Stroi-doska.ru

Строй Доска
2 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Откос канавы своими руками

Укрепляем стенку дренажной канавы: 5 основных способов

Дренажную систему разворачивают, чтобы сохранить необходимый уровень влажности почвы на земельном участке.Если грунтовые воды залегают близко к поверхности земли или идут обильные осадки, то дренажная канава для отведения излишков воды необходима.Обычно расположена водоотводная канава вдоль участка.

  • Вариант 1 — трехмерная геосетка для укрепления стенок дренажной канавы
  • Вариант 2 — противоэрозионные геоматы
  • Вариант 3 — самодельные габионы
  • Вариант 4 — объемная георешетка
  • Вариант 5 — бюджетные способы
    • Старые шины — популярно для дачи
    • Листы шифера
    • Кладем пенопласт своими руками
  • Подпорные стенки

Закрытая дренажная сеть (бетонные трубы для канавы)требует много затрат, поэтому владельцы земельных участков предпочитают развернуть несколько открытых канав соединяющихся между собой. В этом случае не требуется прокладка труб. Однако открытая сточная канава тоже имеет недостаток. Он состоит в том, что со временем склоны осыпаются. Поэтому целесообразно их укреплять, особенно если расположена дренажная канава вдоль забора.

  • Если угол крутизны менее 8°, то укрепление склонов выполняют при помощи высадки растений.
  • Геосетками и геоматами закрепляют склоны, угол которых в диапазоне от 8° до 15°.
  • Крутые склоны, угол крутизны которых больше 15°, укрепляют с использованием армирования изнутри.Для этого применяют способы армирования георешетками и габионами.

Неглубокие траншеи выкладывают изнутри камнями.

Рассмотрим наиболее популярные методы укрепления.

Вариант 1 — трехмерная геосетка для укрепления стенок дренажной канавы

Геосетку очень часто применяют для фиксации откоса. Она представляет собой ячеистую сетку из усиленных нитей, переплетенных между собой. Места соединения нитей дополнительно закреплены. Для производства применяют полимерный материал. Также полимерные составы используют для дополнительной обработки с целью усиления сетки. Корни посаженных вблизи растений легко проникают в ячеистые отверстия и тем самым создают дополнительное крепление грунта на поверхности склона.

Полимер, из которого выполняют геосетку, устойчив к гниению, неблагоприятным природным факторам, коррозийным процессам. Сетка не подвергается деформации и обладает высокой износостойкостью; способна выдержать высокие нагрузки и напряжение. Геосетку изготовляют из гибкого материала, поэтому ее укладывают даже на неровную поверхность.

  1. При помощи ручного катка уплотняют грунт внутри канавы.
  2. Далее раскатывают рулоны материала, полосы стыкуют между собой.
  3. Крепят материал внутри траншеи каждые 1,5 м специальными скобами.
  4. Сетку декорируют или маскируют путем засыпки или высадки растений.

Вариант 2 — противоэрозионные геоматы

Структура геомата состоит из послойно соединенных полипропиленовых решеток скрепленных полипропиленовыми нитями. Внешне это напоминает многослойную паутинку. Просветы между нитями небольшие, поэтому геомат удерживает грунт откоса и препятствует распространению корней растительности. Со временем растения плотно сплетаются с материалом и усиливают стенки канавы.

Полипропилен геоматов устойчив к условиям внешней среды (воздействию воды, солнечному свету, перепадам температур, гниению), не токсичен, непожароопасен.

Укладывать покрытие несложно и можно даже зимой. Выполняются работы в следующей последовательности:

  1. Подготовка траншеи, очистка.
  2. Край рулона крепим анкерами к верхней части откоса.
  3. Раскатываем материал до дна траншеи и отрезаем.
  4. Нижняя часть куска материала закрепляется.
  5. Следующую полоску материала раскатываем сверху донизу внахлест на 15 см с предыдущей.
  6. На покрытие выкладывается слой земли 3-5 см и высаживаются семена.При этом сетка для укрепления склонов дополнительно усиливается растительностью.

Геомат отличается пористой структурой, которая корневой системе растений позволяет легко прорастать сквозь материал

Вариант 3 — самодельные габионы

Габионы – это каркас из металлической сетки, наполненный материалом типа камня, гальки и другого. Размер ячейки каркаса делают больше, чем насыпаемый материал.Эта конструкция удерживает и декорирует откос.

Сетку изготавливают из металла с двойным кручением, оцинкованного или покрытого ПВХ, чтобы избежать коррозии. Сначала выполняют монтаж габиона, а потом засыпают выбранный материал.

Габионы бывают заводского производства и собственного.Чтобы самостоятельно изготовить габионы нужно:

  • Сварить из прутьев металлический каркас для склонов канавы. Диаметр прутьев около 6 мм.
  • Установить каркас в канаву.
  • Далее наполнить каркас заранее купленным наполнителем и закрыть металлической сеткой.

Вариант 4 — объемная георешетка

Георешетка представляет собой ленты из синтетического материала скрепленные таким образом, что само покрытие представляется сотовой структурой. В ячейки насыпается наполнитель. При высокой влажности предпочтительно засыпать щебень или гальку. Если склоны сухие, то можно использовать и песок.

Георешетки выполняют из перфорированных лент и лент без перфорации. Перфорированные геосоты обладают наилучшими дренажными свойствами, поэтому для укрепления дренажной канавы они являются наиболее предпочтительными.

Покрытие без перфорации допускается использовать, если предварительно выстелить геотекстильную прослойку!

Ширина ленты определяет высоту ребра решетки. Ширина ячейки тоже варьируется.Насыпной материал и угол наклона укрепляемой стенки траншеи определяет выбор георешетки.

Материал, используемый для геосот, отличается повышенной износостойкостью, прочностью, устойчивостью к гнилостным процессам и другим воздействиям окружающей среды.

Процесс укладки покрытия выполняется в несколько этапов:

  1. Ровняем и уплотняем грунт на склонах канавы. При необходимости выстилаем дно транше и геотекстилем.
  2. Покрытие укладываем сверху вниз.
  3. Натягиваем покрытие и крепим анкерами с загнутым верхним концом. Важно выполнить это правильно, так как от этого зависит срок эксплуатации.
  4. Заполняем геосоты наполнителем.

Вариант 5 — бюджетные способы

В условиях нехватки денежных средств можно применяют экономные варианты конструкций, которые обеспечат укрепление откосов. Способов укрепить канаву на дачном участке придумано уже немало. Опишем некоторые из них.

Старые шины — популярно для дачи

Шины укладывают рядами, крепят к поверхности и между собой. Потом засыпают наполнитель, в том числе и в промежутки между шинами.Шинами укрепляется и дренажная яма.

Листы шифера

Вариант недорогой и не требует особых усилий. Установленные и закрепленные листы шифера на склонах канавы выполняют укрепляющую функцию, однако материал не отличается износостойкостью.

Кладем пенопласт своими руками

Недорогой вариант – это откосы из пенопласта. Материал устойчив к гниению. Пенопласт используют и как геотекстильную прослойку. Укрепление дренажной канавы откосами из пенопласта — это популярно среди владельцев дач и частных домов.

Подпорные стенки

Подпорные стенки- способ предотвращающий обрушение грунта со склонов под различным углом. Он широко используется не только в дренажных канавах.

Есть разные виды подпорных стенок.Их изготовляют из материалов: дерева, камня, кирпича, бетона и других. Для водосточных канав предпочтительнее использовать устойчивый к влаге материал: бетон, камень.Конструкция подпорной стенки по размерам может быть рассчитана профессионалами или самостоятельно в специализированных компьютерных программах. Подпорные стенки нужны для укрепления дренажной канавы.

Устройство подпорной стенки выглядит следующим образом:

  • Фундамент. Берет на себя главную нагрузку. Эта часть стенки располагается ниже уровня земли.
  • Тело. Собственно сама стенка, которую создают из выбранных материалов.
  • Дренаж (водоотвод). Его располагают за стенкой над фундаментом.Он предотвращает размыв конструкции.

Для примера рассмотрим устройство подпорных стенок из бетона.

Бетонное укрепление канавы на дачном участке характеризуется прочностью и долговечностью. При необходимости бетонная стенка декорируется камнем, кирпичом или другим облицовочным материалом. Первым делом нужно вырыть траншею, глубина которой зависит от закрепляемого от обрушения склона. Например, для склона 1 м. траншею для стенки выкапывают глубиной 0,3-0,4 м. Из скрепленных между собой досок делают каркас. На дно траншеи выкладывают слой щебня и устанавливают арматурную сетку. В подготовленный каркас заливают бетон.

Дерево чаще используют, чтобы выполнить укрепление стенок котлована. Чтобы исключить риск обрушения грунта по периметру котлована вертикально выставляют деревянные брусья встык. На дно выкладываются распорки (горизонтальные доски, упирающиеся в вертикальные).

Способов самостоятельного укрепления немало. Заводские материалы считаются надежнее подручных материалов. Чтобы определиться с укрепляющим материалом, анализируют тип грунта, угол наклона откосов и финансовые возможности. Укрепление дренажной канавы — это важный момент, который надо учесть при устройстве канализации на даче.

Дренажная и водоотводная канава: уклон и укрепление откосов

Канавы — это линейные выемки грунта вдоль дорог, строительных площадок или отдельных земельных участков. Такие канавы часто называют водоотводными или дренажными. Их основная задача производить осушение дорог, дорожек или участков. Дренажные или водоотводные канавы используются при глубине залегания горизонта грунтовых вод до 2 метров. Если канавы перехватывают и отводят воду, поступающую с вышерасположенной территории, то такую дренажную канаву называют нагорной. Если дренажные канавы располагаются вдоль всех границ участка или дороги, то такие канавы называются кюветами. Если участок или дорога имеют рядом круглогодичный поток грунтовых вод, то водоотведение осуществляется каналами в закрытых лотках. Дренажные канавы располагаются со стороны притока грунтовых вод. На болоте (торфяные грунты) дренажные канавы планируются с обеих сторон дороги и со всех строн от дренируемого участка. При глинистых грунтах наименьшие уклоны дренажей принимаются равными 2 ‰ (2 промилле — то есть уклон 2 см на 10 метров), а при песчаных грунтах — 3 ‰. [по данным СП 104-34-96 и Пособия к СНиП 2.05.07-85 2.229].

Читать еще:  Расстояния от основания откоса котлована до опоры подъемника

Для дренажных канав (кюветов) возле автомобильных дорог дно дренажных канав должно иметь продольный уклон не менее 5‰, и в исключительных случаях — не менее 3‰. При невозможности обеспечения допустимых уклонов следует предусматривать быстротоки, перепады и водобойные колодцы. Если при проектировании продольного профиля дренажных канав топографические условия местности не позволяют выдержать один и тот же продольный уклон, следует назначать крутые уклоны на коротких участках с соответствующим типом крепления или устраивать между ними вставки с уклонами, не требующими укреплений. Минимальная допускаемая скорость течения воды по условиям недопущения заиливания канав 0,25 — 0,30 м/с (для канав, не имеющих укрепления и не покрытых растительностью).

Вся система поверхностного несовершенного дренажа территорий, кроме устройства собственно дренажных канав, включает в себя планировку территории и устройство испарительных бассейнов или поглощающих колодцев. Не допускается проектировать выпуск атмосферных вод из кюветов и дренажных канав в:
— водотоки, протекающие в пределах населенного пункта и имеющие скорость течения менее 5 см/с и расход менее 1 м 3 /сут;
— непроточные пруды;
— водоемы в местах, специально отведенных под пляжи;
— рыбные пруды (без специального разрешения);
— замкнутые лощины и низины, подверженные заболачиванию;
— размываемые овраги без специального укрепления их русел и берегов;
— заболоченные поймы рек. [Пункт 2.194 Пособия к СНиП 2.05.07-85]
В местах выхода водотоков на склоны оврагов и низин водоотводные устройства необходимо прокладывать в сторону от земляного полотна и предусматривать их укрепление. Сопряжение водоотводных канав с руслом водотоков следует проектировать с выполнением следующих условий:
в месте сопряжения канаву направлять по течению водотока;
— угол между осями канавы и водотока назначать не более 45 ° ;
— изменение направления канавы проектировать плавным по кривой радиусом не менее 5 м, а на участках подходов к перепадам, быстротокам и искусственным сооружениям — не менее 10 м.
— высотная отметка устья — выпуска воды из канавы или лотка должна быть ниже отметки бровки земляного полотна не менее чем на 1 м.

Крутизна откосов кюветов со стороны дороги должна составлять 1 : 1,5 (1 часть по вертикали к 1,5 части по горизонтали). Глубину кюветов следует принимать не менее 0,6 м, а ширину по дну — 0,4 м. Для районов с сухим климатом допускается уменьшать глубину кюветов до 0,4 м. На болотах глубина и ширина дна кювета должна быть не менее 0,8 метра (а на болотах с аморфным илом или сапропелем — 2 метра). Кюветы следует проектировать, как правило, трапецеидального поперечного профиля, а при соответствующем обосновании — полуциркульного профиля.

Минимальные размеры и другие параметры водоотводных устройств следует назначать на основе гидравлических расчетов, но не менее значений в нижеприведенной таблице [Таблица №20, пункт 2.190 Пособие к СНиП 2.05.07-85].

Вид канавы

Ширина дна после укрепления, м

Глубина, м
/ Возвышение бровки над уровнем воды

Крутизна откоса при грунтах

Как сделать заезд через канаву на участок? ОТ простого (временного) ДО капитального

Дренажная канава, пролегающая между дорогой и земельным участком, довольно частое явление. Нормальное пользование участком невозможно без устройства проезда через канаву. Переезд вполне можно сделать своими силами. Но перед этим будет полезным получить консультацию по этому вопросу.

Содержание статьи:

Для чего нужны дренажные канавы?

Дренажная канава нужна для отвода поверхностных вод после обильных осадков, таяния снега и от существующих родников. В этом случае делают не глубокие канавы, имеющие уклон в сторону отвода воды. Они защищают проезжую часть дорог и прилегающие земельные участки от разрушений при движении водного потока. А так же от появления ям и рытвин на дороге и оврагов на прилегающей территории.

Глубина и ширина канавы подбираются достаточными для обеспечения пропускной способности стекающей воды. Обычно не более 1 метра в глубину и 2 метра в ширину.

Для осушения заболоченных участков роют более глубокие каналы. Уклон в них может не соблюдаться. Вода накапливается в канале и испаряется. Чем глубже канал, тем ниже опустится уровень подпочвенных вод и большую территорию удастся осушить. Уклон для стока воды может отсутствовать, особенно если эта территория находится в низине и отводить воду некуда. Иногда делают искусственный пруд, с которым соединяется канал. Глубина канала может достигать 2–3 метров, ширина до 5.

Дренажный канал для осушения территории

Согласование устройства переезда через канаву

Прежде всего необходимо письменно согласовать устройство переезда с собственником канавы или с обслуживающей организацией. Собственником может быть дачное, садоводческое товарищество. Обслуживанием чаще всего занимаются дорожные службы. Если информации на этот счет нет, то обратиться необходимо в муниципальную администрацию. Все дороги и сооружения для их обслуживания находятся на балансе муниципалитетов.

Если муниципалитет заявляет о непричастности и ему не известен собственник, пусть сообщит об этом письменно на запрос о согласовании. Тогда уже никто не сможет привлечь к ответственности за самоуправство и повреждение гидросооружения. Именно так числятся подобные объекты в реестре собственников.

В ответ на обращение, должны выдать условия и требования, они могут называться техническими условиями, которые необходимо выполнить и соблюсти при строительстве переезда.

В них должны содержаться условия о необходимости организации пропуска воды, либо допускаться отсутствие коллектора. Например, в случае отсутствия водостока при осушении территории. Указывается минимальный размер сечения трубы и тип трубы. А так же требования по отсыпке и укреплению насыпи. Технические условия могут содержать и другие требования. Например, уведомить об окончании работ и сдать объект по акту.

Ширина заезда и сечение трубы

Технология сооружения переезда без пропуска воды принципиально не отличается от варианта с трубой. Но устройство коллектора предпочтительнее, особенно если есть хоть малейший сток. В этом случае вода не будет застаиваться и распространять неприятный запах.

Ширина проезда подбирается с учетом удаленности канавы от дороги и от границы участка. А так же с учетом возможного использования проезда в качестве временной парковки автомобиля. Если на переезде нет необходимости совершать повороты при выезде на дорогу и съезде с нее, а так же парковать автомобиль, в этом случае достаточно 3 метров.

В случае возникновения такой необходимости, ширину следует увеличить до 4 метров. Этого будет достаточно для заезда с поворотом. А при стоянке автомобиля, можно будет свободно пройти мимо него даже с детской коляской или строительной тачкой. Свыше 5 метров не стоит сооружать, это сильно затруднит прочистку коллектора, что неизбежно понадобится через несколько лет.

Сечение трубы должно быть не менее 400 мм. Иначе труба будет быстро заиливаться и требовать частой прочистки.

При подборе сечения так же следует учитывать:

  • максимальный объем водостока в весенний период и в период ливней;
  • минимально допустимую толщину насыпи над трубой для ее предохранения от нагрузок, с учетом материала трубы;
  • глубину канавы;
  • высоту приподнятости трубы над дном канавы, для снижения заиливания.

Временный и упрощенный вариант переезда

Начинаются работы с подготовки основания под трубу. В начале засыпается слой щебня, фракции 40–100 мм, чтобы труба не осаживалась при воздействии на нее проезжающего автомобиля. Щебень утрамбовывается. Высота щебня от 10 до 20 см, над уровнем дна. Это необходимо, чтобы труба была выше дна и не заиливалась. Поверх щебня насыпается песок и также утрамбовывается, слоем 10 см. Песок нужен для обеспечения полного соприкосновения всего тела трубы с основанием.

Основание должно иметь уклон по всей длине 3 см на каждый метр в сторону стока. Такой уклон обеспечит хороший ток воды и будет смывать большую часть взвеси. В том числе и при чистке трубы с помощью аппарата высокого давления, например Керхера.

Читать еще:  Лента утеплительная для откосов

На подготовленное основание укладывается труба или секции труб. Далее труба засыпается грунтом с послойным уплотнением трамбовкой. Общий слой насыпи над трубой, должен быть не менее 50 см. Если это не возможно, необходимо защитить трубу перекрытием из бетона или ж/б плит.

На грунт укладывается дорнит или геотекстиль, чтобы щебень не перемешивался с грунтом. Последний слой в 20 см до уровня верхней отметки засыпается опять щебнем, фракции 40–100 мм. Поверх щебня небольшой слой песка, для закрепления щебня. Щебень служит для распределения нагрузки автомобиля и препятствует образованию колеи.

Торцы насыпи следует укрепить от размывания и осыпания. Их присыпаю грунтом и засевают травой. Можно использовать дорожную геосетку, что еще лучше укрепит откос.

Для укрепления также можно соорудить кирпичную кладку или залить бетонную стенку. В обоих случаях необходимо начать с подготовки основания, чтобы предотвратить проседание подпорных стенок во влажный грунт.

Стандартный вариант переезда

Для основания используют щебень, при этом укладывают и утрамбовываю его не только на дно канавы, но и на уклонах. Бетон можно приготовить на месте и залить в подготовленную опалубку. Если толщина стенок менее 400 мм, то обязательно выполняется каркас из арматуры. Толщина стенки должна быть не менее 25 см.

Над трубой, у кладки или бетонной стенки, стоит сделать зазор в 5 – 10 см, который уплотняется мягким изолирующим материалом. Это не даст стенке воздействовать на концы трубы, при небольшой просадке, и предохранит ее от слома на две части. Особенно важно для бетонных коллекторов.

Для предотвращения съезда автомобиля, следует приподнять стенку над полотном проезда на 15 см.

Капитальный вариант проезда

При устройстве капитального проезда, меняется технология засыпки трубы. Перед укладкой трубы на подготовленное основание укладывается сначала геотекстиль или дорожный дорнит с нахлестом на откосы канавы. Затем укладывается труба и засыпается щебнем средней фракции 20–60 мм. Тканый материал не позволит щебню под нагрузкой проникать в грунт.

Поверх уплотненного щебня укладывается каркас из арматуры, и заливается бетон. Особое внимание необходимо уделить краям бетонной поверхности. Чтобы они не обламывались, на съездах следует сделать углубление и увеличить толщину бетона до 200 мм. Или уложить плашмя дорожный бордюр по краям съезда с бетона.

Другие варианты конструкции

Вариант с трубой самый популярный, но не всегда он самый оптимальный. Вполне может случится так, что трубу придется везти издалека, а тратить на это лишние деньги не очень хочется. Не редко где-то поблизости могут оказаться другие подходящие материалы.

В таком случае можно рассмотреть альтернативные варианты устройства переезда:

  • вариант с переездом из железобетонных плит;
  • накат из деревянного лафета толщиной 150 мм;
  • укладка бетонных блоков;
  • использование п-образных бетонных коллекторов (лотков);
  • устройство мостика.

Во всех этих случаях необходимо правильно выбрать расстояние между опорами, чтобы плита или настил не проломились под тяжелым автомобилем. При этом не стоит исключать заезд на участок грузовых машин и строительной техники.

Для протока воды будет достаточно ширины в 0,5 метра. В этом случае любая конструкция перекрытия выдержит даже автомобильный кран.

Опоры по откосам можно залить из бетона, либо установить бетонные блоки на подготовленное основание. Но как быть если расстояние между откосами канавы значительно больше.

Если глубина канавы менее 70 см, то целесообразно использовать железобетонные П-образные лотки. Они выпускаются разных размеров и с готовыми решетками, способными выдержать вес легкового автомобиля. Если планируется заезд тяжелых машин, то вместо решетки можно уложить бетонную плиту перекрытия.

Такой коллектор укладывается плоской стороной на щебень или свежий бетон. С боковых сторон засыпается щебнем, чтобы вертикальные стенки не отклонились от вертикали при нагрузке. Такой коллектор удобно чистить от отложений ила.

Из какого материала выбрать коллектор?

Традиционно использовались толстостенные металлические трубы. Также промышленность выпускает немало железобетонных коллекторов: круглые секции, П-образные или квадратные. Есть и небольших размеров.

Однако все эти конструкции тяжеловесные и требуют для перевозки и монтажа тяжелой строительной техникой. В то же время современные технологии позволили наладить выпуск коллекторов из других материалов, малого веса, но не менее пригодных для устройства подъезда к участку.

К ним относятся трубы пластиковые двухслойные гофрированные безнапорные из полимерных материалов, различного диаметра от 100 мм до 1 метра. Стандартная длина 6 метров, но многие продавцы продают нужной длины. Вес 1 м/п диаметром 500 мм составляет около 10-14 кг, стоимость на 2021 год от 3000 рублей. Существенную роль в стоимости продукта играет класс кольцевой жесткости (SN).

Такие трубы выдерживают значительные нагрузки, включая тяжелые автомобили, при соблюдении технологии укладки. Срок службы заявляют от 50 до 100 лет. На сегодня это лучший вариант выбора.

Неплохим альтернативным вариантом является труба, тоже полимерная, но гладкая – ПНД. Вес 1 м/п диаметром 500 мм составляет от 20 до 45 кг, при толщине стенки от 12 до 30 мм. Трубы напорные, предназначены для водопроводов и газопроводов. Примерная цена на них от 2500 рублей со стенкой 12 мм до 6000 рублей со стенкой 30 мм. От толщины стенки будет зависеть и вес автомобиля, который она сможет выдержать, если полотно переезда будет грунтовым.

Частые ошибки при устройстве переезда

ОШИБКАПОСЛЕДСТВИЯ
Труба укладывается на дно канавы без подготовки основания, в уровень днаПод воздействием нагрузок, вдавливается во влажный грунт и быстро заиливается
Концы трубы не выступают за край грунта на откосеГрунт осыпается, смывается дождем и накапливается перед трубой, в паводок заносится в трубу с водой
Устройство бетонной стенки на торцах трубы без компенсационного зазораПри просадке, опорные стенки давят на концы трубы и обламывают их, либо трубу
Вместо одной трубы 400 мм укладывают 2 по 250 ммТрубы быстрее заиливаются, а чистить такую трубу очень проблематично
Высоко подняты бетонные стенки над полотном проездаЦарапают кузов автомобиля, разрушаются от наезда на них колесом грузовой машины
Заужена ширина переезда, близко расположенного к дорогеПри повороте на дорогу или с нее, задние колеса попадают мимо перекрытия в канаву, разрушая край проезда
Верхний слой засыпки над трубой менее 40 см и без перекрытияВозможно разрушение трубы от нагрузки тяжелого автомобиля.
В мелкую канаву уложена труба, вместо п-образного коллектораТруба будет заиливаться и проломится, не отработав положенного срока

Стоимость устройства въезда через канаву

Не трудно догадаться, что общая цена сооружения будет складываться из затрат на материалы, включая их доставку, а также стоимости работ.

В зависимости от размеров канавы, а также выбранного типа конструкции, стоимость переезда может существенно разниться. Помимо этого, имеет значение, будет ли задействована техника в процессе работы или вы решите выполнить земляные работы и засыпку своими силами.

На основе нашего анализа цен на 2021 год можно сделать вывод, что средние минимальные вложения в устройство простого переезда с пластиковой трубой и отсыпкой из щебня и песка составят около 30 000 руб.

Полезно будет обратится в несколько строительных компании и, сообщив им все вводные данные, получить расчет. После этого можно будет сделать окончательный вывод: стоит ли стараться удешевить смету, приложив собственные усилия либо сэкономить время и поручить работу подрядчику.

Водоотводная канава: как правильно ее обустроить, последовательность выполнения работ

Мало кто возьмется опровергать утверждение о том, что сегодня ливневая канализация и ее разновидность – дренажная (она же водоотводная) канава – это неотъемлемая часть всего благоустройства участка, который в наибольшей степени подвержен затоплению во время дождей или схода талых вод. При этом бывает и так, что мало кто имеет представление о том, что же такое водоотводная канава и как ее обустроить.

Что представляет собой водоотводная канава

Собственно говоря, любая дренажная канава – это специальное углубление в земле, обустроенное вдоль дороги или по периметру объекта, участка.

Водоотводная канава — сооружение в грунте, предназначенное для защиты грунта от размыва или переувлажнения, сбора поверхностных вод и отвода их в ближайший водоток.

Читать еще:  Естественный угол откоса кокса

Принцип ее действия крайне прост: вода, накопившаяся после интенсивных ливней, не застаивается на местности, а стекает по дну канавы в специально оборудованный сток или в естественный водоем. Если вода отводится с вышележащей территории, то такая дренажная канава называется нагорной. А если отвод осуществляется по периметру участка или вдоль дороги, то это – кювет.

Какие преимущества имеет водоотводная канава

Прежде всего, такая канава призвана эффективно отводить воду от участка. Тем самым можно будет предотвратить такие неприятные явления, как:

  • затопление участка и его заболачивание, образование луж на местности;
  • гниение деревянных конструкций и корней растений;
  • угнетение роста растительных посадок на территории;
  • появление грибков и плесени на стенах сооружений;
  • ухудшение здоровья из-за пребывания в условиях повышенной влажности;
  • скопление грязи на участке.

Осадки и растаявшие снега наносят немалый вред хозяйственной деятельности, увеличивают избыток влаги в почве, что может испортить ландшафтный дизайн, привести к гибели садовых растений и разрушить фундамент здания.

К тому же, рытье канавы, как правило, не предполагает привлечения специализированной тяжелой строительной техники. Буквально каждому собственнику по силам взять самую обычную штыковую лопату и самостоятельно вырыть канаву. Водоотводная канава – это еще и самых дешевый и эффективный метод дренажа. Она не потребует практически никаких денежных затрат.

Недостатки, которыми обладает дренажная канава

Впрочем, имеются у данного метода организации дренажа и свои минусы. Например, канава обладает меньшей эффективностью в сравнении с линейной ливневой канализацией и даже с поверхностным линейным водоотводом.

Канава не отличается длительным сроком службы. Впрочем, если подойти к ее обустройству с умом и как следует укрепить – эти сроки продлятся в значительно степени. Но даже и при этом канава нуждается в регулярном обслуживании – восстановлении насыпи, прочистке и прочих ремонтных работах.

К тому же, дренажная канава может подпортить внешний вид участка. Но и здесь все во многом зависит от фантазии самого собственника. Есть примеры удачно вписанных в дизайн ландшафта водоотводных канав, прекрасно декорированных.

Канава — это длинный открытый водоотвод простейшего типа, выкопанный в грунте для сбора и отвода воды, которая скапливаются в результате выпадения большого количества осадков.

Где преимущественно применяют дренажные канавы

Водоотводная канава, как правило, находит свое применение на не слишком больших частных участках. Это связано с низкой степенью автоматизации работ по ее обустройству. А потому в промышленных масштабах дренажные канавы мало используются. Это происходит еще и по причинам вышеуказанных недостатков – необходимость частого ремонта, недолгий срок службы и т.д. Нужно также иметь в виду, что, согласно действующим нормативам, нельзя обустраивать дренажные канавы и выводить их к:

  • водоемам, где обитает рыба и прочие живые организмы;
  • неукрепленным или размытым оврагам и ямам;
  • рекам, в которых имеется проточная вода;
  • водоемам, у которых имеются пляжи для отдыха;
  • а также к естественным низинам, где местность подвержена заболачиванию.

Важно! Запрещено обустройство дренажных канав в тех местах, где уровень протекания грунтовой воды находится на глубине менее двух метров. Это связано с тем, что в противном случае грязная сточная вода может проникнуть в водоносную жилу. Если на участке предполагается залегание грунтовых вод, то водоотводные каналы оснащаются закрытыми лотками.

Недостаток водоотводных – размывание и обрушение стенок. Мощение природным камнем канавы — это способов укрепить откосы водоотводной канавы, а так же придать ей эстетичный вид.

Какие технические требования предъявляются к водоотводным канавам

Для того, чтобы обеспечить наибольшую эффективность работы водоотводной канавы, нужно соблюдать определенные нормативы. Прежде всего, нужно позаботиться об обеспечении нужной степени уклона канавы. Если она вырывается на небольшой частной территории, то можно исходить из принципа: 2 см изменения высоты на каждый метр длины канавы. В случае обустройства дренажа вдоль дорог и промышленных объектов, оптимальным считается угол наклона в 3-5 градусов.

Наибольшую эффективность работы водоотводной канавы обеспечивает организация необходимой степень её уклона.

Если же в силу каких-то причин нельзя обеспечить нужную степень уклона – то необходимо на пути воды организовать специальные быстротоки и так называемые водобойные колодцы. Минимальная скорость водотока должна составлять 0,3 метра в секунду. В этом случае канава может эффективно справляться в большинстве случаев даже со сравнительно интенсивными потоками воды. Что же касается размеров самой канавы, то они следующие:

  • ширина – порядка 50 см;
  • глубина – не менее 70 см;
  • откосы по бокам должны находиться под углом в 30 градусов.

Какими способами можно укрепить водоотводную канаву

Как уже было сказано, одним из существенных недостатков, которыми обладает водоотводная канава, является то, что ее стенки и насыпь подвержены естественному разрушению – осыпанию и размыванию. Однако каждому по силам уменьшить действие этого негативного фактора. И для этого необходимо предпринять меры по укреплению как самой канавы, так и ее откосов.

Во-первых, еще на этапе строительства нужно обеспечить наличие специального дренажного песчано-гравийного слоя по краям канавы. Будет достаточно подушки толщиной в 8 – 10 сантиметров. Уже после завершения работ можно обсадить края канавы декоративными или дикорастущими кустарниками, деревьями. С одной стороны, корневая система их укрепит стенки канавы, а с другой – придаст ей более эстетически привлекательный вид.

Нередко для укрепления канавы и также для улучшения ее внешнего вида применяется природный камень. При умелой выкладке он может до неузнаваемости преобразить такое, на первый взгляд, неказистое сооружение, как водоотводная канава.

Георешетка – это сотовая конструкция из полиэтиленовых лент, ее используют для армирования рыхлых и неоднородных грунтов, укрепления склонов и откосов.

Рекомендуется также применять георешетку. С помощью специальных костылей она прикрепляется ко дну и к стенкам канавы. Такой же материал, как геотекстиль, рекомендуется укладывать на илистый грунт основной площадки полотна. Минимальная толщина насыпи на геотекстиль должна составлять не менее 30 сантиметров. Геотекстилем можно также укреплять и сами стенки канавы, и ее дно. Применяется для этого и так называемая одерновка. Дерн нарезается толщиной от 6 до 10 см и выкладывается по насыпи. Его закрепление можно проводить деревянными спицами. Наконец, можно и просто проявить определенную фантазию и использовать всевозможные подручные средства для укрепления канавы.

Как обустроить водоотводную канаву своими силами

Как правило, собственники небольших участков предпочитают обходиться при обустройстве водоотводных канав своими силами. И для того, чтобы канава действовала с максимальной эффективностью, для начала нужно разметить участок, учитывая естественный уклон местности. Можно даже предварительно составить план на бумаге. Для того, чтобы понять, с каких именно мест нужно отвести воду в первую очередь, можно просто дождаться первого же ливня и посмотреть, где именно воды скопилось больше всего.

Самый удачный вариант – если участок сам представляет собой наклонную местность. В этом случае будет достаточно просто вырыть канаву П-образной или Г-образной формы. Также находит распространение и расположение канавы «елочкой», все «ветки» которой заходят на участки территории и затем сливаются воедино – в «ствол». С учетом вышеуказанных параметров уклона и размеров канала, роется траншея, затем укрепляется канава одним из выше предложенных способов.

С помощью водоотводных канав осушают сырые территории для подготовки участков, предназначенных для возведения зданий и сооружений.

Что говорят специалисты

Возведение дренажных канав на участке – это необходимость. Если владелец вовремя позаботился об их обустройстве – он может оградить себя сразу от многих проблем. И дренажная канава – это именно то, с чего и следует проводить работы по благоустройству любой территории.

При составлении схемы нужно учитывать наличие помех и препятствий на пути. Если встречаются кустарники – их необходимо срыть и пересадить, чтобы избежать затопления корневой системы. Однако лучше всего, конечно, строить план так, чтобы избежать каких бы то ни было преград.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector