Stroi-doska.ru

Строй Доска
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Как посчитать коэффициент откоса

Подсчёт объемов земляных работ

При проектировании автомобильной дороги необходимо определить:

— объем основных земляных работ при отсыпке насыпей и разработке выемок;

— возможные источники получения грунта, а также среднюю дальность транспортировки;

— объем дополнительных земляных работ по устройству присыпных обочин, водоотводных и нагорных канав, искусственных русел, отсыпки конусов у мостов и путепроводов, съездов с дороги, и т.п.

Подсчет объемов насыпей и выемок ведется по рабочим отметкам с учетом принятых типов поперечного профиля земляного полотна.

В курсовом проекте производится подсчет объемов насыпей.

Объемы для насыпей (VH) определяются по формуле:

VH = (Vпр+Vрс-Vдо)*kотн, м3

Где: Vпр — профильный объем земляного полотна, м3

Vрс — объем снимаемого растительного слоя грунта, м3

Vдо — поправка на устройство дорожной одежды, м3

kотн — коэффициент относительного уплотнения грунта (отношение требуемой плотности грунта в насыпи к его плотности в резерве), ориентировочные значения принимаются по таблице 4.7 (1). Котн=1.0

Профильный объем определяется по следующей зависимости:

Где: m — коэффициент заложения откосов земляного полотна;

L — длина участка, м;

F1, F2 — площадь поперечного сечения земляного полотна в начале и конце участка (поперечный уклон местности учитывается в том случае, если он больше 1:10), м2;

H1,H2 — рабочие отметки в этих же сечениях, м;

В насыпи площадь поперечного сечения определяется по формуле:

Где: В – ширина земляного полотна поверху, м

m – коэффициент заложения откоса выемки, м.

Поправка на снятие растительного слоя равна:

Vрс=((F1рс + F2рс)/2)*L, м3

Где: Fiрс = (B + 2*Hi — m)*hрс, м2

hрс — толщина снимаемого растительного слоя грунта, м.

Поправка на устройство дорожной одежды рассчитывается по формуле:

где: Fдо – поперечная площадь дорожной одежды, м2

Fдо = (h1+h2)*(a-b/2)+m(h2)2, м2

В результате проведенных работ была запроектирована автомобильная дорога III технической категории.

Расчетная интенсивность движения 3794 единиц в сутки.

Расчетная скорость дороги 100 км/ч.

Строительная длина трассы 10645.64 м.

Ширина проезжей части 7м, ширина обочины 2.5м.

Также были рассчитаны малые водопропускные сооружения:

— прямоугольная водопропускная труба размерами 2х2м

— круглая водопропускная труба диаметром 1.5м

Были назначены типовые поперечные профили (тип 2,3,4) и рассчитаны объемы строительных работ.

В целом в результате проделанных работ мы приобрели навыки работы с техническими документами, а так же разработки и оформления документации на строительство автомобильных дорог.

Информация по теме:

Технико-экономическое обоснование дипломного проекта
Задачи, постановленные переходным периодом к рыночной экономике, требуют от специалистов с высшим образованием умения экономически обосновывать принятие любых технических или организационных решений. Эти мероприятия должны быть не только техническими и технологическими совершены, но и экономически .

Прибор для диагностирования рулевого управления
Прибор состоит из люфтомера и динамометра. Люфтомер состоит из шкалы (3), закрепленной на динамометре, и указательной стрелки (2), закрепленной на рулевой колонке зажимами (1). Динамометр зажимами (4) крепят к ободу рулевого колеса. Шкалы динамометра расположены на рукоятках (5). При замере люфта р .

Расчет потребного количества оборудования депо
Расчет потребного количества основного оборудования (станков, электрогазосварочных аппаратов, кузнечных агрегатов и прессов) ремонтного депо производится на основании разработанного технологического процесса и норм затрат станко-часов на один ремонтируемый вагон при выполнении отдельных технологиче .

ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ ПРИБОРТОВОГО РЕЛЬЕФА МЕСТНОСТИ НА УСТОЙЧИВОСТЬ БОРТОВ КАРЬЕРОВ

Пархимчик М.В.

Аспирант кафедры маркшейдерского дела, Санкт-Петербургский Горный университет

ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ ПРИБОРТОВОГО РЕЛЬЕФА МЕСТНОСТИ НА УСТОЙЧИВОСТЬ БОРТОВ КАРЬЕРОВ

Аннотация

Обеспечение устойчивости бортов карьеров является сложной инженерной задачей, зависящей от многих факторов. Наличие дополнительных, пусть и не значительных, притоков влаги действует на призму скольжения, уменьшая силу трения. В данной работе рассмотрены условия формирования потенциально опасных зон в приконтурном массиве карьера, приведено обоснование необходимости учета рельефа местности при определении мест расположения наблюдательных станций, так как такие зоны аккумулируют в себе влагу и, соответственно, отрицательно воздействуют на устойчивость.

Ключевые слова: Маркшейдерское дело, устойчивость, карьер, рельеф, маркшейдерский контроль, гидрогеология.

Читать еще:  Крепление откосов металлической сеткой

Parkhimchik M.V.

Postgraduate student, Department of Mine Surveying, Saint Petersburg Mining University.

INVESTIGATION OF THE INFLUENCE OF TOPOGRAPHY ON THE STABILITY OF PIT WALLS

Abstract

Ensuring the stability of pit is a complex engineering task that depends on many factors. The presence of additional, though not significant, the tributaries of the moisture acts on the prism slide, reducing friction. In this paper, the conditions for the formation of potentially dangerous zones in the marginal array career, the substantiation of the necessity of taking into account of the terrain when determining the locations of observation stations, as these areas accumulate moisture and, accordingly, adversely affect the stability.

Key words: mine surveying, slope stability, quarry, topography, mine monitoring, hydrogeology.

Одной из важнейших проблем при добыче полезных ископаемых открытым способом является обеспечение устойчивости бортов карьеров. Решение этого вопроса базируется, в основном, на существующих общих методах расчёта устойчивого борта и стандартной инструкции по наблюдениям за деформациями бортов, откосов уступов и отвалов на карьерах и разработке мероприятий по обеспечению их устойчивости.

Расчету устойчивости бортов карьеров уделено большое внимание в работах таких ученых, как Фисенко Г.Л., Мочалов А.М., Мустафин М.Г., Борщ-Компаниец В.И., Пустовойтова Т.К., Певзнер М.Е., Куваев Н.Н., Макаров А.Б., Низаметдинов Ф.К. и других. Разработанные методики позволили повысить как безопасность, так и рациональность ведения горных работ. Тем не менее, методы имеют большой запас устойчивости, что может привести к увеличению объема вскрышных работ и снижению величины извлечения полезных ископаемых.

Благодаря совершенствованию компьютерных технологий и, в частности, программных комплексов, стало возможно рассчитать, как влияет строение прилегающего к борту рельефа на устойчивость массива: получить зависимости распределения напряжений в породах борта и выявить отличия между разными формами рельефа. Таким образом, на сегодняшний день, существуют хорошие условия для решения вопроса устойчивости бортов карьеров с учетом рельефа местности.

Различия в строении месторождений создают многообразие горно-геологических условий, учет которых позволит повысить экономическую эффективность ведения горных работ и безопасность на карьерах как во время их эксплуатации, так и после завершения работ. Накопленный опыт является хорошей базой для дальнейших исследований и совершенствования существующей системы маркшейдерского контроля устойчивости в соответствии с текущей ситуацией в горном деле.

На устойчивость откоса оказывает влияние множество факторов: прочность пород, угол и высота откоса, структурные особенности массива и др. Эти характеристики, в свою очередь, влияют на величины сопротивления сдвигу горных пород в массиве и положение в массиве поверхностей скольжения.

Нарушение устойчивости (сдвижение) бортов карьеров связано с изменением напряженного состояния нетронутого массива в результате проведения открытых горных работ. При этом еще в работах у Г.Л. Фисенко отмечено, что на прочность пород существенное влияние оказывают условия накопления осадков и процессы последующего их изменения [4, С. 36]. Таким образом, следует ожидать, что наличие зон просачивания в виде углублений в прибортовом рельефе, является существенным фактором воздействия на массив.

Гидрогеологические факторы напрямую зависят от климата и современного рельефа местности. Они оказывают существенное влияние на устойчивость откосов, сложенных несвязными и слабосвязанными осадочными и сильно выветрелыми скальными породами. [4, С. 43].

Не резко выраженный рельеф, содержащий в себе бессточные впадины, препятствует стоку атмосферных осадков и, соответственно, способствует увеличению обводненности пород. Кроме того, такое препятствие стоку котлованным микрорельефом способствует заболачиванию территории и образованию поверхностных водоемов [4, С. 44].

Читать еще:  Ремонт откосы с уголком

Прибортовой рельеф можно классифицировать по форме на три большие группы:

  1. плоский,
  2. бургистый,
  3. котлованный.

При строении приконтурного рельефа 1 и 2 типа, сток дождевых и талых вод осуществляется беспрепятственно. Влага частично фильтруется через массив, в зависимости от типа пород, однако просачивание происходит равномерно по всей площади массива.

Если в прибортовом рельефе присутствуют локальные понижения (3 тип), это приводит к аккумулированию дождевых и талых вод, просачиванию их через зоны повышенной проницаемости (верхние участки плоскости скольжения с высокими растягивающими напряжениями). Влажность существенно изменяет прочностные характеристики массива горных пород, места скопления влаги следует относить к потенциально опасным.

Для решения поставленной задачи хорошо подходит программный комплекс Phase2 [5], основанный на методе конечных элементов, способный рассчитать коэффициент запаса устойчивости откоса с учетом физико-механические свойств горных пород.

Данная задача ставилась уже не раз у разных авторов, занимавшихся решением вопросов устойчивости откосов в годы становления данной области исследований. Стоит отметить, что сложность расчетов и большой объем исходных данных не позволил исследователям решать подобные задачи в прошлом. Поэтому их научный интерес сконцентрировался вокруг разработки методик определения положения поверхности скольжения. Но с развитием технологий и появлением современных программных комплексов эти трудности исчезли.

Использовались упрощенные модели карьеров, сформированные в однородном массиве горных пород (в данном случае сложенными из песка мелкозернистого).

Коэффициент поперечной деформации Пуассона определяется при испытании грунтов методом трехосного сжатия (ГОСТ 12248-96). СНиП 2.02.01-83 рекомендует в случае отсутствия данных лабораторных определений значение коэффициента Пуассона принимать равным для песков и супесей – 0,30.

Механические характеристики приняты по СНиП 2.02.01-83, Приложение Б «Нормативные значения удельного сцепления сn, кПа, угла внутреннего трения jn, град., глинистых нелессовых грунтов четвертичных отложений» (рис. 1).

Рис. 1 – Значения механических характеристик

Высота результирующего уступа принята равной 100 метрам. Максимально допустимый угол для данного типа пород посчитан с помощью программного комплекса Phase2.

Для обеспечения необходимого коэффициента запаса устойчивости для бота сложенного песками тонкозернистыми угол откоса должен составлять 34°, что видно из интерпретации результатов расчета (рис. 2).

Рис. 2 – Интерпретация результатов расчета устойчивости плоского борта

Для составления наглядной картины влияния рельефа прибортовой местности на устойчивость была взята за основу полученная модель устойчивого однородного борта и в нее были добавлены произвольные углубления в зоне предполагаемого влияния призмы скольжения.

Рис. 3 – Интерпретация расчета уступа с локальным понижением 1:2м при фиксированном коэффициенте запаса устойчивости n=1.25

На рисунках 2 и 3 видно, что при одинаковых исходных механических параметрах грунта и разной геометрии борта, для ровного в плане борта условие устойчивости было соблюдено, а для борта с незначительным понижением 1 м глубиной и 2 м шириной видно формирование плоскости скольжения.

Дальнейшие исследование показывают, что выявленная тенденция сохраняется при варьировании ширины и глубины «ямы». Тем не менее, степень влияния разных форм локальных понижений рельефа, их геометрических параметров и пространственного расположения может оказывать разное влияние на различные литологические разности.

Изучив существующие схемы позиционирования наблюдательных станций и факторы, влияющие на устойчивость, можно сделать вывод, что до сих пор недостаточное внимание уделено форме приконтурного рельефа и наличия зон увлажнения.

Необходимо дополнительно рассмотреть данные участки, как потенциальные накопители влаги и провести следующий этап моделирования.

Автором работы предполагается также построить зависимости изменения коэффициента устойчивости борта в зависимости от увлажненных зон. Разработать методику прогноза потенциально опасных зон в прибортовом массиве карьера.

Читать еще:  Георешетка для укрепления откосов схема

Список литературы / References

  1. Гусев В. Н. Сдвижения и деформации горных пород: Учеб. пособие. / В. Н. Гусев, Е. М. Волохов // Санкт-Петербургский государственный институт (технический университет). – 2-е изд., исправленное. – СПб.: СПГГИ, – С. 64-80.
  2. Мустафин М. Г. Геомеханическое обеспечение маркшейдерского контроля сдвижения пород при открытой разработке месторождений полезных ископаемых / М. Г. Мустафин, Т. К Пустовойтова, А. Н. Гурин и др. // Горный информационно-аналитический бюллетень. – М.: МГГУ, 2006. – № 6. – С. 45 – 48.
  3. Панченко А. В. Моделирование деформаций борта карьера с разными свойствами горных пород и геометрией в плане / А. В. Панченко // Наука и Мир. – 2014. – № 4 (8). – С. 160-162.
  4. Фисенко Г. Л. Устойчивость бортов карьеров и отвалов / Г. Л. Фисенко – М.: Недра, 1965. – С. 40-47.
  5. Phase2 Finite Element Analysis for Excavations and Slopes. Support [Электронный ресурс] / Rocscience inc. – Ресурс доступа: http://www.rocscience.com/products/3/support.pdf

Список литературы на английском языке / References in English

Коэффициент устойчивости экономического роста + формула расчета

В статье мы подробно рассмотрим коэффициент устойчивости экономического роста компании, формулу расчета, связь с платежеспособностью бизнеса. Данный показатель помимо оцени существующего бизнеса используется для оценки потенциала роста в бизнес плане.

Что такое экономический рост и развитие?

Оценка стоимости бизнесаФинансовый анализ по МСФОФинансовый анализ по РСБУ
Расчет NPV, IRR в ExcelОценка акций и облигаций

Коэффициент устойчивости экономического роста бизнеса

Коэффициент устойчивости экономического роста (англ. Return on revenue, RR) – показатель, отражающий средний темп изменения собственного капитала предприятия за рассматриваемый период. Данный коэффициент относится к группе показателей оборачиваемости (деловой активности) и характеризует скорость развития бизнеса при текущей структуре капитала, фондоотдаче, дивидендных выплат, рентабельности и т.д.

Коэффициент устойчивости экономического роста. Формула расчета

Показатель рассчитывается по данным бухгалтерского баланса и представляет собой отношение реинвестированной чистой прибыли предприятия к среднегодовому размеру собственного капитала.

Если расписать более подробно данную формулу, то коэффициент устойчивости экономического роста будет иметь следующий вид:

Анализ коэффициента устойчивости экономического роста. Нормативное значение

Данный показатель анализируется в динамике, так повышающая тенденция характеризует рост деловой активности предприятия, расширение его мощностей и эффективности управления. Снижение коэффициента показывает уменьшение оборачиваемости и снижение темпов развития предприятия. Максимальный экономический рост компания может достичь в том случае, если вся полученная прибыль реинвестируется (вкладывается).

Значение коэффициента

Оценка финансового состояния предприятия

Факторный анализ коэффициента устойчивости экономического роста

На значение коэффициента влияют различные показатели деятельности предприятия, факторный анализ позволяет определить степень влияния различных факторов на итоговое значение коэффициента. Рассмотрим 4-х факторную модель коэффициента устойчивости экономического роста:

Кр – коэффициент реинвестирования чистой прибыли предприятия;

Кфз – коэффициент финансовой независимости.

Рост коэффициента может быть обеспечен увеличением значения формирующих факторов:

  • Увеличение доли реинвестирования чистой прибыли в собственный капитал;
  • Рост эффективности и прибыльности продаж продукции;
  • Повышение отдачи от капитала;
  • Уменьшение доли заемных средств и повышение финансовой независимости.

Помимо коэффициента устойчивости экономического роста для оценки уровня деловой активности используют показатели деловой активности и оборачиваемости. Более подробно о них читайте в статье: “Коэффициенты оборачиваемости. 6 формул расчета“.

Резюме

Коэффициент устойчивости экономического роста позволяет оценить изменение потенциала компании, ее инвестиционной привлекательности и финансовой устойчивости. Данный показатель активно используется в бизнес планировании, KPI и стратегическом менеджменте компаний.

Автор: к.э.н. Жданов Иван Юрьевич

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector