Stroi-doska.ru

Строй Доска
1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Максимальная высота откоса насыпи

Максимальная высота откоса насыпи

День добрый. Осваиваем новую версию после 7.5 Появились первые вопросы и пожелания:

Общие
1. После изменения стандартного цвета фона обратно его вернуть невозможно, так как запись цвета в виде кода RGB 26,32,38 невозможна, а код HSL 210,18,12 возвращает немного другой оттенок 25,30,36

Поперечники
1. Невозможно удалить из проекта сразу множество поперечников (в версии 7.5 такая возможность была через Структуру проекта)
2. Хорошо бы подсвечивать элемент, на который наведён курсор мыши в «Дереве элементов конструкции».
3. Хорошо бы подсвечивать элемент или проблемную область при нажатии на элемент в окне «Список ошибок»
4. Не нашёл как изменить цвет и стиль подсвечиваемых точек на поперечниках. Текущие белые точки вообще плохо видны. Настройка «Размер подсвеченных точек» почему-то не запоминается
5. Для удобного назначения кодов точек на черных поперечниках было бы удобно подсвечивать сразу несколько типов точек разными цветами. Например при назначении существующей бровки подсвечивать ещё и кромку для их визуальной увязки.
6. При назначении кодов точек на множестве чёрных поперечников хорошо бы не выключать команду «Назначить код точки» после перехода на следующий поперечник и задать нужный код только один раз перед редактированием.

Профиль
1. Часто не хватает возможности перемещать кривую без изменения её радиуса

План
1. Очень не хватает возможности редактирования каждой полосы и обочины в отдельности (возможность была в версии 7.5).
2. Функция Точки – Назначить код по структурной линии назначает не код, а объект.
3. Хорошо бы добавить в селектор быстрого выбора текущей поверхности Ось автомобильной дороги (Проектную поверхность). Сейчас там только ЦММ и Поверхность выравнивания, приходится делать её активной через меню модели или структуру проекта.
4. Хорошо бы добавить возможность переключения в режим управления всеми слоями, а не только слоями текущей модели в Менеджере свойств слоёв. Сейчас для того чтобы, например, изменить цвет слоя в ЦММ приходится сначала делать её активным

Реконструкция
1. Отметка наращивания справа отображается синим цветом снизу, а не сверху что вводит в заблуждение и усложняет чтение чертежа, так как идёт увеличение толщины. Слева отображается сверху красным правильно.
2. Если используются два выравнивающих слоя, например, из плотного а/б (0,01-0,06см) и пористого а/б (от 0,06см), то при превышении величины 0,06см для плотного а/б весь слой выравнивая для экономии должен становится пористым. Программа же оставляет слой плотного а/б и начинает прибавлять к плотному а/б снизу ещё слой пористого что экономически не целесообразно и ведёт к замечаниям экспертизы.
3. При превышении максимально возможной толщины наращивания дорожной одежды, заданной на вкладке «Слои дорожной одежды» должны появляться участки нового строительства. Однако в реальности программа продолжает увеличивать толщину нижнего слоя выравнивая до бесконечности. При проектировании приходится на каждом поперечнике задавать вручную величину подрубки кромки, регулируя ширину нового строительства в местах с большими рабочими отметками на поперечниках.

После изменения стандартного цвета фона.

Приняли к сведению. В дальнейшем учтем.

1. Невозможно удалить из проекта сразу множество поперечников (в версии 7.5 такая возможность была через Структуру проекта)

Можно выделить группу поперечников (написав в поле где отображается пикет например следующее 0+00-10+00 и нажать Enter), далее нажать кнопку Удалить поперечник.

2. Хорошо бы подсвечивать элемент, на который наведён курсор мыши в «Дереве элементов конструкции».

Можно выделить элемент конструкции в Дереве и данная конструкция подсветится (выделится пунктиром) на поперечнике.

3. Хорошо бы подсвечивать элемент или проблемную область при нажатии на элемент в окне «Список ошибок»

Уточните пожалуйста к какому роду из списка ошибок относится данное пожелание и по какому критерию подсвечивать проблемную область?

1. Часто не хватает возможности перемещать кривую без изменения её радиуса

Установите опцию Фиксировать при расчете Радиус кривой в Настройках каждой вершины (п.к.м. на вершине -> Свойства вершины) или Настройках подобъекта или настройте этот параметр по умолчанию для вновь создаваемых моделей в меню Сервис — Настройка — Новые модели — АД — Продольный профиль.

1. Очень не хватает возможности редактирования каждой полосы и обочины в отдельности (возможность была в версии 7.5).

Уточните пожалуйста для какого рода корректировок необходимо использовать редактирование каждого элемента отдельно. Если например это нужно для виража, то для этого имеется специальная таблица.

2. Функция Точки – Назначить код по структурной линии назначает не код, а объект.

Да, потому что у структурной линии нет свойства Код. Если необходимо назначить именно код, то можно воспользоваться функцией Выделить образующие точки (меню Поверхность — Структурные линии) и в Свойствах назначить нужный код точкам

3. Хорошо бы добавить в селектор быстрого выбора текущей поверхности Ось автомобильной дороги (Проектную поверхность).

В текущей версии проектная поверхность — это элемент который является частью подобъекта автомобильной дороги и динамически с ним связан. (В версии 7.5 это была отдельная модель.). Т.е. выбрав текущий подобъект и его проектная поверхность станет как бы текущей. Для того чтобы управлять активностью моделей есть два селектора — один с моделями ЦММ, второй с подобъектами. (Подробнее см. Документацию Том 2. Запуск и настройка Топоматик — Robur, п. Менеджер моделей)

4. Хорошо бы добавить возможность переключения в режим управления всеми слоями, а не только слоями текущей модели в Менеджере свойств слоёв. Сейчас для того чтобы, например, изменить цвет слоя в ЦММ приходится сначала делать её активным

В следующих сборках внесем коррективы, которые позволят управлять цветом слоя не делая при этом активной соответствующую модель.
Возможно поможет функция которая позволяет одновременно работать (управлять видимостью, цветом и т.д.) с одноименными слоями разных моделей. Например у всех моделей ЦММ отключить слой горизонтали. Для этого нажмите кнопку Объединить слои которая находится рядом (вторая справа) с общим селектором слоев, далее раскройте список слоев и выполните необходимые настройки.

Реконструкция 1. Отметка наращивания справа отображается синим цветом снизу, а не сверху что вводит в заблуждение и усложняет чтение чертежа, так как идёт увеличение толщины. Слева отображается сверху красным правильно.

Синяя отметка — это самая меньшая рабочая отметка в пределах выравнивания и отображается снизу. Красная отметка — самая большая рабочая отметка в пределах выравнивания и отображается сверху.

2. Если используются два выравнивающих слоя, например, из плотного а/б (0,01-0,06см) и пористого а/б (от 0,06см), то при превышении величины 0,06см для плотного а/б весь слой выравнивая для экономии должен становится пористым. Программа же оставляет слой плотного а/б и начинает прибавлять к плотному а/б снизу ещё слой пористого что экономически не целесообразно и ведёт к замечаниям экспертизы.

На данный момент для решения данного вопроса достаточно просуммировать те строки ведомости в которых появляется второй слой выравнивания. В дальнейшем постараемся это учесть.

При превышении максимально возможной толщины наращивания дорожной одежды, заданной на вкладке «Слои дорожной одежды» должны появляться участки нового строительства. Однако в реальности программа продолжает увеличивать толщину нижнего слоя выравнивая до бесконечности. При проектировании приходится на каждом поперечнике задавать вручную величину подрубки кромки, регулируя ширину нового строительства в местах с большими рабочими отметками на поперечниках.

Пример.
Таблица «Слои дорожной одежды» заполнена так

То есть максимальная толщина ДО при реконструкции составляет 0,11+0,06+0,13=0,30м то есть более этой толщины наращивать конструкцию выравнивающими слоями не целесообразно и далее требуется уже новое строительство.
Имеем поперечник на ПК 16+60 на котором видим обрубку кромки на стандартные 0,25м и рабочие отметки на участке реконструкции до 0,39м что выходит за наш максимальный диапазон 0,30м по толщине ДО на участке наращивания.

Для того чтобы сделать требуемую нам конструкцию и продлить зону нового строительства до момента где рабочая отметка стала 0,30м включаем подсветку существующих кромок и вручную измеряем расстояние от существующей кромки до участка с рабочей отметкой 0,30м. Затем открываем таблицу «Использование существующего покрытия» добавляем туда новый пикет нашего поперечника 16+60 и расстояние подрубки 8,75м.

Получаем нужный результат

Читать еще:  Подготовка откосов для установки дверей

Повторяем данные действия стомиллионов раз для каждого поперечника слева и справа.
И это ещё хорошо если на поперечнике, как в данном примере, есть сразу место с проставленной рабочей отметкой 0,30м. А если имеются только скажем 0,28 и 0,35 то приходится просто приблизительно находить место с отметкой 0,30 и так же приблизительно измерять расстояние от кромки до неё. Если подскажете как сделать чтоб на поперечниках отрисовалась засечка с рабочей отметкой 0,30м буду благодарен

Как-то можно сделать чтоб привязать наши новые узлы для реконструкции по координате X к точке «сущ.кромка+0,25» чтоб разом применить новую конструкцию на весь участок и там бы по умолчанию осталось всё как сейчас есть, то есть обычная подрубка 0,25м от сущ. кромки. А потом бы я уже на каждом поперечнике просто перенёс узел в нужное мне место слева или справа или с обоих сторон сразу.

Да можно, для этого необходимо создать узлы (которые определяют границы уширения) с помощью конструкции Узел относительно узла, программа подсветит узел существующей кромки который необходимо указать.

Примечание. После всех необходимых корректировок шаблона, экспортируем конструкцию (сохраняем как шаблон) и применяем его на всю трассу (Поперечник — Задать параметры конструкции, на вкладке Основные параметры на панели нажимает кнопку Таблица конструкций, добавляем сохраненный шаблон и выбираем назначаем его на участок)

Страница 1 из 28123>Последняя »

vBulletin v3.0.7 , Copyright ©2000-2021, Jelsoft Enterprises Ltd.
Copyright © 2003-2021, НПФ «ТОПОМАТИК».

Максимальная высота откоса насыпи

Продольное нивели­рование через 50 м

Уменьшение мини­мальных уклонов дна канав, кюветов и дрена­жей

В путевом хозяйстве бульдозеры применяют при ремонте земляного по­лотна, планировке площадок, нарезке террас на косогорах, засыпке траншей и рвов, разравнивании грунта в отвалах, а также для расчистки дорог от снега и планировке снежных отвалов. Бульдозерное оборудование включает рабочий орган — отвал, толкающую раму, а также систему управления отвалом. В процессе работы толкающая рама с укрепленным на ней отвалом опускается посредством системы управления. При поступательном движении машины отвал заглубляется в грунт и, срезая с него стружку, формирует перед отвалом призму волочения и перемещает ее. После транспортировки и разгрузки грун­та бульдозер возвращается в исходное положение при заднем движении тягача или с разворотом последнего в зависимости от дальности перемещения. Этим завершается рабочий цикл.

Современные бульдозеры классифицируют по типу ходового оборудова­ния, мощности, назначению, способу установки отвала, системе управления рабочим органом. По типу ходового оборудования тягача различают гусеничные и пневмоколесные бульдозеры. По мощности разделяют на малогабаритные (до 23 кВт), легкие (23—55 кВт), средние (55—110 кВт), тяжелые (110—220 кВт) и сверхтяжелые (свыше 220 кВт). По способу установки отвала рабочего ор­гана бульдозеры делят на машины с неповоротным и поворотным отвалами (универсальные бульдозеры). По способу управления отвалом бульдозеры бы­вают с канатно-блочным (тросовым) и гидравлическим управлением.

Каждой модели бульдозера присваивают буквенное обозначение ДЗ (ра­нее обозначали Д), порядковый номер разработки и данные о модернизации (буквенное обозначение по алфавиту). В зависимости от климатического исполнения добавляют буквы ХЛ (старое обозначение С) — для работы в районах с холодным климатом, например ДЗ-117ХЛ.

Универсальные бульдозеры выпускают с канатно-блочным и гидравличес­ким управлением. Бульдозерное оборудование, установленное на тракторе 5 (рис. 13.1, а), состоит из отвала 2, универсальной толкающей рамы 7 (рис. 13.1, б), толкателей 3 и привода управления. Отвал бульдозера сварной, имеет лобовой лист с криволинейной поверхностью, облегчающей набор и фор­мирование призмы грунта. Нижняя кромка отвала оборудована съемными ножами / из стали специальной или обычной, но упрочненной наплавкой. К нижней части отвала приварена шаровая пята для соединения со сферической головкой универсальной рамы. По бокам отвала предусмотрены проушины для соединения с толкателями. Толкающая рама сварная, коробчатого сечения. Концы рамы шарниром 8 связаны с гусеничными тележками трактора. Шаровая головка в центре толкающей рамы вместе с шаровой пятой образует универ­сальный шарнир, позволяющий отвалу принимать различные положения. Поворот отвала в плане совершается вокруг шарнира 9 при помощи гидроцилиндров 6″. Перекос отвала в поперечной плоскости достигается посредством гидроцилиндров 4. Для наклона отвала одновременно включают оба гидроцилиндра-Перекос отвала достигается перемещением одного гидроподкоса или обоих в разных направлениях.

Рис. 13.2. – Универсальный бульдозер

Для тросового управления отвалом к универсальной раме в ее центре при­варивают проушину, к которой шарнирно крепится нижняя обойма блоков полиспаста системы управления, а при гидравлическом управлении к раме приваривают две проушины, которыми соединяют гидроцилиндры подъема отвала.

Рис. 13.3. – Бульдозер с неподвижным отвалом

Для расширения области применения и увеличения использования по вре­мени бульдозеры с неповоротным отвалом снабжены сменным оборудованием (рис. 13.3). Основными видами сменного оборудования являются уширители а, открылки б, удлинители в, передние и задние рыхлительные зубья г, кирка для взламывания асфальта д, ножи для разработки высокопрочных грунтов и наледей е, кусторезная приставка ж, канавная надставка з, жесткий и гидро-управляемый откосник и откосник-планировщик и, передние и задние лыжи для точной планировки грунта к, отвальная приставка для работы от стенки л, грузовые вилы м, грузоподъемный крюк с приводом от лебедки н.

Рис. 13.4. – Сменное оборудование к бульдозеру

Конструкция бульдозерного оборудования с неповоротным отвалом (рис. 13.2) проще универсального. Толкающая рама бульдозера состоит из двух продольных толкающих брусьев 2, которые передними концами шарнир­но связаны с нижней частью отвала 6, а задними — с трактором /. Требуемое положение отвала в вертикальной плоскости фиксируется подкосами 4, задние концы которых штырями крепятся к кронштейнам 3 брусьев. Наличие в этих кронштейнах нескольких отверстий для штырей позволяет изменять в заданных пределах угол резания ножей отвала. Устойчивость всей системы в плане обеспечивается раскосами, связывающими отвал с толкающими брусьями в горизонтальной плоскости. Подъем и опускание отвала, как и в универсальном бульдозере, осуществляют при помощи канатно-блочного управления или гидроцилиндра 5.

Ландшафтная архитектура и зеленое строительство | Totalarch

Вы здесь

Откосы на объектах ландшафтной архитектуры

Откосы представляют собой искусственно созданную наклонную поверхность, ограничивающую естественный или насыпной массив грунта, расположенный между горизонтальными участками, различающимися по высоте. Откосы всегда широко использовались при создании объектов ландшафтной архитектуры и садово-паркового искусства, особенно на сложном рельефе. Откосы также проектируют для укрепления береговых линий и при необходимости преобразования склонов с помощью террасирования. Простота устройства откосов, их устойчивость и естественный внешний вид делают их распространенным способом сопряжения поверхностей на объектах ландшафтной архитектуры.

Откос как инженерное сооружение характеризуется высотой А, длиной горизонтального заложения l и крутизной в относительных единицах. Крутизну откоса принято выражать в виде отношения его высоты, принятой за единицу, к длине заложения (например 1 : 0,5, 1 : 1, 1 : 2 и т.д.). На плане поверхность откоса изображают чередующимися короткими и длинными штрихами, направленными по уклону от верхней бровки откоса к его подножью. Ширина полосы откоса в плане соответствует длине заложения (рис. 5.8).

Рис. 5.8. Откос: а — основные элементы: 7 — подножье; 2 — поверхность; 3 — бровка; 4 — гребень; h — высота заложения откоса; l — длина заложения откоса; б — обозначение на плане

На объектах ландшафтной архитектуры рекомендуется избегать размещения откосов высотой более 2,5. 3,0 м, что обусловлено сложностью их укрепления и эксплуатации.

Читать еще:  Чем приклеить пенопластовые откосы

Устойчивость откоса зависит от характеристик почвы или грунта, гидрологического режима, высоты и крутизны откоса, а также от его местоположения и уровня нагрузки.

Для естественных откосов существуют максимальные величины углов наклона к горизонтальной поверхности, которые позволяют удерживать грунт в достаточно стабильном состоянии (табл. 5.2).

Таблица 5.2. Крутизна естественного откоса

Материал откосаМаксимальный угол, °Крутизна откоса
Травяной покров181 : 3
Песок271 : 2
Супесь301 : 1,7
Щебень341 : 1,5
Суглинок401 : 1,2
Глина601 : 0,6
Камень (насыпь)631 : 0,5
Скала (монолит)761 : 0,25

Рис. 5.9. Деформация откоса: 1 — кривая сдвига; 2 — деформация откоса при оползании; h — высота заложения откоса; Мс — момент сил

Основным видом деформации откосов является их оползание (рис. 5.9). Разрушение откоса может происходить внезапно или проявляться в виде длительного оползания, что чаще наблюдается на глинистых грунтах.

Возможными причинами разрушения откосов обычно становятся излишняя крутизна, увлажнение грунта, увеличение нагрузки на гребне или динамическое воздействие.

Для повышения устойчивости высоких откосов и предотвращения возможного сползания грунта в середине откоса размещают горизонтальную площадку — берму; при этом нижнюю часть откоса проектируют более пологой, чем верхнюю (рис. 5.10, а). Ширина бермы зависит от высоты откоса. Например, для откоса высотой более 6 м ее ширина должна быть не менее 1,5. 2 м.

Рис. 5.10. Преобразование склонов для повышения их устойчивости: а — устройство бермы 1; б — террасирование склона; i т — уклон террасы; i с — уклон склона; h — высота террасы; b — ширина террасы

При террасировании склонов крутизной более 60 %о расчет ширины террасы b выполняется по формуле (рис. 5.10, б):

b — h/(i с — i т ) ,

где h — заданная высота террасы; i с — существующий уклон склона; i т — заданный уклон террасы.

Откосы можно устраивать как путем выемки грунта, так и путем насыпи грунта. Устойчивость последних при прочих равных условиях будет ниже, что связано с неизбежно возникающей просадкой грунта. Основные способы формирования откосов путем срезки и насыпи грунта представлены на рис. 5.11. Для отсыпки оснований откосов используют суглинистые или супесчаные фунты. Грунт насыпают послойно, тщательно уплотняя и увлажняя его водой (из расчета 15 л на 1 м2).

Повысить устойчивость откосов можно различными способами: уменьшением крутизны (уположением откоса); дренированием откоса; закреплением грунтов тела откоса; укреплением поверхности откоса.

Укрепление откосов преследует две основные цели:

• защита наклонной части откоса от поверхностной эрозии, возникающей под воздействием осадков и ветра;
• повышение устойчивости насыпной массы грунта в стабильном состоянии за счет баланса воздействующих на него сил.

Рис. 5.11. Способы повышения устойчивости откосов путем срезки и насыпи грунта: а — уполаживание склона; б — устройство бермы срезкой грунта; в — устройство бермы насыпкой грунта; г — насыпь грунта на ступенчатый срез; «+» — насыпь; «-» — выемка

Выбор материала и технологии для укрепления откоса зависит от местоположения откоса, предполагаемого уровня механических нагрузок, крутизны склона и эстетических качеств формируемой среды.

В зависимости от расположения откосы могут быть сухими и влажными (открытые русла водоемов). В этом подразделе мы рассмотрим некоторые основные способы укрепления сухих откосов, а способы укрепления влажных откосов рассмотрены в подразд. «Устройство водоёмов-копаней».

Рис. 5.12. Укрепление откосов посадкой кустарников: а — горизонтальная укладка черенков; б — посадка с использованием плетней; в — закрепление камнем; г — посадка на ступенчатых выемках

Укрепление откосов может выполняться с помощью простейших способов, например посева трав или посадки кустарников (рис. 5.12), которые своими корнями способны удерживать слой грунта, предотвращая его размывание. Для достижения быстрого эффекта может использоваться одерновка или закрепление пластин дерна на поверхности склона с помощью шпилек. Если в качестве верхнего покрытия откоса используется газон, то на грунт основания насыпают слой растительной земли толщиной не менее 10. 15 см, который планируют по проектным отметкам. При этом для лучшего удержания растительного слоя основание отсыпают ступенчато. Более подробно создание газонов описано в гл. «Устройство и содержание газонов».

Хороших результатов в укреплении откосов позволяет добиться использование современных материалов и технологий, таких как габионные конструкции, георешетки, геотекстильные материалы, газонные решетки, выпускаемые зарубежными и отечественными производителями. Их применение позволяет повысить устойчивость возводимых насыпей и стабилизацию грунта на естественных склонах и проектируемых откосах. Основным принципом укрепления откосов является равномерное распределение нагрузок и передача напряжений, действующих в грунте на георешетки, имеющие высокую прочность. У различных производителей имеются запатентованные технологии укладки и крепления материалов. Их основные приемы изображены схематически на рис. 5.13.

Рис. 5.13. Укрепление откосов с применением габионных конструкций: а — габионные конструкции, заполненные камнем; б — габионные конструкции, заполненные грунтом с посевом газонных трав: 1 — геотекстиль

Материалом для габионов является оцинкованная металлическая сетка двойного кручения с ячейками в виде шестигранника. Из нее производят контейнеры, чаще всего в форме параллелепипеда, заполняемые на месте строительства камнем. Габионы устанавливают один на другой, связывая их между собой, что позволяет сформировать конструкцию требуемой конфигурации и высоты. Впоследствии происходит их зарастание травой и мелким кустарником и они становятся частью ландшафта. Габионные конструкции, как и подпорные стенки, позволяют формировать устойчивые вертикальные поверхности. Кроме того, при меньшей высоте контейнеров возможно укрепление наклонных поверхностей до крутизны 1:2. В этом случае возможно заполнение габиона грунтом, который для предотвращения вымывания укладывают на геотекстиль. На таком откосе возможно последующее устройство газона и посадка цветочных растений.

Рис. 5.14. Укрепление откосов с помощью геотекстиля и георешеток: а — укрепление поверхности; б — армирование массива грунта; 1 — трехмерная георешетка; 2 — геотекстиль

Укрепление откосов с помощью геотекстиля и георешеток осуществляется способами, представленными на рис. 5.14. При необходимости укрепления поверхности откосов с целью удержания на его поверхности растительного грунта используются трехмерные георешетки. Они пришпиливаются к поверхности с помощью специальных креплений, затем на них высевают семена газонных трав и засыпают небольшим слоем земли. Также для защиты поверхности откоса от эрозии используют укрывные материалы из разных видов естественных волокон (солома, кокос), закрепленных на синтетической основе. Их разложение способствует улучшению почвенных условий за счет увеличения гумусового слоя, что стимулирует лучшее задернение склонов.

Актуально укрепление откосов для повышения устойчивости насыпей, особенно при использовании слабых фунтов с низкой несущей способностью или в случае недостаточной площади для размещения откоса с пологим склоном. Армирование (прослаивание) массива грунта горизонтальными слоями геотекстильных материалов или георешетками из синтетических волокон или металлической сетки двойного кручения позволяет предотвратить оползание и сдвиг фунта.

Для безопасности пешеходного движения при размещении вдоль верхней бровки откоса пешеходных дорожек и площадок, при высоте откоса более 2,0 м, необходимо предусматривать ограждения высотой не менее 0,9 м (МГСН 1.02-02).

Источник: Строительство и эксплуатация объектов ландшафтной архитектуры. Теодоронский В.С.

Земляное полотно

Земляное полотно ж.д. — комплекс грунтовых сооружений, получаемых в результате обработки земной поверхности и предназначенных для укладки верхнего строения пути, обеспечения устойчивости пути и защиты его от воздействия атмосферных и грунтовых вод. Непосредственно на земную поверхность путь не укладывают вследствие её неровностей. Земляное полотно должно быть прочным, устойчивым и долговечным, требующим минимума расходов на его устройство, содержание и ремонт и обеспечивающим возможность широкой механизации работ. Выполнение указанных требований достигается правильным выбором грунтов для насыпей и их тщательным уплотнением при постройке, приданием земляному полотну очертаний, способствующих надёжному отводу воды, укреплением откосов насыпей и выемок.

Читать еще:  Чем можно замазать откосы дверные

Разрез, перпендикулярный продольной оси пути, называется поперечным профилем земляного полотна. Различают типовые и индивидуальные поперечные профили земляного полотна. Типовые профили в свою очередь делятся на нормальные и специальные. Нормальные профили применяются при сооружении земляного полотна на надёжном основании из обычных грунтов. Специальные профили используются в специфических условиях: при наличии вечной мерзлоты, подвижных песков, лёссов, скальных грунтов, болот и т. п. Индивидуальные профили применяются в сложных топографических, гидрологических, геологических и климатических условиях и при высоте откосов более 12 м. При этом все размеры обосновываются конкретными расчётами.

Поперечный профиль насыпи

Выше приведён типовой нормальный профиль насыпи. Верхняя часть, на которую укладываются балласт, шпалы, рельсы, называется основной площадкой. При устройстве насыпи из дренирующих грунтов основная площадка имеет горизонтальную форму. При ее устройстве из недренирующих грунтов на однопутных линиях основная площадка имеет форму трапеции шириной поверху 2,3 м и высотой 0,15 м, а на двухпутных—форму равнобедренного треугольника высотой 0,2 м. Такое очертание основной площадки способствует стоку воды, проникающей через балластный слой во время дождя и таяния снега. Минимально допустимая ширина основной площадки однопутных линий (м) на эксплуатируемой сети железных дорог СССР, также установленная для вновь строящихся линий приведена в таблице.

На двух- и многопутных линиях ширина основной площадки увеличивается на расстояние между осями крайних путей (на двухпутных линиях—на 4,1 м, а на трёхпутных—на 9,1 м). Полоса земли, на которую опирается насыпь, является её основанием. Линия пересечения основной площадки с откосом называется бровкой земляного полотна, а откоса с основанием — подошвой откоса. Высотой насыпи считается расстояние от уровня бровок до её основания по оси. Горизонтальная проекция линии откоса l называется его заложением, а отношение высоты откоса h к заложению, которое обозначается 1:n, — крутизной откоса. Крутизна откосов должна обеспечивать надёжную их устойчивость и устанавливается в зависимости от высоты насыпи, свойств грунтов, геологических, гидрологических и климатических условий местности. Большое распространение имеют откосы крутизной 1:1,5, называемые полуторными. Отвод поверхностных вод от насыпей, сооружаемых из привозного грунта, осуществляется продольными водоотводными канавами шириной по дну и глубиной не менее 0,6 м, которые при поперечном уклоне местности до 0,04 сооружаются с обеих сторон, а при большем уклоне — только с нагорной стороны. Если насыпь возводится из местного грунта, взятого рядом с насыпью, то для отвода воды от полотна используются образующиеся при этом спланированные углубления, называемые резервами. Дну резервов и водоотводных канав придают продольный уклон не менее 0,002. Полоса земли от подошвы откоса до водоотводной канавы или резерва называется бермой. Со стороны будущего второго пути на однопутных линиях ширина бермы принимается не менее 7,1 м’, а с противоположной стороны — не менее 3 м. Для отвода воды от насыпи берма имеет уклон 0,02—0,04.

Поперечный профиль выемки

Основная площадка при этом имеет те же размеры, что и при насыпи. С каждой стороны основной площадки земляного полотна в выемках устраиваются продольные канавы для отвода воды, называемые кюветами. Они имеют глубину не менее 0,6 м, ширину по дну не менее 0,4 м и продольный уклон дна не менее 0,002. Вынутый при сооружении выемки грунт, не используемый для сооружения насыпи в другом месте, укладывается за откосом выемки с нагорной стороны в правильные призмы, называемые кавальерами. Для перехвата и отвода притекающих к выемке поверхностных вод за кавальерами сооружаются нагорные канавы, а на полосе между кавальером и бровкой откоса выемки отсыпается банкет с поперечным уклоном в сторону от откоса для отвода воды в забанкетную канаву. В неустойчивых грунтах, а также в стеснённых условиях вместо водоотводных канав и кюветов устраиваются лотки, которые могут быть железобетонные, бетонные, каменные или деревянные, а по форме—трапецеидальные, прямоугольные, полукруглые и треугольные.

В пределах станций поверхностные воды отводят поперечными и продольными водоотводами, которые в местах работы людей делают закрытыми. На крупных станциях для продольного отвода воды прокладывают коллекторы и канализационные трубы, а в районах с интенсивными осадками, кроме того, устраивают ливневую канализацию. Для перехвата и отвода грунтовых вод от земляного полотна или понижения их уровня предусматриваются специальные дренажные устройства, которые могут быть открытого типа в виде дренажных канав или лотков или закрытого типа в виде подкюветных дренажей, дренажных галерей и штолен.

Дренаж представляет собой траншею, заполненную дренирующим материалом — крупным песком, гравием, щебнем, в нижней части которой обычно укладывается дрена — труба с отверстиями для поступления в неё воды. Для защиты от попадания поверхностной воды верхняя часть дренажа заполняется утрамбованной глиной, которая во избежание смешивания отделяется от дренирующего заполнителя двумя слоями дёрна. В последние годы применяется дренаж конструкции ВНИИЖТа с керамзитовым трубо-фильтром; для его сооружения создана специальная машина. Для предохранения земляного полотна от размыва водой и выдувания ветром его откосы и бермы укрепляют. Наиболее простым способом укрепления незатапливаемых откосов земляного полотна является посев многолетних трав с густой стелющейся корневой системой. При небольшом периодическом затоплении применяют одерновку откосов сплошную или в клетку, для чего предварительно срезанные куски дёрна закрепляют на откосах деревянными спицами. Хорошо противостоят воздействию текущей воды древесно-кустарниковые насаждения, которые применяют при периодических затоплениях в благоприятных климатических условиях. Надёжно защищают затопляемые откосы от размыва мощение камнем, каменная наброска в плетневых клетках и габионы — проволочные ящики, загруженные камнем. Однако эти способы укрепления земляного полотна требуют больших затрат ручного труда. Прочным и надёжным укреплением, позволяющим полностью механизировать изготовление и укладку, являются железобетонные плиты. На строительстве БАМа, кроме того, использовались гибкие железобетонные решётки и плиты, лучше работающие в условиях вечной мерзлоты и сейсмичности. Тип укрепления земляного полотна выбирают исходя из особенностей грунтов, степени затопляемости и скорости воды, наличия дешёвых местных материалов, возможности механизации работ. Бровка земляного полотна в местах разлива вод должна быть не менее чем на 0,5 м выше максимальной высоты наката волны при сильных ветрах.

Для обеспечения устойчивости насыпей на крутых косогорах, а также для закрепления неустойчивых откосов применяют подпорные стены, пригружающие контрбанкеты и контрфорсы, сооружаемые по индивидуальным проектам применительно к гидрологическим особенностям каждого объекта.

Укрепление земляного полотна

Для обеспечения стабильности земляного полотна необходимо, чтобы напряженно-деформированное состояние его основной площадки и других эелементов находилось в пределах допусков. В настоящее время основным способом усиления основной площадки земляного полотная является укладка геотекстиля. Он реализует функции разделительного слоя между основной площадкой земляного полотна и балластным слоем и немного (до 8%) армирующие, особенно при увлажнении грунта, геотекстиль также сохраняет фильтрационные свойства. геосинтетические решетки обеспечивают эффект зацепления и армирования при размещении их в щебеночном слое балласта, но не в грунтовой среде.

При выборе конструкции усиления земляного полотна на сегодня рассматриваются варианты защитных слоев из песчаного и песчано-гравийного материалов толщиной 0,6-1,0-1,4 м, а также применение покрытий из органических вяжущих в уровне основной площадки земляного полотна (асфальтовые, асфальтобетонные, битумные и битумогеосинтетические материалы). Такие покрытия наряду с функциями разделительного слоя обеспечивают армирование, а также гидроизоляцию и высокий обобщенный модуль деформации для регулирования упругих осадок пути.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector