Stroi-doska.ru

Строй Доска
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Линия пересечения основной площадки насыпи с откосом

Нижнее строение пути

Ни́жнее строе́ние пути́ — элемент железнодорожного пути, на котором размещается верхнее строение пути.

Содержание

  • 1 Общая информация
  • 2 Типовые нормальные поперечные профили насыпи и выемки
  • 3 См. также
  • 4 Примечания
  • 5 Ссылки

Общая информация [ править ]

К нижнему строению относятся земляное полотно (насыпи, выемки, полунасыпи, полувыемки, полунасыпи-полувыемки) и некоторые искусственные сооружения.

Мостами называют искусственные сооружения, предназначенные для пропуска железнодорожных путей через реки или другие водотоки.

Трубы (каменные, бетонные, железобетонные и металлические, диаметром от 1 до 6 метров) укладывают в тело насыпи в том случае, когда надо под ней пропустить сравнительно небольшое количество воды, а также для прокладки шоссейных дорог, скотопрогонов и т. п.

Путепроводы устраивают для пересечения на разных уровнях железных дорог между собой или с автомобильными дорогами и городскими видами транспорта.

Виадуки это сооружения, устанавливаемые вместо высоких насыпей при пересечении железнодорожным путём горных ущелий, глубоких долин и оврагов.

Эстакадой называется сооружение, которое по экономическим или другим причинам (недостаточно места для насыпи или необходимо разместить городские транспортные пути на различных уровнях) применяется вместо высокой насыпи при прохождении железной дороги через город или при подходе к большому мосту.

Тоннели (горные и подводные) строят для пропуска под землёй (водой) железных или автомобильных дорог, метрополитена и пр.

Также к искусственным сооружениям железных дорог относят:

  • подпорные стены для поддержания крутых откосов земляного полотна,
  • галереи, защищающие путь в горах от обвалов и снежных лавин,
  • сооружения регулирующие протекание воды под мостами и предохраняющие мосты от подмыва.

На мостах и виадуках нижнее строение обычно называют «мостовым полотном»; в тоннелях — «бетонным основанием».

Типовые нормальные поперечные профили насыпи и выемки [ править ]

Боковые наклонные насыпи называются откосами. Крутизну откосов (отношение высоты откоса насыпи к его основанию) делают такой, чтобы насыпь была устойчивой и не расползалась. Насыпи высотой до 10 метров обычно имеют крутизну откосов 1:1,5. При большей высоте насыпи, откосы верхней части насыпи (в пределах 6-10 метров) имеют крутизну 1:1,5 а в нижней части 1:1,75 что обеспечивает их большую устойчивость.

Линии пересечения плоскости откоса насыпи с поверхностью её основной площадки называется бровкой, а площадка между бровкой земляного полотна и нижней гранью откоса балластного слоя — обочиной. На обочину монтёры пути складывают материалы и инструмент сходят сами, пропуская поезда.

Грунт для насыпей, если он пригоден для отсыпки насыпей, берут из соседних выемок или так называемых резервов. Резервы одновременно служат для сбора и отвода от насыпей поверхностных вод, для чего им придают поперечный и продольный уклоны. Если резервов нет, то для защиты насыпи от притока воды по уклону местности с нагорной стороны устраивают водоотводную канаву.

Площадка (шириной не менее 2 метров) между подошвой откоса насыпи и резервом называется бермой. Если в будущем собираются строить второй путь, то со стороны его присыпки берму увеличивают на расстояние между осями путей 4,1 метра.

Для стока воды бермы спланированы в сторону резервов.

Для сбора и отвода вод, стекающих с основной площадки и откосов выемки, устраивают особые канавы, называемые кюветами. Обычно продольный уклон кюветов совпадает с уклоном самой выемки.

Грунт, вынутый из выемки и не использованный для насыпи, укладывают в виде валов, кавальеров.

Полосу земли между полевой бровкой выемки и кавальером называют обрезом. Обрезы делают шириной 10 и более метров, чтобы вес кавальера не влиял на устойчивость откоса выемки.

С верхней стороны выемки на обрезе отсыпают банкетный вал с уклоном в полевую сторону для того, чтобы вода с обреза не стекала в выемку. Для сбора и отвода воды с площадки обреза служат забанкетные канавы. С нагорной стороны за кавальером делается нагорная водоотводная канава.

Типовой нормальный поперечный профиль выемки насыпи земляного полотна железнодорожного пути.

Типовой нормальный поперечный профиль насыпи земляного полотна железнодорожного пути.

Нижнее строение пути

Дата добавления: 2014-09-29 | Просмотров: 1379

Земляное полотно — это комплекс грунтовых сооружений, получаемый в результате обработки земной поверхности и предназначенный для укладки верхнего строения пути. обеспечивающий ус­тойчивость пути и защиту его от воздействия атмосферных и грун­товых вод. Земляное полотно характеризуется продольным и попе­речным профилями. Поперечным профилем называется разрез земляного полотна плоскостью, перпендикулярной его продольной оси. Поперечные профили делятся на индивидуальные и типовые, а последние — на нормальные и специальные. Поперечное очертание типовых профилей насыпи и выемки приведены соответственно на рис.3.5 и 3.6. Верхняя часть насыпи, на которую укладываются балласт, шпалы, рельсы, называется основной площадкой. На однопутных линиях основная площадка имеет форму трапеции шириной поверху 2,3м и высотой 0,15м. а на двухпутных — форму равнобедренного треугольника высотой 0,2 м.

Полоса земли, на которую опирается насыпь, является ее основанием. Линия пересечения основной площадки с откосом называется бровкой земляного полотна. Высотой насыпи считается расстояние от уровня бровок до ее основания по оси (см.рис.3.5). Отношение высоты откоса к горизонтальной его проекции называется крутизной откоса. Откосы, как правило, имеют крутизну 1:1,5.

Читать еще:  Как выровнять откосы если не выровнен

Водоотводная канава (резерв) (см.рис.3.5) используется для отвода воды от насыпи. Берма — это оставляемая для большей устойчивости земляного полотна полоса земли между подошвой насыпи и бровкой резерва (см.рис.3.5). Ширина ее, как правило, не менееЗм, а в местах разлива рек — не менее 4 м. На однопутных участках со стороны предполагаемого строительства второго пути берма уширяется на 4,1 м, то есть на ширину междупутья.

Рис. 3.5. Поперечный профиль однопутной насыпи: 1 — водоотводная канава; 2 — бровка; 3 — обочина:4 — земляное полотно; 5 — балластный слой;. 6 — откос; 7 — берма; 8 — резерв

Рис.3.6. Поперечный профиль однопутной выемки: 1 — на­горная канава; 2 — кавальер: 3 — забанкетная канава; 4 — банкет; 5 — кювет; 6 — балластный слой; 7 – обочина

Водоотводные сооружения у выемок (рис.3.6) — кюветы, забанкетные

и нагорные канавы, кавальеры и банкеты. Кювет — канава для отвода воды, которая должна ..иметь ширину по дну 0.1 м и глубину не менее 0,6 м с продольным уклоном, достаточным для отвода поступающей в нее воды. Для перехвата поверхностных вод и продольного отвода их за пределы выемки устраивают нагорные канавы. Чтобы не допускать к выемке воды, которая собираемся на площади от верхнего обреза до нагорной канавы, делают банкет с поперечным уклоном 0,’02, а за ним забанкетную канаву, Если вынимаемый из выемок грунт не используется для сооружения насы пей, то он складывается на обрезе, образуя кавальер, выработка которого, как правило, не превышает Зм. Преграждая доступ поверхностным водам к выемке, он также играет известную водоотводную роль.

На станциях поперечные профили земляного полотна могут быть односкатными, двухскатными или пилообразными.

В случаях, когда земляное полотно может повредиться течением воды. ледоходом или дождевой водой, необходимо укреплять откосы. Откосы насыпей и выемок, а также конусы у мостов укрепляют засевом травы, одерновкой, посадкой кустарников, .мощением камнем, укладкой монолитных и сборных железобетонных плит.

Для пересечения железной дорогой водные преград, других железных и автомобильных дорог, глубоких ущелий, горных хребтов. застроенных городских территорий, а также для обеспечения безопасного перехода людей через пути и устойчивости земляного полотна в сложных условиях возводятся искусственные сооружения.

К искусственным сооружениям относятся:

Мост — это сооружение, возводимое над водным препятствием. Мосты состоят из опор и конструкций, перекрывающих пространство между ними. называемых пролетными строениями. Различают опоры береговые (устои) и промежуточные (быки).

по числу пролетов — одно-, двух-, трех- и многопролетные;

по количеству главных путей — однопутные, двухпутные, многопутные; по конструкции — с ездой понизу, поверху или со смешанным расположением;

по материалу — металлические, бетонные, каменные, железобетонные, деревянные:

по характеру работы пролетов под нагрузкой — балочные,

арочные, рамные, висячие и комбинированные;

по длине — малые (до 25 м), средние (25-100 м), большие’

(100-600 м). внеклассные (более 800 м).

Бывают также разводные или подъемные мосты.

Путепровод строится для пересечения дорог в разных уровнях.

Эстакада (франц. estacade, от провансальского estaca – свая, балка) сооружается вместо насыпи на городской территории или на подходах к большим мостам.

Виадук (франц. viaduc от лат. via — дорога, путь и duco — веду) возводится вместо высоких насыпей в глубоких ущельях или оврагах.

Тоннель — это сооружение, необходимое при постройке пути под землей или под дном водного пространства. Железнодорожные тоннели бывают: по числу путей — однопутные и двухпутные; по расположению на трассе — горные, равнинные, подводные.

Горные железнодорожные тоннели пересекают горные хребты, водоразделы, отдельные возвышенности, обходят участки осыпей, оползней; снежных лавин и заносов. Такие тоннели бывают перевальные (базисные и вершинные), косогорные (петлевые и спираль­ные), мысовые.

Равнинные железнодорожные тоннели в основном сооружаются в городской черте (например, глубокие вводы, соединяющие открытые участки с подземными вокзалами).

Подводные железнодорожные тоннели располагаются под русла­ми рек, под дном водоемов, каналов, проливов или заливов.

Первые отечественные железнодорожные тоннели — Ковенский длиной 1280 м и Виленский длиной 430 м построены в 1859-62 г.г. на Петербурго — Варшавской железной дороге.

Трубы устраивают вместо мостов на небольших водотоках, а также на суходолах для пропуска через насыпь ливневых и талых вод. Для пропуска через путь потока воды (водоотвода) сооружают также дюкеры. Дюкер представляет собой два колодца, расположенных с обоих сторон железнодорожного пути, соединенных трубой. При небольшой высоте насыпи и малом количестве воды вместо мос­тов применяют лотки.

Подпорные стены обеспечивают устойчивость откосов земляного полотна, а галереи защищают пути от камней и снежных лавин.

Для нормального пропуска воды под мостом сооружают регуля-ционные сооружения, которые предохраняют устои и тело насыпи от подмыва.

Читать еще:  Сделать откосы гаражных ворот

Для осуществления пересечений железнодорожных путей с ав-томобильными дорогами в одном уровне устраивают переезды. Пере­езды в зависимости от интенсивности движения железнодорожного и автомобильного транспорта делятся на четыре категории. Установ­ление категории, порядок содержания и обслуживания переездов определяются соответствующей инструкцией МПС РФ.

Переезды подразделяются на регулируемые и нерегулируемые.

К регулируемым относятся переезды, оборудованные устройс­твами переездной сигнализации, извещающей водителей транспорт­ных средств о подходе к переезду поезда, или обслуживаемые де­журным работником.

Переезды, не оборудованные устройствами переездной сигна­лизации и не обслуживаемые дежурным работником, относятся к не­регулируемым.

Регулируемые переезды оборудуют автоматическими, электри­ческими или механическими шлагбаумами.

Шлагбаум (нем. schlagbaum) — устройство в виде бруса, преграждающее движение автомобилей и другого транспорта и пешеходов через железнодорожный переезд перед прохождением но нему поезда.

, Автоматические шлагбаумы являются основной составляющей частью переездной сигнализации, которой оборудуются регулируемые переезды, не обслуживаемые дежурным работником. Переездная сигнализация обеспечивает закрытие движения через переезд с помощью автоматического шлагбаума при приближении к переезду поезда.

При использовании материала ссылка на сайт Конспекта.Нет обязательна! (0.072 сек.)

Краткие теоретические сведения

Поперечный профиль (рис. 2.1, 2.2) земляного полотна на перегоне проектируется в зависимости от местных условий в соответствии с требованиями СНиП 32-01-95 и ПТЭ.

При проектировании земляного полотна должны выполняться следующие эксплуатационные требования:

1) обеспечение длительной эксплуатации с минимальными отказами при расчетной грузонапряженности проектируемой дороги и максимальной расчетной скорости движения поездов;

3) равнонадежность по протяжению независимо от вида применяемых грунтов и естественного состояния основания.

Полоса земли, на которую опирается насыпь, является основанием насыпи. Линия пересечения основной площадки с откосом называется бровкой земляного полотна, а откоса с основанием – подошвой откоса.

Высотой насыпи считается расстояние от уровня бровок до ее основания по оси (рис. 2.1). Горизонтальная проекция линии откоса называется его заложением, а отношение высоты откоса h к заложению, которое обозначается 1 : n, – крутизной откоса. Крутизна откосов должна обеспечивать их надежную устойчивость и устанавливается в зависимости от высоты насыпи, свойств грунтов, геологических, гидрологических и климатических условий местности. Большое распространение имеют откосы крутизной 1:1,5, называемые полуторными.

Рис. 2.1. Поперечный профиль насыпи

Отвод поверхностных вод от насыпей, сооружаемых из привозного грунта, осуществляется продольными водоотводными канавами шириной по дну и глубиной не менее 0,6 м, которые при поперечном уклоне местности до 0,04 сооружаются с обеих сторон, а при большем уклоне – только с нагорной стороны. Если насыпь возводится из местного грунта, взятого рядом с насыпью, то для отвода воды от полотна используются образующиеся при этом спланированные углубления, называемые резервами.

Полоса земли от подошвы откоса до водоотводной канавы или резерва называется бермой. Со стороны будущего второго пути на однопутных линиях ширина бермы принимается не менее 7,1 м, а с противоположной стороны – не менее 3 м. Для отвода воды от насыпи берма имеет уклон 0,02 – 0,04.

Типовой поперечный профиль выемки приведен на рис. 2.2. Основная площадка при этом имеет те же размеры, что и при насыпи. С каждой стороны основной площадки земляного полотна в выемках устраиваются продольные канавы для отвода воды, называемые кюветами, они имеют глубину не менее 0,6 м, ширину по дну не менее 0,4 м и продольный уклон дна не менее 0,002. Вынутый при сооружении выемки грунт, не используемый для сооружения насыпи в другом месте, укладывается за откосом выемки с нагорной стороны в правильные призмы, называемые кавальерами.

Рис. 2.2. Поперечный профиль выемки

Ширина земляного полотна (в уровне основной площадки) новых железных дорог на прямых участках пути в пределах перегонов принимается по нормам, приведенным в табл. 2.1. Для двухпутных линий ширина земляного полотна увеличивается на 4,1 м.

На участках, расположенных в кривых, размеры основной площадки увеличиваются с наружной стороны кривой в зависимости от величины радиуса в соответствии с требованиями ГОСТ 9238-83 (табл. 2.2).

Кроме этого на кривых участках двухпутных линий в связи с увеличением расстояний между осями смежных путей ширина основной площадки земляного полотна на перегонах (при одинаковом возвышении наружных рельсов обоих путей) дополнительно увеличивается в соответствии с данными табл. 2.3.

1. Типовой нормальный поперечный профиль насыпи

Рис. 2.1.Нормальный поперечный профиль насыпи

Поверхность земляного полотна, на которую укладывают верхнее строение пути, называется основной площадкой.

Линия пересечения основной площадки с откосом называется бровкой земляного полотна. Полоса земли, на которую опирается насыпь, является её основанием. Высотой насыпи h считается расстояние от уровня бровок до ее основания. Горизонтальная проекция линии откоса l называется его заложением, а отношение высоты откоса h к заложению, которое обозначается 1: n, – крутизной откоса. Крутизна откоса насыпей принимается в соответствии с требованиями СНиП: для насыпей высотой до 6 м – 1:1,5, для насыпей высотой от 6 до 12 м в верхней части – 1:1,5, в нижней – 1:1,75.

Читать еще:  Угол внутреннего откоса песка

Линия пересечения откоса насыпи с основанием называется подошвой насыпи

Полоса земли от подошвы откоса до водоотводной канавы или резерва называется бермой. Со стороны будущего второго пути на однопутных линиях ширина бермы принимается не менее 7,1 м, а с противоположной стороны — не менее 3 м. Берма имеет уклон в сторону поля 0,02–0,04.

Рис. 2.2.Очертание основной площадки земляного полотна:

а– однопутной линии;б– двухпутной линии;1– основная площадка;

2– балластный слой;3 – шпала;В– ширина основной площадки

На однопутных линиях основная площадка имеет форму трапеции шириной по верху 2,3 м и высотой 0,15 м, а на двухпутных – форму равнобедренного треугольника высотой 0,2 м. Минимально допустимая ширина основной площадки однопутных линий приведена в табл. 2.1. На двух- и, многопутных линиях ширина основной площадки увеличивается на расстояние между осями крайних путей (на двухпутных линиях – на 4,1м, а на трехпутных – на 9,1м).

Ширина основной площадки земляного полотна (В), м

Скальные, крупнообломочные и песчаные,

кроме мелких и пылевидных песков

Отвод поверхностных вод от насыпей, сооружаемых из привозного грунта, осуществляется продольными водоотводными канавами шириной по дну и глубиной не менее 0,6 м, которые при поперечном уклоне местности до 0,04 сооружаются с обеих сторон, а при большем уклоне – только с нагорной стороны.

Если насыпь возводится из местного грунта, взятого рядом с насыпью, то для отвода воды от полотна используются образующие при этом углубления, называемые резервами. Глубина резерва принимается от 0,5–2 м. Дно резерва шириной до 10 м имеет уклон в сторону поля 0,02–0,04, а при большей ширине – двухсторонний уклон к середине.

2. Типовой нормальный поперечный профиль выемки

Рис. 2.3. Поперечный профиль выемки с кавальером

Основная площадка в выемке имеет те же размеры, что и при насыпи. С каждой стороны основной площадки в выемках устраиваются кюветы, которые, как правило, имеют глубину 0,6 м, ширину по дну 0,4 м и крутизну откосов с полевой стороны, равную крутизне откосов выемки. Крутизна откосов кюветов в суглинках и тощих глинах принимается 1:1, а в остальных случаях – 1:1,5. Маленькая забанкетная канава имеет глубину 0,3 м и ширину по дну 0,3 м. Крутизна откосов забанкетной канавы принимается 1:1,5. За кавальером, а при его отсутствии за банкетом, устраивается нагорная канава глубиной 0,6 и шириной по дну 0,6 м. Крутизна откосов канав, банкетов, кавальеров должна быть не больше 1:1,5. Обрез устраивается шириной не менее 5 м, а со стороны второго главного пути не менее 9,1 м.

1. Вычертить (в карандаше) поперечный профиль земляного полотна на перегоне (масштаб 1:100).

2. Указать на чертеже названия элементов земляного полотна и водоотводных устройств, величины и направления уклонов, крутизну откосов, основные размеры.

Исходные данные

Вид поперечного профиля

Насыпь (без резерва)

Насыпь (без резерва)

Насыпь (без резерва)

Насыпь (без резерва)

Насыпь (с резервом)

Насыпь (с резервом)

Выемка (без кавальера)

Выемка (без кавальера)

Выемка (с кавальером)

Выемка (с кавальером)

Начинать работу следует с нанесения линии поверхности земли и оси главного пути. По заданной высоте насыпи определяется расположение линии бровок земляного полотна. Далее, откладывается расстояние от оси пути до правой, а затем до левой бровок земляного полотна, и вычерчивается основная площадка. Выдерживая необходимые величины крутизны откосов, следует вычертить поперечный профиль земляного полотна в одну, а затем в другую сторону. Закончить работу следует нанесением на чертеж водоотводных сооружений.

1. Правила технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации (ПТЭ) ЦРБ-756.– М., 2000.

2. Шахунянц Г. М. Железнодорожный путь. – М.: Транспорт, 1987.

Практическое занятие 3

Рельсы предназначены для направления движения колес подвижного состава, восприятия нагрузки от него и передачи ее на шпалы. Кроме того, рельсы используются на участках с автоблокировкой как проводники сигнального тока, а при электротяге – обратного тока.

Для надежной работы рельсы должны быть достаточно прочными, долговечными, износоустойчивыми, твердыми и в то же время нехрупкими, так как они воспринимают ударно–динамическую нагрузку. Материалом для рельсов служит высокопрочная углеродистая сталь. В зависимости от массы и поперечного профиля рельсы подразделяются на типы: Р50, Р65 и Р75. Буква «Р» означает «Рельс», а цифра – округленную массу одного метра в килограммах. До 1962 года в путь укладывались также рельсы типа Р43.

Поскольку наибольшее воздействие на рельс оказывает вертикальная нагрузка, стремящаяся изогнуть его, наиболее рациональной формой рельса считается двутавровая, обеспечивающая одновременно и меньший расход металла (рис. 3.1)

Рис. 3.1. Современный широкоподошвенный рельс

R1 = 300мм, R2 = 80мм, Rш = 350–450мм, r1 = 15мм, r2 = r6 = r7 = 1,5–4мм,

r3 = 5–7мм, r4 =10–17мм, r5 =15–25мм, к = 20, n = 4.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector