Stroi-doska.ru

Строй Доска
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Машины для ремонта откосов

Укрепление откосов методом пневмонабрызга

Накопленный к настоящему времени отечественный и зарубежный опыт в области гидро- и транспортного строительства свидетельствует о том, что для укрепления откосов земляного полотна автодорог можно эффективно использовать метод пневмонабрызга. Основные трудности, которые возникают при его применении, связаны с технологией укладки материала на наклонной поверхности и его уплотнением.

Для этого способа характерно самоуплотнение бетонных, цементогрунтовых или комплексных смесей под интенсивным действием инерционных сил, а также совмещение в едином производственном комплексе процессов транспортирования, нанесения и уплотнения при полной механизации всех технологических операций. Бетонирование набрызгом производится с помощью специальных машин (бетон-шприцмашин) и механизмов. Нанесение материала на откосы земляного полотна производится методом набрызга, или торкретирования.

К настоящему времени сформировались два понятия; торкретбетон и набрызгбетон. Материал при крупности заполнителя до 8 мм принято называть торкретбетоном, а при более крупном заполнителе (до 20. 25 мм) — набрызгбетоном. Торкретбетон отличается более высоким содержанием цемента и на практике используется для создания жестких гидроизоляционных покрытий, декоративных элементов и изготовления тонкостенных покрытий и оболочек. Процесс нанесения набрызгбетона является дальнейшим развитием способа торкретирования, которое с технологической точки зрения разделяется на «сухое» и «мокрое» торкретирование.

При «сухом» способе неувлажненная смесь (естественной влажности до 8 %) вводится в машину и посредством сжатого воздуха транспортируется по шлангу к распылительному соплу, к которому под давлением подводится вода для затворения. Таким образом, сухая смесь увлажняется только непосредственно перед ее вылетом из сопла и в виде пластичного бетона наносится на рабочую поверхность.

При «мокром» способе вода для затворения вводится заранее в исходную смесь перед загрузкой ее в машину. Готовая цементогрунтовая или бетонная смесь транспортируется по трубопроводам посредством сжатого воздуха или насосов.

Преимущества «сухого» метода заключаются в более экономичном и надежном машинном оборудовании, возможности транспортирования сухой смеси на большие расстояния, получении материала с более высокими прочностными свойствами, удобной технологии введения в смесь добавок для ускорения схватывания и твердения.

Преимуществами «мокрого» способа нанесения смеси на поверхность являются отсутствие пылеобразования и более низкие потери исходной смеси за счет отскакивания набрызгиваемого материала.

Набрызгбетон наносится на предварительно подготовленную поверхность, которая может представлять собой скальное или грунтовое основание, кирпичную или каменную кладку, бетон. Для защиты склонов скальных трещиноватых выемок от выветривания применяют облицовку толщиной 2. 3 CM путем нанесения слоя торкретбетона на специальные арматурные сетки, что позволяет отказаться от устройства защитных стенок, крытых галерей и других сложных инженерных сооружений. При этом затраты снижаются на 30. 40 %, что свидетельствует о реальных перспективах использования метода пневматического набрызга для создания различных конструктивных типов зашиты откосов земляных сооружений от процессов выветривания и размывов атмосферными осадками.

При необходимости можно изменять свойства набрызгбетона путем введения специальных составов или добавок. Для создания изоляционных покрытий в сухую смесь вводят керамзит или пенопласт в виде шариков, что позволяет снизить удельную массу материала и повысить его теплоизоляционные характеристики. Можно также армировать набрызгбетон металлическими или синтетическими фибрами (стержнями), рубленым базальтовым или стекловолокном.

Для «сухого» способа нанесения набрызгбетона в основном применяются три типа машин; камерные, шнековые, роторные. Все эти машины используют сжатый воздух в качестве транспортного средства, под действием которого бетонная или песчано-цементная смесь в сухом виде с заполнителем или без него поступает в специальный шланг. На одну массовую часть воздуха приходится в зависимости от диаметра шланга от 4 до 25 массовых частей сухой смеси. На конце шланга расположено сопло, в котором смесь увлажняется. При подаче смеси к месту укладки сопло должно находиться на расстоянии около 1 M от грунтовой поверхности. Распределение увлажненной смеси под большим давлением (со скоростью 100. 200 м/с и более) позволяет получить плотный материал с повышенными (по сравнению с обычным виброуплотненным бетоном или цементогрунтом) показателями прочности, воздухопроницаемости, сцепления с поверхностью цеменогрунта и т.д. Этим способом можно устраивать покрытия толщиной около 40. 50 мм и наносить слои как с мелким, так и с более крупным (до 25 мм) заполнителем.

Для пневмонабрызга выпускают однокамерные и двухкамерные машины. Однокамерные машины — это машины цикличного действия, которые после переработки определенного объема материала необходимо останавливать для загрузки их очередной порцией сухой смеси. Такие машины отличаются простотой конструкции, надежностью в работе и простотой обслуживания.

Двухкамерные машины рассчитаны на непрерывную работу, HO могут использоваться и в режиме цикличности. Это наиболее старый тип машин, изобретенный Карлом Эйкли еще в 1907 г., которые успешно работают в настоящее время.

Шнековые машины непрерывного действия отличаются небольшими размерами. Сущность их работы заключается в том, что машина загружается сухой смесью из открытой приемной воронки и при помощи шнека подает сухую смесь в нагнетательную камеру, откуда она с помощью сжатого воздуха поступает в материальный шланг и сопло. Такая конструкция машин позволяет непрерывно наносить набрызгбетон, обеспечивая стабильность технологических параметров и тем самым высокое качество материала. Такие машины выпускает известная швейцарская фирма «Алива».

Машины роторного типа являются наиболее совершенными машинами непрерывного действия. Особенностью их является то, что сухая смесь через открытую загрузочную воронку с помощью ротора с вертикальной осью вращения загружается в цилиндрические ячейки и равномерно поступает в материальной шланг и затем под действием сжатого воздуха — в сопло. Преимуществом таких машин является их универсальность, позволяющая работать на заполнителях различной крупности и переходить в течение нескольких минут с «мокрого» способа на «сухой». К универсальным относятся отечественные машины БМ-68, БМ-70, швейцарские «Алива-280. Универсал».

Специально выпускаемые машины для «мокрого» способа отличаются между собой в основном способами подачи бетонной смеси в транспортирующий трубопровод (шланг). Подача бетонной смеси осуществляется с помощью поршневых, роторных или червячных насосов, которые непрерывно перемещают исходную смесь в сопло, куда дополнительно подводится сжатый воздух для увеличения скорости вылета набрызгиваемого материала. По этому принципу работают машины фирм «Челендж» (США), «Монтанбюро» (ФРГ).

Особенностью набрызгбетонирования является способность к саморегулированию водоцементного отношения. Независимо от того, как наносится набрызгбетон (вручную или специальным механизмом), он потребляет только такое количество воды, которое требуется для обеспечения его сцепления с бетонируемой поверхностью. Если воды подается больше или меньше оптимального отношения, то набрызгбетон просто не удержится на бетонируемой поверхности.

Преимущество способа пневматического набрызга заключается не только в удачном объединении процессов транспортирования и уплотнения смеси на поверхности грунтовых откосов, но и в создании прочной и долговечной облицовки толщиной до 6 см.

В нашей стране был создан комплект машин для поточной облицовки каналов малого сечения торкретбетоном с производительностью до 860 м2 в смену.

Важное значение имеют вопросы получения материала с заранее заданными свойствами на основе как минеральных, так и органических вяжущих с применением для сухих смесей супесчаных и суглинистых грунтов (табл. 7.1). В качестве грунтовых составляющих может использоваться песок мелкозернистой, супесь легкая и тяжелая, суглинок легкий и средний, отсевы камнедробления.

Анализ процессов, протекающих в конце сопла, показывает, что качество рабочей смеси, в первую очередь, зависит от скорости воздушной струи, обеспечивающей дробление воды на капли, смешение их с воздухом и коагуляцию капель мелких частиц твердой и жидкой фаз в условиях интенсивной турбулентности воздушного потока.

Зависимость прочности цементогрунта от скорости воздушной струи в дозвуковой области приближенно следует гиперболическому закону (рис. 7.2).

Читать еще:  F профиль пвх для откосов коричневый

Возможность компоновки набрызгбетон машин с транспортными, загрузочными устройствами и вспомогательным оборудованием в единый агрегат позволяет увеличить производительность и улучшить качество работ, повысить уровень механизации, снизить трудозатраты и себестоимость. В настоящее время разработаны и используются специальные манипуляторы. Манипулятор состоит из поворачивающегося во все стороны рукава (хобота), на котором закреплено сопло. Фирмой «Эймко» для нанесения набрызгбетона разработан выдвижной манипулятор, позволяющий дистационно осуществлять поворот сопла, а также вращение и подъем стрелы манипулятора в радиусе 4,5 м.

Если набрызгбетон наносится на слабые размокаемые породы, то для предотвращения оседания и разрушения основания предварительно уплотняют откосы с помощью катков и трамбовок. В этом случае для обеспечения лучшего контакта набрызгбетона со слабой породой целесообразно основание предварительно смачивать 50%-ным раствором жидкого стекла, что увеличивает сцепление и укрепляет поверхность откосов. Если приходится бетонировать армированные поверхности, то необходимо иметь арматурную сетку с ячейками размером не менее 100х100 мм при наибольшем диаметре проволоки 6 мм и она должна отстоять от поверхности не менее чем на 20 мм.

Если набрызгбетон наносится на поверхность с отрицательной температурой, то предварительно ее очищают от кусков льда, продувают сжатым воздухом. Чтобы не образовывался на поверхности слой льда, ее не следует промывать обыкновенной водой, в крайнем случае необходимо пользоваться водой с антиморозными добавками или антифризами.

Основными технологическими параметрами, наиболее существенно влияющими на физико-механические свойства набрызгбетона, являются: водоцементное отношение, давление воздуха в машине, скорость вылета материала, расстояние и угол наклона сопла к грунтовой поверхности.

Большое значение для получения качественного покрытия из набрызгбетона и уменьшения количества отскакиваемого материала имеет расстояние между соплом и бетонируемой поверхностью. Если это расстояние слишком мало, то на поверхности вообще не может создаваться никакого слоя набрызгбетона, так как он будет непрерывно разрушаться струей и отбрасываться в сторону. Если расстояние до укрепляемой поверхности более 120 см, то это отрицательно сказывается на прочности набрызгбетона, его сцеплении и количестве отскока.

Оптимальное расстояние между соплом и бетонируемой поверхностью — 100. 120 CM, а давление воздуха на выходе — 0,10. 0,13 МПа. Эти парамефы обеспечивают скорость вылета материала 50. 60 м/с. Наибольшая прочность набрызгбетона и наименьший отскок получаются, когда ось сопла располагается перпендикулярно поверхности.

Набрызгбетон после нанесения нуждается в определенном уходе. Очень важно предохранить его от замораживания, высыхания, различных сотрясений, а также от механических и химических воздействий, особенно в период схватывания и твердения (не менее 6 ч) при использовании добавок-ускорителей или специальных быстро-твердеющих цементов, а в случае применения обычных цементов без добавок-ускорителей — 3 сут.

После нанесения (через 10. 12 ч) покрытие из набрызгбетона обычно увлажняют распыленной струей воды несколько раз в сутки (в зависимости от влажности воздуха один или два раза). Когда температура воздуха ниже 5 °С, увлажнять набрызгбетон не следует. В этом случае, а также когда при высокой температуре воздуха нет возможности обеспечить увлажнение водой, поверхность набрызгбетона от высыхания можно предохранить путем покрытия бетонной поверхности лаком (этиноль) или устройством предохранительной завесы (смоченная ткань, циновки и т.д.), что создает высокую влажность воздуха.

При ведении набрызгбетонных работ на открытом воздухе надо предусматривать мероприятия по защите свежего, еще не схватившегося слоя от сильного дождя во избежание его размывания и повреждения, а также от сухого воздуха, ветра и активного солнечного излучения. Для этого чаще всего используют различные пленки или покрытия из брезента или плотной ткани, смоченные водой. Лучше всего — обеспечить набор прочности набрызгбетона в условиях 100%-ной влажности среды в течение первых 3. 7 сут.

При нанесении покрытий из набрызгбетона возможны различные их повреждения и дефекты, которые в основном носят или конструкционный, или технологический характер. В первом случае повреждения имеют вид трещин, сколов, растрескиваний. Такие дефекты чаще всего возникают в результате очень тонких слоев набрызгбетона или недостаточной степени армирования, несоответствия толщины набрызгбетонного покрытия воспринимаемым нагрузкам или их функциональному назначению (например, статический расчет, не учитывающий возможные динамические воздействия).

Технологические дефекты могут быть самые разнообразные и в основном возникают в результате плохой подготовки основания (грязная поверхность, плохой водоотвод, возможность промерзания и др.), неправильного подбора состава смеси и низкого качества ее компонентов (старый слежавшийся цемент, потерявший свою активность, загрязненность инертных заполнителей, избыточное количество добавок — ускорителей схватывания и твердения и др.).

Однако больше всего дефектов возникает из-за низкой квалификации и недобросовестности исполнителя (рабочего-сопловщика), который не соблюдает необходимые технологические параметры при нанесении набрызгбетона. В этом случае чаше всего нарушается структура набрызгбетона (сильная рыхлость, расслоение, пористость), резко увеличивается отскок. При армировании покрытия в местах пересечения арматуры возникают пустоты, наблюдается появление ржавых полос или пятен, что свидетельствует о недостаточном слое набрызгбетона над арматурой. Часто из-за плохо выполненного дренажа подземных вод на поверхности набрызгбетона возникают белые потеки (высолы), а зимой — обледенения, вздутия и трещины. При неправильном управлении соплом и неравномерной подаче воды на поверхности набрызгбетона возникают сухие или мокрые пятна.

Текущий ремонт откосов земляного полотна с использованием автогрейдера

ТЕКУЩИЙ РЕМОНТ ОТКОСОВ ЗЕМЛЯНОГО ПОЛОТНА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ АВТОГРЕЙДЕРА

1. Область применения

1.1. Технологическая карта предназначена для выполнения работ по текущему ремонту откосов земляного полотна шириной 3,5 м и крутизной 1:2 с использованием автогрейдера.

1.2. В состав работ входят:

сталкивание грунта с обочины на откос;

планировка верхней части откоса;

планировка нижней части откоса;

снятие технических средств организации дорожного движения.

2. Организация и технология производства работ

2.1. Текущий ремонт откосов земляного полотна с использованием автогрейдера необходимо производить при температуре воздуха не ниже 0 °С.

2.2. До начала производств работ необходимо:

спланировать дно резервов так, чтобы не было поперечных и других крупных неровностей;

подготовить съезды с насыпи земляного полотна и площадки для разворота автогрейдера;

спланировать обочину и произвести разбивку верхней и нижней границ откосов (бровок) насыпи;

наметить линию движения внешнего колеса автогрейдера при помощи шнура;

смонтировать на автогрейдерном отвале удлинитель отвала и планировщик откосов;

завезти автосамосвалами грунт для засыпки вымоин на откосах.

2.3. Текущий ремонт откосов земляного полотна выполняют в соответствии с принятой в карте технологией поэтапно (см. технологическую схему, этапы I-III).

Технологическая схема текущего ремонта откосов земляного полотна с использованием автогрейдера:

I — установка технических средств организации дорожного движения; сталкивание грунта с обочины на откос автогрейдером; II — планировка верхней части откоса автогрейдером, оборудованным планировщиком откосов; III — планировка нижней части откоса автогрейдером, оборудованным планировщиком откосов; снятие технических средств организации дорожного движения.

1 — автогрейдер ДЗ-61А; 2 — инвентарный барьер

2.4. Этап I. Участок работ ограждают в порядке, обусловленном «Техническими правилами ремонта и содержания автомобильных дорог общего пользования Украинской ССР».

Сталкивание грунта с обочины на откос земляного полотна производят автогрейдером ДЗ-61А за два прохода. Отвал автогрейдера, оснащенный удлинителем, должен быть установлен в положение, при котором угол захвата составляет 40°, угол наклона 4°, а угол резания 35°.

2.5. Этап II. Планируют верхнюю часть откоса земляного полотна за один-два прохода автогрейдера ДЗ-61А, оборудованного планировщиком откосов, при его движении по обочине. Отвалу автогрейдера придают положение, при котором угол захвата составляет 60°, угол резания 35°.

Читать еще:  Все катиться под откос

В конце участка производства работ разворачивают автогрейдер и перемещают его с верха насыпи на дно резерва.

2.6. Этап III. Планировку нижней части откоса земляного полотна также производят за один-два прохода автогрейдера ДЗ-61А, движущегося по дну резерва. При этом отвал автогрейдера и планировщик откосов должны составлять одну прямую линию.

Поверхность отремонтированных участков необходимо сразу же закрепить путем восстановления травяного покрова или другими способами.

По окончании работ временные ограждения и дорожные знаки снимают.

2.7. Калькуляция трудовых затрат на текущий ремонт откосов земляного полотна приведена в табл.1.

Путевой струг

Путевой струг — путева́я машина, применяемая на железных дорогах для ремонта земляного полотна, а также для очистки железнодорожных путей от снега.

Путевые струги производят нарезку новых и очистку старых кюветов, оправку откосов выемок, насыпей и балластной призмы, отвалку и срезку загрязнённого балласта с соседнего пути при снятой рельсо-шпальной решётке, планировку грунта при строительстве вторых путей, очистку от снега станций и перегонов, отвалку снега в местах его выгрузки.

Содержание

  • 1 Конструкция и принцип работы
  • 2 Универсальный струг-снегоочиститель (СС-1М)
  • 3 Примечания
  • 4 Литература
  • 5 Ссылки

Конструкция и принцип работы [ править | править код ]

Наиболее распространены струги-снегоочистители. Их рабочие органы — два боковых крыла и два снегоочистительных устройства. Боковые крылья находятся в средней части машины и состоят из основной, кюветной и откосной частей, которые могут быть установлены по очертанию поперечного профиля пути на станции, в выемке или насыпи. Снегоочистительные устройства, размещенные в торцевых частях путевого струга, представляют собой вертикальные щиты, плоскости которых расположены под углом 50° — 60° к оси пути или составляют двугранный угол, отбрасывающий снег при движении машины в сторону от пути. Перемещается путевой струг подталкиванием локомотивом, от которого поступает также сжатый воздух для пневматической системы управления рабочими органами.

Универсальный струг-снегоочиститель (СС-1М) [ править | править код ]

Струг-снегоочиститель используют для выполнения работ по очистке старых и нарезке новых кюветов, срезке земляного полотна и при планировании откосов и выемок, при постройке вторых железнодорожных путей и проведении других планировочных работ.

Зимой струг-снегоочиститель используют для очистки железнодорожных путей от снега высотой до двух метров на станциях и перегонах, для очистки кюветов от снега при глубоких заносах и при отвалке его в местах выгрузки снеговых составов, удаления снега из выемок, вскрытия кюветов для пропуска весенних вод.

Совмещение на одной машине снеговой и земляной частей позволяет использовать её при строительстве, ремонте и текущем содержании пути по принятой технологии производства этих работ практически в течение всего года.

Основные технические параметры [1] :

  • Производительность при очистке от снега — 64100 м³/ч
  • Производительность при нарезке кюветов — 1050 м³/ч
  • Производительность при срезке и разравнивании земли и балласта — 3000 м³/ч
  • Максимальная ширина очищаемой полосы — 5,2 м
  • Максимальная высота убираемого снега — 2,0 м
  • Наибольшее заглубление кюветной части ниже уровня головки рельса — 1,8 м
  • Максимальный вылет крыла (от оси пути) — 7,7 м
  • Скорость:
    • рабочая на земляных работах — 3–15 км/ч
    • при очистке снега — до 80 км/ч
    • транспортная в составе поезда — до 80 км/ч
  • База — 16500 мм
  • Габаритные размеры:
    • длина — 24700 мм
    • ширина — 3045 мм
    • высота — 4875 мм
  • Масса — 100 т
  • Численность экипажа — 2 чел..

16.3. Ремонт обочин и откосов земляного полотна

Неукреплённые или укреплённые несвязным материалом обочины, имеющие колеи, просадки, буфы выдавленного грунта в результате наезда автомобилей на переувлажнённый грунт планируют с приданием им поперечного уклона 40-60 ‰. При необходимости производят подсыпку щебня с его последующим планированием и уплотнением. Прибровочную полосу укрепляют травосеянием. На участках дорог, где обочины имеют большие деформации и разрушения, в регионах со значительными атмосферными осадками, особенно на дорогах с высокой интенсивностью движения их укрепление выполняют, как правило, связными материалами (асфальтобетон, цементобетон, чёрный щебень, битумогрунт и т.д.). Конструкция укрепления должна соответствовать действующим нагрузкам без образования на ней недопустимых деформаций, иметь коэффициент сцепления и ровность согласно ГОСТу и приниматься согласно требованиям действующих нормативных документов.

Слои укрепления на обочинах ограничивают попадание влаги в земляное полотно и в этой связи могут использоваться и как мероприятия для регулирования водно-теплового режима дорожной конструкции в целом. При расположении обочин над стыком старой и отсыпаемой части уширения насыпи решение по укреплению обочины должно обеспечивать равнопрочность этих участков конструкции.

Наиболее экономичным по единовременным капитальным затратам является укрепление обочин устройством краевой укрепительной полосы, в том числе выполняемое и путём уширения проезжей части (рис. 16.1). Решение улучшает транспортно-эксплуатационные показатели дороги, способствует усилению кромки проезжей части, однако оно эффективно при малом количестве наездов на обочину, малом количестве выпадающих осадков и земляном полотне из легких грунтов. В условиях интенсивной эксплуатации остановочной полосы, в сложных грунтовых и климатических условиях конструкция краевой укрепительной и остановочной полос принимается единой (рис. 16.2). Такая конструкция оказывает положительное воздействие и на водно-тепловой режим земляного полотна [97].

Рис. 16.1. Дорожные одежды на обочинах: 1 — асфальтобетон, цементобетон; 2 — щебёночные материалы, шлаки; 3 — укреплённый неорганическими вяжущими грунт; 4 — щебень, гравий с пропиткой вяжущими материалами; 5 — гравийные (щебёночные материалы); 6 — грунтогравийные, грунтощебёночные материалы, отходы производства (кирпичный бой, отходы бетонных заводов, породы угольных шахт и т.д.); 7 — битумоминеральные смеси; 8 — битумогрунт, дёгтегрунт

Рис. 16.2. Решения по укреплению обочин: I-IV — соответственно краевая укрепительная полоса, остановочная полоса, прибровочная часть обочины, проезжая часть дороги; 1 — прослойка из геоматериала; 2 — слой укрепления обочины

Применение в конструкциях геосинтетических материалов диктуется необходимостью гидроизоляции, дополнительного дренирования или сокращения расхода дорожно-строительных материалов (повышения прочности конструкции).

Если остро стоит задача усиления дорожной конструкции, следует в слоях укрепления (или под ними) на контакте с дренирующим слоем укладывать материалы армирующего типа, в том числе геосетку, геовеб и др. В условиях необходимости улучшения дренирования земляного полотна при укреплении обочин применяется прослойка из нетканого геосинтетического материала. Такое решение целесообразно применять:

при переустройстве дренирующего слоя в зоне обочин с отсыпкой слоя из мелких песков с Кф= 1-2 м/сут;

при заиленном дренирующем слое и укреплении обочины без его переустройства;

в качестве мероприятия, снижающего влажность грунтов земляного полотна при 2-м и 3-м типах местности по условиям увлажнения во II и III дорожно-климатических зонах (дороги I-III категорий) и как мероприятие при регулировании водно-теплового режима земляного полотна на участках, подверженных образованию пучин, для ускорения отвода воды;

при укладке щебёночного слоя непосредственно на грунт на их контакте.

Гидроизолирующие прослойки применяют для предотвращения поступления влаги атмосферных осадков в тело земляного полотна через неукреплённые или укрепленные водопроницаемым материалом обочины при 2-м и 3-м типах местности по условиям увлажнения во II-III дорожно-климатических зонах при высокой фактической (расчётной) влажности, средних и тяжёлых пылеватых суглинках, при наличии или опасности образования пучин [108].

Технология выполнения работ по укреплению обочин в зависимости от конструкции приведена в табл. 16.1 и 16.2.

Вид укрепления обочины

Конструкция с одним слоем укрепления

Конструкция с двумя слоями укрепления

Приготовление материала на обочине (укреплённый грунт)

Приготовление материала на обочине (укреплённый грунт)

Укрепление с использованием грунта обочины

Читать еще:  Сколько стоят откосы для дверей внутренних

Грунт при устройстве корыта удаляется за пределы земляного полотна

Примечание.I-IV- номера вариантов технологии выполнения работ.

Порядок выполнения операций по сооружению конструкций укрепления обочин по вариантам I-V согласно табл. 16.1

Тип механизмов, которые могут быть использованы

Зачистка поверхности обочин путем снятия и перемещения слоя грунта на откосную часть

Автогрейдеры лёгкого и среднего типов

Устройство корыта в соответствии с профилем и глубиной, определяемой конструкцией укрепления (толщиной слоя укрепления) из привозного материала: со срезкой грунта и перемещением в валы на обочине с последующей погрузкой и вывозом за пределы земляного полотна;

Для срезки: автогрейдеры легкого и среднего типов, экскаваторы с ёмкостью ковша 0,15-0,3 м 3 ;

для вывоза: автомобили всех типов;

для погрузки: экскаваторы с ёмкостью ковша 0,15-0,3 м 3

со срезкой и удалением грунта на откосы

автогрейдеры лёгкого и среднего типов

Выравнивание кромки проезжей части

Бетоноломы, пневматические молотки

Смазка торца дорожной одежды одним из видов органического вяжущего

Кирковщики автогрейдеров, рыхлители

Уплотнение дна корыта

Катки типов с шириной захвата 2 м

Размельчение и перемешивание грунта

Завоз на обочину вяжущего материала

Распределение вяжущих материалов на обочине

Фрезы, распределители сыпучих материалов, автогудронаторы

Приготовление смеси (перемешивание грунта с вяжущим)

Фрезы, автогрейдеры среднего и легкого типов

Завоз несвязного материала укрепления на обочину

Завоз на обочину материала верхнего слоя

Разравнивание и профилирование слоя

Автогрейдеры легкого и среднего типов, бульдозеры, асфальтоукладчик с шириной захвата 2 м, машина для устройства укрепительных полос

Уплотнение слоя на обочине: верхнего из связных материалов или укреплённого грунта;

Катки с шириной захвата 2 м

слоя из несвязных материалов

Примечание. Цифры в вертикальных графах показывают порядок операций по устройству слоев укрепления, принятого согласно таблице варианта конструкции укрепления.

Методы ремонта откосов выбирают в зависимости от характера деформаций, вида и состояния грунтов, инженерно-геологических, гидрологических и погодно-климатических условий района.

Ликвидацию деформаций в результате потери общей устойчивости откоса выполняют по специальным проектам, особенно если разрушение затронуло и проезжую часть дороги. Наличие аварийной ситуации диктует прежде всего необходимость выполнения работ по обеспечению пропуска по дороге транспортных средств и недопущения дальнейшего разрушения насыпи (выемки). Для этого могут сооружаться грунтовые упорные бермы, подпорные стенки, выполняться заделка вывалов грунтом с уполаживанием откосов или специальными мероприятиями по повышению устойчивости (армирующие прослойки, различного исполнения габионы, укреплённый грунт и т.д.). В табл. 16.3 приведён перечень мероприятий, выполняемых химическим способом для ликвидации и предупреждения деформаций, связанных с потерей как общей, так и местной устойчивости (см. рис. 16.3) (Волоцкой Д.В. Основы глубинного закрепления грунтов земляного полотна автомобильных дорог. — М.: Транспорт, 1978.).

Виды деформаций, повреждений и разрушений земляного полотна

Формы проявления деформаций, повреждений и разрушений

Противодеформационные мероприятия по обеспечению устойчивости химическим способом

Повреждения и разрушения откосов в однородных грунтах

Оползни со срезом и вращением и образованием явно выраженной поверхности скольжения

Сваи-шпоны из укреплённого грунта на откосах, входящие в устойчивый массив, водозащитное покрытие на откосах из укреплённого грунта

Оползни с перемещением по подстилающему слою и образованием явно выраженной поверхности скольжения

То же, в верхней части откоса

Пластичные оползни без явно выраженной поверхности скольжения

Сваи-шпоны из укреплённого грунта на откосах, расположенные на разной глубине; водозащитное покрытие на откосах из укреплённого грунта

Оползни со сколом (перерезанием) слоев и оползни выдавливания

Сплошное закрепление грунта, водозащитное покрытие на откосах из укреплённого грунта

Оползни с перемещением по фиксированной поверхности скольжения

Сваи-шпоны из укреплённого грунта на откосах, входящие в устойчивый массив; водозащитное покрытие на откосах из укреплённого грунта

Оползни со скольжением слоя по слою; оползни с перемещением по горизонтальной поверхности скольжения

Шпоны из укреплённого грунта на подошве сползающего слоя, входящие в подстилающий слой; закрепление поверхности скольжения; водозащитное покрытие на откосах из укреплённого грунта

Сваи-шпоны из закрепленного грунта на откосах; закрепление поверхности скольжения, трещин и отрывов грунта; водозащитное покрытие на откосах из укреплённого грунта

Суффозионные оползни и разрушения

Сплошное закрепление грунта слабого слоя; противофильтрационные завесы и экраны из закрепленного грунта

Рис. 16.3. Схема предупреждения и ликвидации оползневых деформаций откосов в однородных грунтах химическим способом: а — оползень со срезом и вращением; б — локальный оползень; 1 — сползающий грунт; 2 — предполагаемая поверхность скольжения; 3 — свая-шпона из укреплённого грунта; 4 — гидроизолирующее покрытие на откосе; 5 — дорожная одежда; 6 — границы отрыва грунта

При нарушении местной устойчивости неукреплённых откосов выполняют профилирование их поверхности и укрепление [55,108]. Укрепление травой используется для защиты неподтопляемых или кратковременно подтопляемых откосов от водной и ветровой эрозии, для ликвидации и предотвращения сплывов, оплывин и других нарушений местной устойчивости в районах с благоприятными условиями для прорастания трав и развития корневой системы. Травосеяние может использоваться и в комплексе с другими методами укрепления, например, решётчатыми конструкциями, геовебами. Разновидностью этого метода можно считать одерновку. Наиболее технологичным является биологическое укрепление с помощью геоматериалов с включёнными в их структуру семенами трав оптимального состава или травосеяние с покрытиями из геоматериалов, обеспечивающими защиту прорастающих семян. На подтапливаемых откосах с невысокими скоростями потока и малой высотой подтопления возможно биологическое укрепление в виде посадки кустарника, плетневого прорастающего укрепления, прорастающей выстилки, фашинные конструкции.

При деформациях, возникающих в грунте поверхностного слоя откосов при резком снижении их прочности под влиянием погодно-климатических факторов, а также для защиты от температурных и силовых воздействий паводковых или поверхностных вод, устраивают более капитальное укрепление — специальные покрытия различного исполнения. К ним относятся решётчатые конструкции из бетонных элементов с заполнением ячеек щебнем, камнем, обработанным вяжущим грунтом. В ином исполнении — это пластмассовые пространственные георешётки (геовебы) с высотой ребра 15-20 см и различным заполнением ячеек, устраиваемые для защиты от вымывания грунта и фильтрации грунтовых (поверхностных) вод на подстилке из нетканого материала.

В зависимости от условий подтопления при укреплении откосов применяют различные бетонные (железобетонные) плиты с устройством обратного фильтра из щебня или геосинтетического материала нетканого типа с высоким коэффициентом фильтрации, геоматы, каменную наброску, габионы на основе сетчатых металлических каркасов, заполняемых камнем различного грансостава, слои из бетона, укладываемого на металлическую сетку, и др. Некоторые из этих решений схематически показаны на рис. 16.4 и 16.5.

Рис. 16.4. Конструкции укрепления откосов: а — покрытие из геотекстиля; б — укрепление каменной наброской, в том числе по геотекстильной прослойке; в — укрепление различными плитами, в том числе по обратному фильтру из геотекстиля; г — габион из металлической каркасной сетки, заполненной камнем; 1 — геотекстиль; 2 — элемент крепления; 3 — канавка; 4 — каменная наброска; 5 — плита; 6 — обратный фильтр; 7 — упор; 8 — габионный элемент; 9 — зона подмыва

Рис. 16.5. Варианты конструкции укрепления откосов: а — решётчатая конструкция из бетонных элементов; б — пространственная георешётка; в — укрепление откоса георешёткой; 1, 2- бетонные элементы; 3 — анкеры; 4 — тяжи анкеров

В качестве термозащитных слоев используют торфопесчаные и мохоторфяные смеси, прослойки из геоматериала, плиты из полимерного вспененного материала (пеноплекс, стироформ). Каждый из этих видов укрепления имеет свою область наиболее эффективной работы в сооружении и зашиты поверхности откоса.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector