОТКОСОВ
АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ НЕФТЯНЫХ ПРОМЫСЛОВ ЗАПАДНОЙ СИБИРИ

УТВЕРЖДЕНЫ зам. директора Союздорнии канд. техн. наук В.М.Юмашевым

ОДОБРЕНЫ Главзапсибдорстроем (письмо N 6204/5 от 04.01.83)

Приведены конструкции укрепления обочин, в частности, конструкции нежесткого и комбинированного типов, требования к материалам, применяемым в этих конструкциях. Описана технология укрепления обочин автомобильных дорог. Изложен расчет прочности обочин при укреплении жесткого и нежесткого типов. Определен экономический эффект от внедрения предлагаемых конструкций укрепления обочин.

Даны конструкции, технология и применяемые материалы для укрепления откосов земляного полотна автомобильных дорог.

Приведены примеры расчета прочности обочин при укреплении жесткого и нежесткого типов, даны основные характеристики транспортных средств, применяемых на автомобильных дорогах нефтяных промыслов Тюмени, расчетные нагрузки и основные характеристики грунтов. Приведены стоимость материалов и потребность в них для устройства предлагаемых конструкций укрепления обочин.

Одним из слабых мест в строительстве автомобильных дорог нефтяных промыслов Западной Сибири является укрепление обочин и откосов. Земляное полотно этих дорог сложено, в основном, местными и гидронамывными песками. На большинстве уже построенных дорог обочины по тем или другим причинам не укреплены. На вновь строящихся дорогах эти работы также не всегда выполняются, что отрицательно влияет на транспортно-эксплуатационные характеристики дороги и безопасность движения, к тому же ширина проезжей части таких дорог обычно недостаточна (6 м).

В связи с этим Союздорнии, ТюмИСИ и Гипротюменнефтегаз в последние годы провели исследования способов укрепления обочин и откосов автомобильных дорог нефтяных промыслов. Разработаны различные конструкции укрепления обочин и откосов, основные из которых были проверены опытным строительством на объектах трестов «Тюмендорстрой» и «Нижневартовскдорстрой».

Укрепление обочин и откосов позволяет увеличить долговечность дорожной конструкции, повысить безопасность движения автомобилей и пропускную способность дороги, улучшить водно-тепловой режим земляного полотна.

На основе исследований разработаны настоящие «Методические рекомендации по способам укрепления обочин и откосов автомобильных дорог нефтяных промыслов Западной Сибири», которые могут быть использованы при проектировании и строительстве автомобильных дорог нефтяных промыслов, а также дорог общей сети.

«Методические рекомендации» разработали канд. техн. наук А.В.Беляуш, инж. Ю.М.Львович, д-р техн. наук B.Д.Кaзарновский (Союздорнии), канд. техн. наук А.В.Линцер, инж. И.Н.Журавлев (ТюмИСИ), канд. техн. наук В.Н.Табаков (Гипротюменнефтегаз) при участии инж. B.T.Лейтланда (трест Тюмендорстрой»).

1. Общие положения

1.1. Настоящие «Методические рекомендации» разработаны с учетом основных положений глав СНиП II-Д5-72*, СНиП III-40-78**, СНиП II-21-75***, «Инструкции по применению грунтов, укрепленных вяжущими материалами, для устройства оснований и покрытий автомобильных дорог и аэродромов» СН 25-74 (М., 1974), «Инструкции по проектированию автомобильных дорог нефтяных промыслов Западной Сибири» ВСН 26-80**** (М., 1981), «Технических указаний по укреплению обочин автомобильных дорог» ВСН 39-79 (М., 1980), «Технических указаний по применению сборных решетчатых конструкций для укрепления конусов и откосов в транспортном строительстве» ВСН 181-74 (М., 1974). Они предназначены для правильного выбора методов Укрепления обочин и откосов автомобильных дорог в I и во II дорожно-климатических зонах независимо от типа местности по степени увлажнения грунтов, в частности, дорог нефтяных промыслов Западной Сибири в условиях, характеризующихся суровым, резко континентальным климатом, сильной заболоченностью территории, распространением пылеватых глинистых и мелкозернистых песчаных грунтов.
________________
* Действуют СНиП 2.05.02-85;
** Действуют СНиП 3.06.03-85. Здесь и далее по тексту;
*** Заменены на СНиП 2.03.01-84;
**** Действуют ОДН 218.3.039-2003 . Здесь и далее по тексту. — Примечание изготовителя базы данных.

1.2. Конструкции укрепления обочин и откосов земляного полотна автомобильных дорог нефтяных промыслов необходимо назначать на основе сравнения вариантов и соответствующего технико-экономического обоснования с целью обеспечить требуемую безопасность движения при расчетных интенсивности движения и пропускной способности дороги с учетом геометрических размеров проезжей части, обочин и откосов (ВСН 26-80; интенсивности движения; типа земляного полотна (насыпь, выемка), его рабочей отметки; инженерно-геологических, гидрометеорологических и природно-климатических условий района строительства; стадийности строительства, предусмотренной проектом.

1.3. Назначать технологию строительства и выбирать средства механизации следует в зависимости от проектируемых конструкций укрепления обочин и откосов, соотношения их типов на протяжении всего участка укрепительных работ и технико-экономического обоснования.

1.4. Средства механизации для укрепления обочин и откосов выбирают с учетом максимального использования серийных машин, работающих на данном объекте, а специальные машины и оборудование следует назначать исходя из характера и объема укрепительных работ на конкретном участке автомобильной дороги нефтяных промыслов.

1.5. Укреплять откосы следует сразу после завершения отсыпки, планировки и уплотнения земляного полотна на первой стадии строительства. При двухстадийном строительстве в проекте должны быть предусмотрены технические решения по уточнению выполняемых на первой стадии работ по устройству конструкций укрепления откосов или варианты их усиления. В проекте и рабочей документации должна быть указана очередность устройства конструкций укрепления обочин и откосов применительно к каждой стадии строительства с учетом сооружения конструкций дорожной одежды.

Обочины укрепляют после устройства покрытия дороги (при двухстадийном строительстве — на второй стадии).

2. Требования к конструкциям укрепления обочин и откосов

2.1. Конструкции укрепления обочин и откосов должны обеспечивать прочность и устойчивость земляного полотна и его откосов, их неразмываемость поверхностными и подтопляющими водами, требуемую интенсивность, пропускную способность и безопасность движения.

Конструкции укрепления обочин и откосов должны назначаться с учетом минимальной стоимости их устройства и соблюдения необходимых темпов строительства дороги, а также нормальных условий ее эксплуатации.

2.2. Прочность, надежность, устойчивость, эффективная работоспособность и расчетная долговечность конструкций укрепления обочин и откосов обеспечиваются следующими мероприятиями:

строгим соблюдением технологии сооружения земляного полотна автомобильной дороги и его откосов (отсыпка слоев грунта требуемой толщины, тщательное послойное уплотнение грунта в пределах откосов, применение грунтов оптимальной и допустимой влажности);

своевременным устройством конструкций укрепления на поверхности спланированных обочин и откосов с проектной конфигурацией. Уменьшение стоимости укрепления обочин и откосов достигается применением преимущественно местных материалов.

Читать еще:  Крутизна откосов котлованов устраиваемых без крепления

2.3. По ширине обочина подразделяется на две полосы: краевую укрепительную полосу, примыкающую к проезжей части дороги, и остановочную, примыкающую к откосной части земляного полотна. Материалы и параметры конструкций укрепления, элементы проезжей части и обочин автомобильных дорог приведены в разд.3 (см. табл.1).

В зависимости от конкретных условий строительства и характера движения (интенсивность, состав) укрепление обочины проектируют на всю ее ширину или только в пределах краевой полосы.

2.4. Крутизну откосов земляного полотна назначают с учетом обеспечения устойчивости его откосов, требований безопасности движения, технологичности устройства конструкций укрепления современными средствами механизации.

Наибольшая крутизна откосов насыпей земляного полотна высотой до 2 м, возводимых из местных грунтов (дальность возки до 1 км), как правило, не должна превышать 1:3. В остальных случаях откосы насыпей и выемок земляного полотна должны быть 1:1,5 при суглинках и глинах и 1:2 при песках и супесях.

3. Укрепление обочин

Конструкции укрепления обочин

3.1. Конструкции укрепления обочин земляного полотна автомобильных дорог назначают двух типов: нежесткого и комбинированного (см. табл.1). Область применения каждого из них устанавливается проектом на основе расчетных данных о составе и интенсивности движения, о грузонапряженности дороги, наличии местных материалов и необходимого оборудования. При строительстве выбор типа конструкции укрепления обочин должен быть обоснован технико-экономическим расчетом.

Ва-
риант укреп-
ления обо-
чины

Материал укрепления в конструкции обочины

Перспек-
тивная интен-
сивность движе-
ния, авт./сут

Грузонапря-
женность, млн.т нетто в год

Ширина проезжей части, м

Ширина обочины, м

Ширина краевой полосы, м

Толщина слоя
укреп-
ления, м

Укрепление нежесткого типа

Песчано-гравийная смесь (ПГС) на дорните по всей ширине обочины

1. Область применения

1.1 . Технологическая карта разработана на укрепление одерновкой сплошным покровом откосов насыпей высотой до 3 м с крутизной откоса не более 1 : 1,5. Грунт супесчаный.

1.2 . Одерновка откосов сплошным покровом применяется для укрепления откосов насыпей, периодически подтопляемых на короткое время, при высоте волн не более 0,2 м и скорости течения воды до 1 м/с.

1.3 . Одерновку сплошным покровом следует применять при наличии дерна в непосредственной близости от места производства работ.

1.4 . В состав работ входят:

нарезка дерна дернорезом-дерноукладчиком;

перемещение и разравнивание растительного грунта на откосе;

укладка дерновых лент на откосе;

2. Организация и технология производства работ

2.1 . До начала производства работ по укреплению откосов необходимо проверить готовность земляного полотна и его соответствие требованиям СНиП 3.06.03-85 «Автомобильные дороги» и СНиП 3.02.01-87 «Земляные сооружения, основания и фундаменты».

2.2 . Для одерновки следует применять свеженарезанный луговой дерн из мест с плотным травяным покровом. Перед нарезкой дерна трава должна быть скошена.

Применение болотного и поросшего мхом дерна не допускается. Качество дерна выше, если он содержит клевер и злаковые растения (пырей, мятлик).

2.3 . Нарезанный дерн хранить более трех дней не рекомендуется. При необходимости хранения дерн следует складировать в штабеля травой к траве, корнями к корням. При жаркой сухой погоде дернины необходимо поливать.

2.4 . Работы по одерновке откосов сплошным покровом ведутся комплексной механизированной бригадой на двух захватках площадью 200 м 2 каждая (рисунок).

Схема организации и производства работ.

Операции, выполняемые на захватках:

1- я захватк а — выгрузка растительного грунта на откос автосамосвалом III; разравнивание грунта на откосе автогрейдером I;

2- я захватк а — укладка дернин на откос дерноукладчиком II; закрепление дернин спицами.

1, 2 — последовательность проходов автогрейдера. Стрелкой указано направление потока.

2.5 . Численность комплексной механизированной бригады 5 чел.:

Машинист дернореза-дерноукладчика 5 разр. 1

Машинист автогрейдера 6 разр. 1

Дорожный рабочий 2 разр. 2

2.6 . Н a первой захватке выполняются следующие технологические операции:

нарезка дерна дернорезом-дерноукладчиком;

перемещение грунта на откос и его разравнивание автогрейдером.

Дернорез-дерноукладчик конструкции СоюздорНИИ (ПКБ) представляет собой сменное оборудование к экскаватору ЭО-2621А (Э-153). Оборудование состоит из двух частей, одна из которых предназначена для нарезки полос дерна, другая — для разрезания полос на отдельные карты и укладки их в транспортные средства или на откосы. Производительность дернореза при нарезке дерна 3500 м 2 /ч, рабочая скорость 4 км/ч.

Срезать дерн следует на глубину главной корневой системы, но не менее чем на 6 см. Для лучшего перекрытия швов дернины нарезают со скосом.

При одерновке сплошным покровом используются ленты дерна шириной 0,25 и длиной 2 . 3 м или штучные дернины (карты) шириной 0,2 . 0,3 и длиной 0,3 . 0,5 м.

Ленты дерна разрезают на отдельные карты с помощью ножа, установленного на раме захвата дернореза, а подъем и укладка карт производятся с помощью шипов захвата, также находящихся на раме захвата.

Перед укладкой дерна откосы должны быть покрыты растительным грунтом слоем толщиной не менее 6 см.

Растительный грунт доставляется на место работ автомобилями-самосвалами. Выгружать грунт следует так, чтобы основная его часть попадала сразу на откос.

Разгрузку очередного автомобиля-самосвала следует производить на расстоянии l от места разгрузки предыдущего:

l = q/(bh),

где q — объем грунта в кузове автомобиля-самосвала; b — длина откоса; h — толщина слоя растительного грунта.

Растительный грунт разравнивают автогрейдером ДЗ-31-1, оборудованным откосником, за два прохода начиная с верхней части откоса. Автогрейдер движется вдоль подошвы откоса.

2.7 . На второй захватке выполняются следующие технологические операции:

укладка дерна на откос;

закрепление дерна спицами.

Дернины укладывают снизу от подошвы откоса сразу по всей длине захватки горизонтальными рядами. Возле бровки откоса вдоль земляного полотна укладывают дерновые ленты.

Подошву откоса укрепляют дерновыми лентами в три ряда с перевязкой швов. Ленты нижнего ряда должны врезаться в грунт основания на 10 см. Их заделывают местным грунтом заподлицо с поверхностью земли.

Уложенный дерн прикрепляют к поверхности откоса спицами. Их забивают на расстоянии 5 . 6 см от края дернины по ее углам, а также вдоль краев на расстоянии не более 40 см друг от друга.

Читать еще:  Семена разнотравье газонной травы откос

Спицы заготавливают дорожные рабочие 2 разр. Процесс заготовки включает: выбор материала (ивовый хворост, обрезки бревен, досок и т.д.); разметку его по длине 25 . 30 см; распиливание материала согласно разметке; раскалывание полученных заготовок на спицы сечением 25 ´ 25 мм; заострение спиц.

СНиП 2.05.02-85 АВТОМОБИЛЬНЫЕ ДОРОГИ

Содержание материала

  • СНиП 2.05.02-85 АВТОМОБИЛЬНЫЕ ДОРОГИ
  • 1. Общие положения
  • 2. Организация и безопасность движения
  • 3. Охрана окружающей природной среды
  • 4. Основные технические нормы и транспортно-эксплуатационные показатели. расчетные скорости и нагрузки
  • Основные параметры поперечного профиля дорог
  • План и продольный профиль
  • Ландшафтное проектирование
  • Велосипедные дорожки и тротуары
  • 5. Пересечения и примыкания
  • Пересечения автомобильных дорог с железными дорогами и другими коммуникациями
  • Переходно-скоростные полосы
  • 6. Земляное полотно
  • Грунты
  • Верхняя часть земляного полотна (рабочий слой)
  • Насыпи
  • Выемки
  • Земляное полотно в сложных условиях
  • Водоотводные устройства
  • Укрепление земляного полотна и водоотводных сооружений и специальные геотехнические конструкции
  • 7. Дорожные одежды
  • Жесткие дорожные одежды
  • Нежесткие дорожные одежды
  • Дополнительные слои, укрепленные полосы обочин и разделительных полос
  • Материалы для дорожных одежд
  • 8. Мосты, трубы и тоннели
  • 9. Обустройство дорог и защитные дорожные сооружения
  • 10. Здания и сооружения дорожной и автотранспортной служб.
  • Приложение 1 дорожно-климатические зоны ссср
  • Приложение 2 классификация типов местности и грунтов
  • Приложение 3 элементы земляного полотна
  • Приложение 4 коэффициент уплотнения грунта
  • Приложение 6 стабильные и нестабильные слои насыпи
  • Приложение 7 слои дорожной одежды
  • Все страницы

СТРОИТЕЛЬНЫЕ НОРМЫ И ПРАВИЛА

АВТОМОБИЛЬНЫЕ ДОРОГИ

СНиП 2.05.02-85

РАЗРАБОТАНЫ Союздорнии Минстроя (канд. техн. наук В.М. Юмашев — руководитель темы; О.Н. Яковлев, кандидаты техн. наук Н.А. Рябиков, Н.Ф. Хорошилов; д-р техн. наук В.Д. Казарновский; канд. техн. наук В.А. Чернигов, А.Е. Мерзликин, Ю.Л. Мотылев, А.М. Шейнин, И.А. Плотникова, В.С. Исаев; Н.С. Беззубик) с участием Союздорпроекта Минтрансстроя (В.Р. Силков; канд. техн. наук В. Д. Браславский; С.А. Зарифьянц), Московского автомобильно-дорожного института Минвуза СССР (д-ра техн. наук В.Ф. Бабков, Е.М. Лобанов, В.В. Сильянов), Союзпромтрансниипроекта Госстроя СССР (В.И. Поляков, П.И. Зарубин, В.С. Порожняков; канд. техн. наук А.Г. Колчанов), ВНИИБД МВД СССР (канд. техн. наук В.В. Новизенцев; В.Я. Буйленко), Гипродорнии Минавтодора РСФСР (д-р техн. наук А.П. Васильев; кандидаты техн. наук В.Д. Белов, Е.М. Окороков), Гипроавтотранса Минавтотранса РСФСР (В.А. Велюга, Ю.А. Гольденберг), Гипронефтетранса Госкомнефтепродуктов РСФСР (А.В.Щербин), Грузгосоргорнии Минавтодора ГССР (канд. техн. наук Т.А. Шилакадзе).

ВНЕСЕНЫ Союздорнии Минтрансстроя.

ПОДГОТОВЛЕНЫ К УТВЕРЖДЕНИЮ Главтехнормированием Госстроя СССР (Ю.М. Жуков).

С введением в действие СНиП 2.05.02-85 «Автомобильные дороги» с 1 января 1987 г. утрачивают силу СНиП II-Д.5-72 «Автомобильные дороги. Нормы проектирования» и «Указания по проектирования земляного полотна железных и автомобильных дорог» (СН 449-72) в части норм проектирования земляного полотна автомобильных дорог.

При пользовании нормативным документом следует учитывать утвержденные изменения строительных норм и правил и государственных стандартов.

Внесены Изменение № 1, утвержденное постановлением Госстроя СССР от 27.02.1987 г. № 39, введенное в действие с 01.03.1987 г. (БСТ 5-87); Изменение № 2, утвержденное постановлением Госстроя СССР от 09.06.1988 г. № 106, введенное в действие с 01.07.1988 г. (БСТ 12-88); Изменение № 3, утвержденное постановлением Госстроя СССР от 13.07.1990 г. № 61, введенное в действие 13.07.1990 г. (БСТ 11-90); Изменение № 4, утвержденное постановлением Минстроя России от 08.06.1995 г. № 18-57, введенное в действие с 01.08.1995г. (БСТ 7-95); Изменение № 5, утвержденное постановлением Госстроя России от 30.06.2003 № 132, введенное в действие с 01.10.2003 г. (БСТ 11-2003).

Государственный комитет СССР по делам строительства

Строительные нормы и правила

Взамен СНиП II-Д.5-72 и

СН 449-72 в части норм проектирования земляного полотна автомобильных дорог

Настоящие нормы и правила распространяются на проектирование вновь строящихся и реконструируемых автомобильных дорог общего пользования в Российской Федерации и подъездных дорог к промышленным и сельскохозяйственным предприятиям.

Настоящие нормы и правила не распространяются на проектирование временных автомобильных дорог различного назначения (сооружаемых на срок службы менее 5 лет), автозимников, дорог лесозаготовительных предприятий, внутренних дорог промышленных предприятий (испытательных, внутриплощадочных, карьерных и т.п.), внутрихозяйственных автомобильных дорог в колхозах, совхозах и других сельскохозяйственных предприятиях и организациях.

Технические параметры СНиП 2.05.02.-85 соответствуют СТ СЭВ 2791-80, СТ СЭВ 5387-85, СТ СЭВ 5388-85

(Измененная редакция, Изм. № 1, № 5)

Строительные нормы и правила дорожного строительства

Проектирование, строительство, обслуживание и ремонт автомобильных дорог – сложный технологический процесс, который невозможно соблюдать, не изучив специальные правила. В строительных нормах и правилах подробно описываются этапы возведения дорожного полотна, мероприятия по дальнейшему обслуживанию. Нормы разработаны с целью обеспечения требуемого качества автомобильных дорог ведомственного и общего назначения.

Структура документа

Правила, регламентирующие устройство дорожных покрытий, включают ряд основополагающих моментов:

  • общие положения;
  • рекомендации, как правильно с соблюдением действующих норм организовать дорожно-строительные работы;

При строительстве и реконструкции автомобильных дорог кроме требований правил следует соблюдать требования, содержащиеся в других документах

  • указания по выполнению подготовительных мероприятий;
  • порядок возведения земляного полотна (подготовка основания, разработка выемок, укрепление, отделка);
  • обустройство вспомогательных прослоек (дренажных, изолирующих, морозозащитных);
  • устройство покрытия из отличающихся по составу смесей, укрепленных органическими или неорганическими вяжущими материалами;
  • пошаговый контроль этапов строительства;
  • приемо-сдаточные мероприятия.

Общие положения

Требования, регламентированные данным документом, распространяются на реконструкцию действующих и строительство новых дорог. Огромное значение отводится при этом максимальному сохранению сложившейся веками экосистемы данного региона. При производстве работ следует соблюдать следующие правила:

  • Камень, щебень и твердые материалы сгружать в специально отведенных зонах.
  • Территории асфальто- и цементозаводов необходимо оборудовать площадками с твердым покрытием, обустроить водоотвод.

Технологические решения должны предусматривать недопущение причинения ущерба окружающей природной среде и сохранение устойчивого природного баланса при выполнении работ

Этапы организации работ по строительству дорог

Возведение покрытий автомобильных дорог, предназначенных для обслуживания предприятий и дорог общего назначения, имеет некоторые нюансы. Так, при проектировании дороги, находящейся рядом с действующими промышленными комплексами, следует учесть расположение раннее подведенных коммуникаций (водо-, газопроводов, электрических инженерных сетей). Новое строительство не должно отрицательно сказаться на нормальной хозяйственной деятельности предприятия. Но имеется ряд общих требований, не зависящих от назначения дороги:

  • при организации работ необходимо применять дорожную технику специального назначения;
  • для удобства строителей использовать бытовки, которые при надобности быстро транспортируются на нужный участок работ;
  • асфальтобетонные, цементобетонные заводы следует располагать на расстояниях, экономически обоснованных при проектировании;
  • работу оборудования и специальных комплексов машин необходимо организовать таким образом, чтобы не происходило длительных простоев.

Повреждения, нанесенные природной среде в зоне временного отвода в результате строительства временных сооружений и дорог, проезда строительного транспорта, стоянки машин, складирования материалов и т.п., должны быть устранены к моменту сдачи дороги в эксплуатацию

Пункты, оговаривающие мероприятия по сохранности окружающей среды, следует строго соблюдать. Некоторые особенности имеет организация строительно-дорожных работ в сельхоз предприятиях. В данном случае требуется согласовывать сроки проведения строительных мероприятий с владельцами земельных угодий. Дорожные мероприятия не должны внести дисбаланс при обработке посевных площадей, выпасе скота.

Подготовительная стадия

Прежде, чем приступать к укладке дорожного покрытия, следует согласно положениям СНиП 3.06.03-85 «Автомобильные дороги» и утвержденной проектной документации, произвести разработку и подготовку основы. Для этого необходимо выполнять следующие требования:

  • Очищать дорожную полосу от растительности в районах вечной мерзлоты исключительно в зимний период. Убирать деревья, кустарники, не попадающие в зону производства работ, категорически запрещено.
  • Отходы, полученные после вырубки, требуется убрать до начала работ. Захламлять ими обочины недопустимо. Мусор допускается сжечь, соблюдая требования пожарной безопасности.
  • При работах, проводимых на участках с повышенной влажностью, необходимо оборудовать водоотводы, обеспечивающие осушение почвы.
  • Если автодорога пролегает на участке, где в дальнейшем планируется проведение коммуникаций, следует произвести предварительную укладку конструкций, позволяющих затем проложить необходимые инженерные линии.

Работу по устройству слоев дорожной одежды следует производить только на готовом и принятом в установленном порядке непереувлажненном и недеформированном земляном полотне

После окончания работ обязательным требованием является рекультивация площадей временного использования с последующей сдачей землепользователям.

Этапы работ по возведению земляного полотна

Обычно земляное полотно возводится за один прием, за исключением участков, обладающих специфическими грунтовыми условиями. При пролегании трассы по болотистой почве или скальным породам разрабатываются специальные проекты, которые предусматривают технологические перерывы, допускающие возможность движения спецтранспорта с ограничением нагрузки и скорости. Возведение земляного полотна проводится по следующему алгоритму:

  • начальная подготовка основания;
  • разделка углублений, возведение, непосредственно, насыпи;
  • укрепление, отделка боковых скосов;
  • мероприятия по контролю.

В данном разделе документа также оговариваются особенности и отличия производства работ для различных климатических зон (вечной мерзлоты, пустынь) и на разных типах грунтов (скальных, болотистых, солончаках).

Подбор составов смесей для устройства оснований и покрытий следует производить в соответствии с требованиями соответствующих нормативных документов к этим материалам

Организация работ по сооружению вспомогательных прослоек

Согласно требованиям СНиП, дорожное покрытие оборудуется слоями специального назначения (дренажные, морозозащитные, изолирующие), которые укладываются по разработанным методикам, регламентирующим следующие моменты:

  • Температура бетонной смеси, в состав которой входят легкие наполнители, каменные материалы пористого типа, смеси, содержащие шлаки, золу, при укладке не должна быть ниже 5⁰ С.
  • Швы как продольные, так и поперечные, формируются путем установки реек либо нарезаются непосредственно в незастывшем бетоне.
  • Материалы плиточного исполнения укладываются, соблюдая максимальное пятно контакта. При неплотном прилегании производится подсыпка песком.
  • Для обеспечения полноценного дренажа используются синтетические материалы, которые укладываются внахлест с перекрытием, после чего закрепляются. Величина нахлеста составляет 10 см.

Устройство покрытий с использованием различных грунтов

Данная глава СНиП рассматривает варианты смесей крупнообломочных, глинистых, суглинистых почв с вяжущими составами органического либо неорганического происхождения, допустимые размеры частиц, позволяющие создать качественное полотно:

  • при использовании крупнообломочных грунтов частицы не должны превышать 4 см, их общее количество должно составлять менее 70% общей массы;

Состав и объем геодезической разбивочной основы, а также фактические отклонения при выполнении геодезических работ в процессе строительства должны соответствовать требованиям

  • в глинистых грунтах частицы не должны превышать 0,5 см, процентное содержание должно быть менее 25%;
  • при использовании суглинистых почв учитывается тот момент, что они обладают повышенной текучестью. Поэтому в обязательном порядке правила требуют добавки вяжущих веществ, растворимых – в виде водных растворов, нерастворимых – в виде суспензий.

По завершении данного этапа производится уплотнение и укатка. При использовании вяжущих материалов неорганического типа, следует помнить, что выполнять работы лучше при температурах выше 5⁰ С. Вводятся такие добавки при помощи дозаторов.

После того, как укрепление дорожного основания завершено, разрешается движение по нему специализированной техники спустя 5 дней.

Приемо-сдаточные испытания

По окончании дорожно-строительных мероприятий проводятся приемочные испытания, предусматривающие оформление актов освидетельствования выполненных работ. При приемочном контроле проверяются фактические показатели на соответствие требованиям, предусмотренным проектом. Контролю подлежат следующие параметры:

  • Плоскостность поверхности покрытия.
  • Значение плотности возводимых слоев.

  • Коэффициент сцепления шин транспортного средства с поверхностью.
  • Прочностные характеристики состава покрытия, толщина.

Контроль параметров плоскости покрытия осуществляется с использованием рейки длиной 3 метра. Контролируется значение зазоров под рейкой по 5 точкам контроля, которые находятся на одинаковом расстоянии. Требования СНиП предусматривают выполнение комплекса замеров, состоящего не менее чем из 20 контрольных измерений. Методика выполнения расчетов для контроля параметров детально описана соответствующим разделом строительных норм и правил.

Документ регламентирует комплекс обязательных требований, выполнение которых направлено на выполнение качественного дорожного покрытия, обеспечивающего безопасное передвижение транспортных средств.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector